Десять веков шахмат в фотографиях

Jul 16, 2014 22:00


Кадр из фильма Гая Ричи «Револьвер» (2005)
Герой актёра Джейсона Стэтхэма - обладатель «универсальной формулы», которая гарантирует победу тому, кто её использует, если дело касается игры или мошенничества
skyruk делится изображениями из сумасшедше редкой книги, «Художественных шахматных фигур десяти столетий». Первое издание этого фолианта напечатано в 1963 году, и содержит, как указано в названии, фотографии шахматных фигур, вырезанных ещё в раннем Средневековье. По страницам этой книги можно проследить развитие шахмат от древней Японии до наших дней.

«Künstlerishe Schachfiguren aus zehn Jahrhunderten; 45 Bildtafeln (Insel-Bücherei Nr. 752)» - «Художественные шахматные фигуры десяти столетий»: 45 фотографий из музеев всего мира, первое издание 1963 года, с комментариями. Я слыхал об этой книге, видел сканы обложки в Сети, но и только. И не сказать, чтоб я так уж её вожделел, но заглянуть внутрь мне было бы интересно.
И вот в минувшую субботу я совершенно случайно увидел её на развале и не поверил глазам: она! Корешок оторван, но внутри всё в прекрасном состоянии. Ещё и с автографом! (непонятно, правда, чьим).



Я уже привык к тому, что на барахолке в Измайловском кремле попадаются странные и удивительные вещи, но к такому был всё-таки не готов. Наверное, эта книга была действительно хоть сколько-нибудь нужна дай бог двум-трём людям в Москве. Но мир действительно тесен. Цена вопроса оказалась приемлемая. Пара часов работы со сканером - и вот вам фотографии. Наслаждайтесь.



Ладья, Египет, слоновая кость, 3 (!) век нашей эры. Находка единичная, и потому не совсем понятно, шахматная ли это фигура, но эксперты склоняются к мысли, что таки да, это шахматная ладья.



Слева: король, исламский Египет, арабская шахматная фигура из горного хрусталя, 11 в. н.э.
Справа: немецкие и британские костяные фигуры, сделаные под влиянием абстрактных форм фигур исламского периода (слева направо): слон, король и конь, 12 в. н.э. Король и слон были найдены в 1950 году при земляных работах в Лондоне, конь был обнаружен в германском Тюбингене в 1932-м.



Слева: ладья, резная кость, Нижний Рейн (предп. Кёльн), вторая половина 11 в. н.э. Гипсовая копия (оригинал сильно пострадал во время пожара).
Справа: слон, резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Обе фигуры относятся к редкому типу «двуглавых» фигур - это был недолгий период, когда шахматы, сохранив в целом свою абстрактную исламскую форму, уже стали «европеизироваться». Бивни абстрактной фигуры слона превратились в две головы. Фигурки богато украшены пластичной, вычурной резьбой, среди которой встречаются не только образы людей, но звери и мифические существа - две большие птицы (предп. гусь и фламинго), кентавр и сатир. Оборотную сторону можно видеть на следующем фото.



Слева: слон (оборотная сторона), резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Справа: король, предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 12/13 вв. н.э. Фигура изображает короля, сидящего на троне, у подножия которого сидят два пажа. Резьба компактная, но от исламской абстракции уже почти не осталось следа, фигура уже не круглая в сечении, мифические существа тоже исчезли, на оборотной стороне фигуры растительный орнамент. Это гипсовая копия. Местонахождение оригинала в настоящее время неизвестно.



Слева: ферзь (королева), предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 14 в. н.э. Конная фигура амазонки в женском седле, с державой или чашей в левой руке. Обнаружена при раскопках в Дитмаршене.
Справа: король, Германия, слоновая кость, 14 в. н.э. Крупная скульптурная композиция, изображающая короля, сидящего на троне. Видны отголоски скандинавской традиции (возможно, хнефатафла), поскольку король вооружён, а за спинкой трона находится отряд рыцарей-телохранителей. В правой руке у него меч, на левой сидит птица - символы силы и мудрости. Оборотную сторону фигуры можно видеть на следующем снимке.



Слева: король, слоновая кость, Германия, 14 в. н.э. - Оборотная сторона фигуры с фото № 9.
Справа: слон или конь (не выяснено, поскольку в данном случае мы имеем предположительно фигуру епископа верхом на лошади, что, вообще-то, для шахматной символики весьма нетипично), Южная Германия, бивень нарвала, 14 в. н.э. Позади всадника находятся две фигуры монахов, всю композицию обрамляет барельеф с мелкими фигурками крестьян или воинов. Изделие невероятной красоты и сложности.



Слева: конь, предп. Южная Германия, клык моржа, 14 в. н.э. Откровенно - рыцарь на коне, в шлеме, с мечом и щитом, в окружении крестьян или оруженосцев. Фигура выполнена в том же стиле, что и неустановленная фигура с фото № 11. Гипсовая копия (оригинал уничтожен пожаром).
Справа: ладья, чернёная бронза, Италия, 16 в. н.э. Фигура изображает слона, на спине которого двухэтажная башня - мобильная крепость. Заметно сильное индийское влияние. У фигуры появляется цоколь.



