Куда пропали все женщины-программисты?

Dec 22, 2014 20:02


Грейс «Удивительная» Хоппер - американский учёный, разработчик первого компилятора для языка
программирования, одна из первых, кто писал программы для гарвардского компьютера Марк I
Фотография: Computer History Museum, конец 1960-х
На заре зарождения информатики, «когда компьютеры были большие», программирование отнюдь не было мужской профессией. Что же произошло, и куда подевались все женщины-программисты?
ffddff перевела интересную статью, рассказывающую о том, что же случилось с женщинами в информатике:
Американская ситуация

В современной информатике в основном мужчины. Но так было не всегда. Множество пионеров вычислительных наук - люди, которые программировали первые компьютеры - были женщинами.

В течении некоторого времени количество женщин изучающих информатику росло быстрее, чем количество мужчин. Но в 1984м году что-то изменилось. Процент женщин в информатике перестал расти а затем даже упал, несмотря на то, что доля женщин в технических областях продолжала расти.

Что случилось?

Мы провели несколько последних недель пытаясь ответить на этот вопрос, но не нашли одного конкретного и ясного ответа. Но вот хорошее место, чтобы начать: доля женщин в информатике начала падать примерно в то же самое время когда персональные компьютеры появились в домах США в значительных количествах. Те ранние персональные компьютеры не были чем-то существенно большим, чем игрушки. Можно было играть в пинг-понг или простые шутеры, может быть немного писать. Эти игрушки были маркетированы почти полностью для мужчин и мальчиков.

Эта идея, что компьютеры - для мальчиков, стала историей которую мы рассказываем сами себе о компьютерной революции. Она помогла определить кто такие гики, и создать техническую культуру. Фильмы, такие как Weird Science, Revenge of the Nerds и War Games все вышли в 80х. Выводы их сюжета равнозначны следующим: неловкие гики, мальчики-гении, используют техническую смекалку, чтобы победить невзгоды и врагов и чтобы завоевать девушек.

В 1990х исследователь Джейн Марголис опросила сотни студентов факультета Computer Science (Информатика - прим. пер.) университета Carnegie Mellon, который имеет одну из самых топовых программ в США (реально вышак для инженеров и иже с ними - прим. пер.). Она выяснила, что семьи более охотно покупали компьютеры для мальчиков, чем для девочек, даже если девочки были сильно увлечены компьютерами. Это сильно повлияло на этих детей, когда они пошли в университет. Так как персональные компьютеры стали более обычным явлением, профессора информатики все более часто предполагали, что студенты выросли, играя с компьютерами дома.

Патрисия Ордонез (Patricia Ordonez) не имела дома компьютера, но она была математическим виртуозом в школе.

«Моя учительница осознала, что я была очень хороша в решении задач, поэтому она вытаскивала меня и еще одного мальчика заниматься продвинутой математикой», говорит она.

«Мы занимались математикой вместо отдыха!»

Поэтому, когда Ордонез поступила в Carnegie Mellon в 80х, она решила, что она будет заниматься или computer science или electrical engineering. Затем она взяла свой первый урок и поняла, что большинство парней в ее классе были намного впереди нее, потому что они с детства играли с компьютерами.

«Я помню один раз я спросила вопрос у профессора, профессор остановился, посмотрел на меня и сказал, „Ты уже должна знать это“,» она вспоминает.

«И я подумала, что у меня никогда не получится преуспеть».

В 70-х такого бы никогда не случилось: профессора в классах предполагали, что их студенты пришли ни с чем. Но в 80-х это изменилось. Ордонез закончила этот класс, но получила первую С (аналогично оценке «3» - прим. пер.) в своей жизни. В конце концов она бросила программу и перешла на факультет иностранных языков.

Более чем через 10 лет она снова вернулась к компьютерам. Она нашла учителя и в конце концов получила PhD. in computer science. Теперь она профессор информатики в университете в Пуэрто Рико.

Примечание переводчицы: Натолкнулась на любопытную статью. Статья скорее на подумать, чем претендующая на строгую научность. Но все же любопытно. График меня бесконечно радует.
Прошу прощения за кривой русский.



Читать полностью в блоге автора

wolf_kitses пересказывает слова знакомого математика:
«Программирование у меня стало одним из уязвимых мест с 10 класса, когда я перешла в математический класс одной из «продвинутых» школ. Если математику с физикой удалось догнать за месяц - полтора (я перевелась в октябре) и получить за полугодие «5», то с программированием были проблемы до конца учебы (а в первом полугодии я вообще радовалась, когда получила «3»).

Один из учителей не объяснял практически ничего, а второй объяснял, но так, что даже простые вещи выглядели непонятными. При этом учитель программирования сильно удивлялся: почему с математикой и физикой проблем нет, когда дали на информатике контрольную по чему-то типа дискретной математике - одна из немногих получила «4», а как сажусь за компьютер - впадаю в глубокий ступор.

(Кстати, дома у нас тогда компа не было, и когда одноклассники спокойно спрашивали «можно я посмотрю е-мейл», у меня был культурный шок.).

На мехмате МГУ каждый год менялись преподаватели по ЭВМ, и в итоге «правая рука не знала, что делает левая».

На 1 курсе нас учили только теории (по крайней мере, у нас в группе), на втором стали обучать языку Java, предполагая, что мы знаем Си. На компьютерах все команды надо было делать в командной строке, а как - никто заранее не объяснил.

На 3 курсе выяснилось, что если мы не знаем Си, то вообще странно, как мы доучились до 3 курса. Я его знала, но плохо (какие-то воспоминания оставались со школы). По книге Кернигана - Риччи понять можно было далеко не все. Например, надо создать массив длины n. Если с самого начала известно, что n равно, скажем, 10, то это просто и в книге явно описано. Но на практике обычно это значение заранее не известно, оно вводится после запуска программы. Пришлось обращаться к друзьям. Выяснилось, что это делается с помощью команды malloc. В книге она действительно была, и там писалось про то, что она делает (что-то про выделение ячейки памяти, если не путаю), но из текста неподготовленному человеку нельзя было понять, что эту команду можно употреблять для создания массивов. И еще было несколько подобных команд.

В общем, программы по решению линейных систем и приближению функций у меня стали получаться. Но когда начались усложнения с параллельными вычислениями и графикой - опять начались очень большие трудности, соответствующие задачи были засчитаны исключительно за старание. (Зато я решала задачи по функциональному анализу за всю группу, где училась моя подруга, - и практически к каждому занятию удавалось решить все. Это чтобы читатель не решил, что мне на мехмате не место.) На 4 курсе были численные методы, там, к счастью, распараллеливания не требовалось, задачи я сдавала вовремя и программы работали. Но я уже понимала, что программирование - не мое, и после 4 курса больше программ не писала".

Я добавлю, что значительная доля женщин в этой профессии поначалу связана с предысторией.

Читать полностью в блоге автора

fregimus показывает историческую фотографию:
«В связи с годовщиной «Спутника-1» почитал за историю первых ИСЗ, и набрел на фотографию космических компьютеров, использовавшихся для расчетов траектории и обсчета результатов первых американских «Эксплореров». Вот они:



«До появления ЭВМ слово computer - „вычислитель“ - означало человека, вооруженного арифмометром, таблицами и логарифмической линейкой, производившего вычисления. Работа оплачивалась довольно дешево, и нанимались на нее в основном девочки сразу по окончании школы».

Читать полностью в блоге автора


женщины, main, история, компьютер, s_женщины, техника, society, science

Previous post Next post
Up