ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016
Внутренняя мизогиния, неравноправие на всех 80-ти уровнях и интенсивная обнажёнка на полотне об отдыхе купальщиц: в новом выпуске арт-рубрики без сложных щей картина Жана Огюста Доминика Энгра, - завзятого эротомана, сделавшего карьеру на самоповторах.
Жан Энгр - идеальный карьерист начала-середины XIX века. Он был любимцем президента Французской Художественной Академии Жака Луи Давида. А потом и сам стал таким президентом. Многоходовочка Эгра: называя себя ярым адептом классицизма, художник методично выпиливал античную тематику из своих работ и, впоследствии, из голов своих учеников. Первым начал гонять студентов работать на пленэре, осуждал барочную чрезмерность и тошнотворные навороты рококо. Но фактически занимался он именно что адаптацией классицизма, со всем его грузом античности, к современности оголтелого переделывателя всего Жан-Жака Руссо.
А чтобы жить и президентствовать, писал множество Наполеонов и реплик Мадонн с младенцами, меняющихся в соответствии с требованиями конкретного клиента (обычно какого-нибудь царского двора). И всю жизнь бесконечно стремился к написанию голых женщин. Просто голых женщин, естественных и незамутнённых. Воплотить мечту о свободной наготе удалось перед самой смертью, и «Турецкая баня» целиком об этом.
«Турецкая баня», версия
ЖУРНАЛА ЖЖ, 2016
Почему вам будет легко понять Энгра?
- На тот момент это было инновационное ню, абсолютный прорыв. Это как если бы зрителям 1980-ых показали стриминговое порно. «Турецкую баню» Энгр презентовал, когда ему стукнуло 84 года. Парижский Салон - выставка актуальной живописи, стонала от ужаса и эротического шока: критики обзывали старика порнографом, преподнесшим почтенной публике падших девиц, а он отвечал, что, во-первых, целомудренны те, кого никто не домогается, а во-вторых, всё это голое изобилие затевалось исключительно ради игры света и тени на подходящем объекте - женском теле. Немыслимая по тогдашним временам наглость и немыслимый по нынешним временам градус объективации. Натурщицы сами спровоцировали, и, к тому же, они изображают гарем, а все женщины только и ждут грехопадения покруче - таково их предназначение. Это и сегодня беспроигрышная тема для срача в фейсбуке, что уж говорить о Салоне 1864 года?
- Многие историки искусства считают это возрастное полотно Энгра вершиной его творческого поиска. Когда художник начинал писать, картина была прямоугольной. Но впоследствие приняла форму тондо - всем существом художник стремился к полному закруглению. Энгр считал себя рабом женских прелестей и, конечно, их же обвинял во всех своих бедах. В юности он даже пытался стать рок-звездой: играл в оркестре Тулузской оперы и тусовался с Паганини и Листом. Во все времена девушки велись на музыкантов.
- Энгр помер через два года после презентации «Турецкой бани». Помер от простуды, которую подхватил, выпендриваясь перед дамами на приёме в свою же честь - провожая гостей, не желал надевать пальто;
«Турецкая баня» Энгра, висящая в Лувре, 1862
И что же, позвольте, здесь расшифровывать?
Во-первых, круг
Сделав над собой небольшое усилие, можно обнаружить, что тела на картине не вписаны в окружность и не прозрачный круг наложен на тела, а плоть сгруппирована в виде сферы. Рифмующаяся с множеством ягодиц, эта сфера уже и не сфера вовсе, а, если угодно, фрактал. Фрактал из обнажёнки, где ритм закругляющихся линий создаёт не только видимость, но и физическое ощущение круга.
Во-вторых, спина
Центральная фигура повернута к нам спиной. Гриф музыкального инструмента сообщает нам о занятии. Она совсем не позирует, и не жаждет одобрения зрителя. Лучом солнца издевательски подсвечен тюрбан - даже у тюрбана здесь имеется своя жизнь. Интереснее, чем твоя.
В-третьих, танцовщица
Это неожиданно, но женщины развлекают друг друга. Сами. Или даже передают практические навыки путём обучения танцу. Женщинам есть, чем заняться, без присутствия мужчины, они не просто обслуживающий персонал. Это двойная провокация от Энгра, который, оказывается, не считал прекрасный пол сугубо декоративным.
В-четвёртых, рыбий глаз
Точнее, эффект fish-eye, который можно наблюдать, вернувшись к знаменательной высветленной спине. Здесь у сферы центр и максимальная точка выпуклости. Так, в рамках экспериментов с изображаемым пространством, в живописи XIX века появляются реалистично выглядящие передние и прочие планы.
В-пятых, новый уровень экзотики
Чёрные рабыни, которых еле видно в темноте дальнего плана, не представляют особого интереса по сравнению с фигурами женщин, возлежащих в вычурных позах, какой-то совершенно не европейской кучей в правом нижнем секторе полотна. До Энгра в классической живописи не появлялось таких явных намёков на
скульптуры индийских храмов, в том числе, разумеется,
эротические. И это и есть то место, где ритм Энгра-музыканта ломается, и вместо озабоченного конъюнктурщика художник оказывается хитроумным авангардистом.
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Любовь небесная и Любовь земная» Тициана «Похищение дочерей Левкиппа» Питера Пауля Рубенса «Девочка на шаре» Пабло Пикассо «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Поля Гогена «Урок анатомии» Рембрандта ван Рейна «Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля «Ад» Сандро Боттичелли «Блудный сын» Иеронима Босха