Слева: пешка, позолоченная бронза, Северная Германия, 1570 год. Невероятно красивая фигура, изображающая ландскнехта в традиционных шароварах pluderhose, шляпе с нашитыми железными бляшками и кирасе. У пояса короткий меч курцшверт, в руках древко алебарды (наконечник, видимо, даже не отломан, а так и не был отлит, чтоб не пораниться во время игры).
Справа: конь и король, эбеновое дерево, Венгрия, г. Эгер, 1700 г. Изображают воинов в восточных одеждах, король в чалме, конник - в тюрбанном шлеме. Очень реалистичные, художественно проработанные скульптуры.



Слева: ферзь (королева), слоновая кость, предп. Южная Германия, изображает амазонку на лошади, даму, одетую по последней тогдашней моде, сидящую в женском седле.
Справа: пешка, Нидерланды, работа резчика Адриана ван ден Верфа (1659-1722), о чём свидетельствует надпись с изнанки на цоколе. Изображает бюст латника в шлеме и панцире, идущего в атаку. Обратите внимание на характерное выражение лица - то, что Бабель, а за ним и Высоцкий назвали «гибельным восторгом». Настоящее произведение искусства, упомянутое во многих каталогах, безотносительно его принадлежности к шахматам.



Слева: король, пешка и ладья, позолоченное серебро, Южная Германия, 1700 г. Белые фигуры, изображающие индийских воинов, идущих в атаку. В полном наборе им противостоят фигуры испанцев из тёмного серебра. Фигуры литые, украшены тонкой золочёной гравировкой.
Справа: король и ферзь (королева), слоновая кость, Нидерланды или Бургундия (возможно, Франция), первая половина 18 в. н.э. Фигуры царственной четы на маленьких точёных постаментах; король в панцире, королева в модном платье с расшитым корсажем. Посмотрите, сколько изящества в этих маленьких фигурах, как чувственно и преданно они смотрят друг на друга! Самое любопытное - их позы и разворот головы таковы, что на доске в начале партии их просто невозможно поставить неправильно :)



Слева: ферзь (королева), конь, король, золотисто-жёлтый янтарь, Северо-восточная Германия, вторая половина 17 в. В этих фигурах интересен не только материал, из которого они сделаны, но прежде всего стиль - это фигуры-бюсты, характерные для побережья Северного моря, очень популярные в то время. Появляется классическая фигура головы и шеи коня. Тонкая, красивая резьба. Обратите внимание: фигура королевы немного выше фигуры короля.
Справа: король и ферзь (королева), белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1711 г., продукция мастерской Иоганна Фридриха Бёттгерса. Фигуры в живописных, раскованных позах, в свободном и вычурном стиле барокко, предположительно были выполнены по эскизам и работам скульптора Йоганна Георга Фрицше. В руке у короля не меч, не скипетр, а чаша, и он явно навеселе. Поза королевы насмешливая и слегка недовольная и даже укоряющая. Всё вместе представляет собой законченную жанровую сценку.



Слева: король и пешка, белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1740 г. Фигуры выполнены по эскизам Иоганна Иоахима Кяндлер-унд-Эдер. Дрезденский орнаментальный стиль в постаментах. Бюсты, люди в движении, позы раскованные, свободные. Крестьянин, который заламывает шляпу набекрень, король в бронированном панцире, взирающий на поле боя... Интересно, что ладью опять изображала штурмовая башня на слоне, а королева восседала на лошади.
Справа: король и две пешки, слоновая кость, южные окраины Российской Империи, Кавказ, вторая половина 18 в. Король в одежде Петровских времён - кафтане, камзоле, сорочке с брыжами, коротких штанах и чулках, с лентой и орденом на груди, намного крупнее пешек. Пешки изображают, скорее, средневековых и даже византийских воителей в кольчугах с мечами. Чрезвычайно интересный экспонат.



Слева: ферзь (королева), король, пешка, слоновая кость, чёрный лак, Россия, Сибирь, ок. 1800 г. Фигуры в ориентальном стиле, в местных одеждах. Что интересно - вместо привычного для России ферзя - дама.
Справа: конь, король, пешка, расписная кость, Россия, начало 18 в. Фигуры точёные на станке, конь вырезан вручную. Очень характерный русский «скомороший», лубочный солярный орнамент в виде множества концентрических кругов. Яркие, праздничные, потешные фигуры.



Слева: король, слон и пешка, слоновая кость, Испания, 19 в. Это фигуры красного цвета (то есть белые). В основе всех фигур лежат сферы, украшенные резным орнаментом с изображением цветов и птиц, среди которых доминируют геральдические лилии. Слон (епископ) изображён с головой и лицом.
Справа: слон, король и пешка, слоновая кость, Ближний Восток, 17 в. Точная датировка и место изготовления не установлены. Абстрактные фигуры красного цвета.



