«Конская голова» - одна из наиболее известных туманностей
Впервые была обнаружена в 1888 году на фотографиях Гарвардской Обсерватории
Изображение:
NASA
Cразу после Большого взрыва, когда Вселенная была молодой и горячей, - объекты в ней не имели массы. С тех пор прошло более десяти миллиардов лет, Вселенная постарела, похолодела и обрела вес. Но учёные до сих пор не могут составить общего уравнения для
четырех главных её сил. Впрочем, уточняет
koptchick, в их руках есть одно свойство, которое пока ещё не подводило…
Многие, наверняка, слышали о теории bazinga большого взрыва, согласно которой Вселенная родилась из некой сингулярности - точки, в первые мельчайшие доли секунды сосредоточившей в себе всю материю зачинающегося мироздания. И в те начальные мгновения вещество Вселенной, раскалённое до сверхвысоких температур, находящееся при высочайших давлениях, представляло из себя некий бульон, в котором едва ли что-то можно было различить.
Предполагается, что в первые моменты жизни Вселенной ещё не существовало тех четырёх типов взаимодействия, о которых речь шла в моём
предыдущем посте. Вместо гравитации, электромагнетизма, сильного и слабого взаимодействий была некая единая «суперсила», которая лишь затем, по мере остывания материи и расширения её в пространстве, постепенно разделилась на имеющиеся теперь четыре, казалось бы, совершенно разные и не имеющие ничего общего между собой, типа взаимодействия.
То есть, грубо говоря, поначалу, во Вселенной всё было сжато настолько «плотно и жарко», что частицы не имели другого выбора, нежели чем быть чем-то единым и тождественным друг другу. Затем же, по мере разрежения вещества, каждая частица смогла как-то самоопределиться и занять комфортную для неё нишу, обретя «своё лицо» и начав взаимодействовать с окружающим миром так, как ей самой «больше нравится».
Сверху - шкала температур в кельвинах, снизу - возраст Вселенной: сначала отделяется гравитация,
затем сильное взаимодействие, последними разделяются электромагнетизм и слабое взаимодействие
Также считается, что эти четыре силы можно и заново объединить, если разогнать взаимодействующие частицы до неких немыслимых энергий (на которые никаких Больших Адронных Коллайдеров не хватит), сопоставимых с теми, которыми обладало вещество в зарождающейся Вселенной.
Вот нынешние физики и бьются над созданием «теории великого объединения» и «теории всего», которые смогли бы свести под единый знаменатель сначала слабое и электромагнитное взаимодействия с сильным, а, затем, и с гравитационным тяготением, как это и было в самой «точке отсчёта» нашей Вселенной. Подразумевается, что такая теория смогла бы разом, в одном уравнении или законе описать всё многообразие наблюдаемых в природе явлений. К настоящему моменту исследователям удалось успешно «сшить» воедино лишь электромагнитное и слабое взаимодействия, но какие наши Хокинга годы?..
Бессмертен, вечен, хтоничен!
Казалось бы, создать «теорию всего» - задача совершенно утопическая и исполнимая едва ли. Однако, в своих руках физики имеют замечательнейшее средство, которое их пока ещё не подводило и в которое они свято верят. Имя ему - забухать симметрия.
Что мы обычно называем симметрией? Например, некоторую геометрическую фигуру или форму здания мы называем зеркально-симметричной, если её или его отображение в поднесённом зеркале оказывается неотличимым от оригинала. Примерно тот же смысл в понятие симметрии вкладывают и физики. Но об этом расскажу уже в
следующем посте.