Фотография: Thinkstock
Интернет полон ликования, ибо патенты Tesla Motors, самого успешного на сегодняшний день производителя электромобилей, теперь могут быть невозбранно использованы сторонними производителями. Илан Маск, основатель и генеральный директор компании заявил, что «патентная жадность» идёт вразрез с миссией Tesla Motors (сделать электромобили доступными, конкурентоспособными и коммерчески выгодными), и производители электрокаров находятся по одну сторону баррикад, конкурируя не друг с другом, а мощным потоком бензиновых авто.
ubpskh перевёл заявление Илона Маска, сделанное на сайте Tesla Motors:
<...>
Еще вчера в вестибюле нашей штаб-квартиры в Паоло-Альто была целая стена, увешанная патентами.
Теперь их там больше нет. Мы их убрали, в духе движения Open source, в целях развития технологий электротранспорта.
Tesla Motors была основана ради того, чтобы ускорить пришествие транспорта, не разрушающего окружающую среду. Но если мы расчищаем дорогу созданию конкурентоспособных электромобилей и одновременно оставляем мины замедленного действия против всех, кто следует за нами, мы действуем вразрез с поставленной целью.
Тесла не будет подавать патентных исков против кого бы то ни было, кто хочет использовать наши технологии с честными намерениями.
Обсудить далее в блоге автора
Пользователь magician_roman пояснил, на какую выгоду от такого шага, вероятно, рассчитывает компания:
Если кто не слышал, то Элон Маск, основатель Tesla Motors, заявил, что компания открывает доступ ко всем своим патентам для сторонних производителей.
Признаться во времена патентных войн, такое кажется почти безумием. Но давайте все же проанализируем ситуацию.
Tesla Motors сейчас по сути не с кем конкурировать, крупные автопроизводители не рассматривают как таковой рынок электромобилей: вложения большие, инфраструктуры считай нет, объем рынка оценить проблемно.
Tesla Motors же фактически создает конкурентный рынок, заставляя (или давая возможность) другим производителям объявить о возможности выхода на электроавторынок, создавая ажиотаж, понятно, что пока остальные создадут свои продукты, Тесла будет по сути держать рынок, и даже потом в самом плохом случае они просто будут сдавать свою инфраструктуру (свои заправки).
С точки зрения стратегии на долгие годы, это весьма умный ход.
Читать далее в блоге автора
Продолжение перевода от ubpskh, где Маск рассказывает, как в компании пришли к такому решению:
Когда я создавал свою первую компанию, Zip2, я думал, что патенты - это хорошая вещь, и уделял много времени их получению. Может быть, так оно и было много-много лет назад, но слишком уж часто в наши дни они служат исключительно для того, чтобы задушить прогресс, укрепить позиции гигантских корпораций и послужить обогащению юристов, а не изобретателей. После Zip2, когда я понял, что получение патента по факту лишь является покупкой лотерейного билета в зал суда, я избегал их везде, где это только было возможно.
В Tesla Motors, однако, мы чувствовали, что вынуждены получать патенты потому, что боялись, что крупные автопроизводители скопируют наши технологии, а затем используют свои производственные мощности и маркетинговые возможности для того, чтобы выкинуть нас с рынка. Мы не могли бы ошибаться сильнее, потому что в реальности дела обстоят строго наоборот. Программы по выпуску электромобилей (или же любых других автомашин, не использующих сжигание углеводородов) у всех крупнейших автопроизводителей либо малы, либо вовсе отсутствуют, составляя, в общей массе, менее 1% от их общего объема продаж.
Учитывая то, что ежегодный выпуск автомобилей приближается к 100 миллионам единиц в год, а глобальный автопарк составляет порядка 2 миллиардов автомобилей, Тесла в принципе не в состоянии строить достаточно электромобилей для того,чтобы как-то повлиять на углеводородный кризис. Иными словами, этот рынок невероятно велик. И наш реальный конкурент - не тоненький ручеёк электромобилей, выпускаемых альтернативными производителями, а огромный поток бензиновых автомобилей, сходящих с конвейера каждый день.
Мы верим, что и Тесла, и другие компании, производящие электромобили, и весь мир выиграют от существования общей, быстро эволюционирующей технологической платформы.
Технологическое лидерство определяется не количеством патентов (чья история раз за разом показывает, что они являются плохой защитой от конкурентов), а способностью компании привлекать и мотивировать талантливых инженеров. Мы верим в то, что применение Open Source философии в отношении наших патентов лишь усилит наши позиции в этом отношении.
Обсудить в блоге автора
Несколько интересных тезисов из обсуждения в сообществе:
temhuk пишет:
Ну после формирования рынка тесла получит обвал относительных продаж, и рост абсолютных. Долю рынка они будут терять стремительно, но прибыли вырастут. Но рост рынка упирается прежде всего в отсутствие инфраструктуры. Электромобили есть у всех производителей. Даже у автоваза. Но не продаются. Поскольку на текущий момент - это только дорогая игрушка, а не транспортное средство.
suvorow_ пишет:
Простите мне мой цинизм, но, по-моему, дело вот в чём:
Они удовлетворили ажиотажный (а, по-честному говоря, фриковский) спрос на премиум-электромобили.
Дальше начинается тяжёлая работа по расширению спроса и рынка, по развитию инфраструктуры, по боданию с автогигантами, по игре с поставщиками компонентов. Обычный бизнес, не-венчурный.
Они решили, что норма прибыли на этом рынке для них неинтересна.
И теперь будут красиво свёртывать это направление.
java3000 пишет:
Хм... при прочих - равных... Как можно держать патент закрытым, если сам инструмент и декларировался как некие документы подтверждающие авторство. При этом - они публичны. И, при нарушении, автор как раз и может взыскать с нарушителя. Все остальные «как бы» сами, добровольно платят за некую лицензию на патент.
Ему отвечает dragon999:
Ну так вот то, что сделал Маск - это теперь не надо платить за лицензию.
Прочитайте оригинальный английский текст. Там понятнее...
А насчет закрытости патента - наивно полагать, что вы сможете найти текст всех патентов.
На этом и наживаются сотни патентных агенств...