Макет искусственной гравитационной космической станции NASA, 1969
Изображение:
NASA После возвращения из космоса у многих астронавтов из-за ослабленной гравитации слабеют мышцы
Длительное нахождение в невесомости или под воздействием гравитационного поля более слабого,
чем на Земле, может вызвать проблемы со здоровьем
Многосторонний любитель космоса
kiri2ll знакомит нас с космическими новостями. Кто бы мог подумать, что на спутнике Юпитера не только есть гейзеры со следами кислорода и водорода, но и наблюдается сейсмическая активность, которая раньше была исключительной особенностью нашей планеты.
Сразу две новости о спутнике Юпитера - Европе. Первая касается его гейзеров. Напомню, что в конце прошлого года в журнале Nature была опубликована статья,
рассказывающая о наблюдениях спутника, проведенных телескопом «Хаббл» в декабре 2012 года в УФ-спектре. В их ходе были обнаружены струи водяного пара, исходящие из района южного полюса Европы. Их максимальная высота составила 200 километров, а мощность выброса - 7 тонн в секунду. В отличии от выбросов гейзеров Энцелада, которые состоят из воды и частиц пыли, в спектре выбросов Европы были найдены только следы кислорода и водорода.
Открытие наделало много шума и значительно подняло интерес к отправке специализированной миссии к спутнику - ведь если эти выбросы берут свое начало в подповерхностном океане Европы, то изучив их, мы фактически сможем проникнуть в него, не пробиваясь через многокилометровую ледяную кору. Однако, повторные наблюдения Европы, проведенные в январе и феврале этого года тем же «Хабблом», внесли свою ложку дегтя в эти ожидания. «Хабблу»
не удалось обнаружить новых выбросов, что порождает следующие возможные объяснения:
а) Первая версия заключается в том, что возможность наблюдения струй зависит от состояния магнитосферы Юпитера: при некоторых условиях, плазменная среда гиганта «подсвечивает» выбросы пара, благодаря чему их можно увидеть в УФ-спектре.
б) Вторая версия заключается в том, гейзеры все же есть, но их активность непостоянна и сейчас выбросы настолько малы, что их невозможно увидеть. По крайней мере, согласно одному из старых предположений, гейзеры Европы активны лишь когда спутник находиться в апоцентре (т. е. максимально удален от Юпитера).
в) И наконец, самый грустный для всех ученых вариант - никаких гейзеров все же нет и это ошибка в измерениях или обработке данных. В таком случае чтобы изучить океан Европы придется все же пробивать к нему дорогу.
Вторая новость касается тектонической активности на Европе. Известно, что кора нашей планеты состоит из литосферных плит. За счет конвекции в верхнем слое мантии, они находятся в постоянном движении относительно друг друга: там где одна плита заходит под край другой (зона субдукции) старая кора разрушается; в зонах расширения же наоборот, образуется новая кора.
Как оказалось, на Европе может существовать схожий механизм, только роль каменных литосферных плит там исполняют части ледяной коры спутника, а роль мантии - находящийся под ней слой более теплого конвекционного льда. По крайней мере, такого мнения придерживается группа ученых,
опубликовавших исследование на эту тему в журнале «Nature Geoscience». На схеме ниже изображена их модель тектоники Европы.
Исследователи проанализировали снимки Европы, сделанные свыше десятилетия назад аппаратом «Галилео». Они легко обнаружили места, где появляются новые участки ледяной коры (аналог зон расширения на Земле), однако долгое время для них оставалось загадкой, куда же девается старая кора.
Чтобы ответить на этот вопрос, они произвели цифровую реконструкцию участка поверхности Европы размером с Грецию (площадью 134 тысячи квадратных километров), чтобы понять, как он выглядел до образования новой коры. В результате, они обнаружили «пропажу» около 20 000 тысяч квадратных километров ледяной поверхности, а также определили границу, где именно она исчезла. В результате был сделан вывод, что на Европе действует механизм, схожий с земным - когда одна ледяная плита заходит под край другой и постепенно разрушается.
Если данное открытие подтвердится, то Земля видимо потеряет почетный статус единственного небесного тела в Солнечной системе, где существует тектоника плит. Но не думаю, что из-за этого кто-то сильно расстроится.