Слева: конь и предп. ладья, китовый ус, Исландия, 17/18 вв. Фигуры интересны прежде всего тем, что органично сочетают в себе старые скандинавские традиции резьбы (только взгляните на морду коня) и современные абстрактные формы. Явно сделаны на токарном станке. Чернение выжжено.
Справа: слон и ферзь (королева), окрашенная слоновая кость, последняя треть 18 в. Фигуры лани и львицы на высоченных постаментах. Анимализм чистой воды. Королевскую чету в этом наборе олицетворяли лев и львица, коней - разумеется, кони, пешек изображали гончие псы, и только ладьи были сделаны в виде традиционных башен.



Пешка, слон и король, слоновая кость, Южная Германия, последняя треть 19 в. Комические, слегка карикатурные изображения зверей в стиле лесных историй и басен. Снова короля и королеву изображают лев и львица, слонов - лисы и гончие собаки, а всех пешек - разные мелкие животные: овечки, барсуки (на снимке), мопсы, кошки, ёжики, зайцы и даже, почему-то, марабу. Очень жаль, что нет снимка всего набора.
Справа: ферзь (королева), слоновая кость, красный лак, Восток (возм. Индия), 16/17 вв. Амазонка в дамском седле, с двумя ловчими птицами в руках. По мнению искусствоведов и экспертов, фигура индийская, изготовлена около 1610 года.



Слева: два слона и пешка, слоновая кость, Восток (предп. Персия), 16/17 вв. Слонов изображают леопарды. Жёлтые фигуры играют против зелёных.
Справа: две пешки, слоновая кость, золотая инкрустация, Индия, начало 19 в.



Слева: король, слоновая кость, Индия, начало 19 в. Слон с боевой площадкой с огромным балдахином на спине, с махаутом, раджой, слугой и пушкой.
Справа: ферзь (королева) и король, дерево лимба, Китай, 17/18 вв. Индийские шахматы были известны в Китае, но непопулярны, а европейские пришли туда довольно поздно. Китай играл и играет в сянци. Но местные резчики не могли пройти мимо такой возможности освоить ещё одно поле.



Слева: король, пешка, ферзь (королева), розовый («кошачий») кварц, Китай, 19 в. Ярко выраженный китайский стиль.
Справа: конь, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. В Японию шахматы пришли уже в XX веке как продукт европейской культуры и широкого распространения не получили, но вызвали определённый интерес.



Слева: пешка, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. По сути это классическое нэцке, фигурка монаха с посохом.
Справа: ладья, слон и пешка, чугунное литьё, красная и белая эмаль. Художественные шахматные фигуры работы Хуана Хунивера, 1950 г. Экспонируются в Нью-Йорке. Уже по сути и не шахматные фигуры, а артефакты. Безликие, абстрактные пластические формы Западного искусства середины XX века, увидав которые, Хрущёв бы позвонил бульдозеристам. Играть такими, я полагаю, очень сложно.



Слева: король, глазированная керамика, кракелюры. Работа Альфреда ван Лоена, 1954 г. Подражание эллинской и римской мозаике, яркая стилизация, свободные формы, вдохновлённые картинами Пикассо, Брака, Руо, Модильяни и других художников середины XX века. Жаль, что нет фотографии полного сета, и жаль, что фото чёрно-белое. Думаю, объект настолько известный, что можно найти его фото в Сети.
Справа: слон и пешка, слоновая кость, Монголия, вторая половина 20 в. Монгольские шахматы (шатар), о которых я уже когда-то писал, традиционно выглядят как набор статуэток, изображающих различных домашних и диких животных. Вместо слона обычно верблюд.



Слева: слон и две ладьи, чёрный базальтовый сланец, рыбья кость, США, Аляска, 1955 г. У эскимосов Аляски шахматные фигуры также сделаны в виде зверей и птиц - тюленей, моржей, песцов, китов, белых медведей, сов, гагар и т.д. Честно говоря, я сомневаюсь, что и морж, и сова обе изображают ладьи - здесь какая-то ошибка, скорее всего, быстрая и не слишком сильная сова лучше смотрится в роли слона или коня.
Справа: пешка, дерево, Германия, г. Цвиккау, 1950 г. Авторская фантазия Эриха Шульца на тему старинных немецких шахматных фигур из комплекта 1524/25 годов.



Слева: ладья, гончарная керамика, соляная глазурь, Великобритания, Лондон, 1901 г. Авторская работа скульптора Мартина Броза, вдохновлённая средневековыми шахматными фигурами.
Справа: король, ферзь (королева), конь; дерево, Германия, г. Веймар, 1923 г. Так называемые «Баухаус-шах» - новые шахматные фигуры XX века, в основе которых лежал куб, были разработаны в начале века немецким дизайнером Йозефом Хартвигом из культовой студии Баухаус. Конструктивизм в своём высшем проявлении. В эпоху Веймарской республики, «золотых двадцатых», они выпускались промышленно и существовали в нескольких вариантах (фото ниже). До сих пор весьма популярны и (с небольшими перерывами) до сих пор выпускаются. Оригинальные комплекты выпуска 20-х годов прошлого века уходят с аукционов за неплохие деньги.





Страницы с пояснениями выкладывать не буду.
Думаю, вы понимаете, что я сейчас чувствую :)

s_история, history, culture, main

Previous post Next post
Up