ЦАРСКИЙ «БАМ». О стройке железной дороги Владивосток-Хабаровск

May 19, 2016 08:08


Из блога sibved
125 лет назад, 19 мая 1891 года наследник русского престола, будущий царь Николай II, взялся на Дальнем Востоке за ручки «каторжной» тачки - перевёз первые килограммы грунта на стройке Уссурийской железной дороги от Владивостока до Хабаровска. Но дальше «стройка царизма» в отличие от «строек коммунизма» обошлась без каторжников, на ней широко применялась самая современная техника, а сама дорога стала «краеобразующим» предприятием. Из истории Уссурийского края

Сегодня эти земли называются «Приморьем» или Приморским краем, так как простираются вдоль Японского моря. Именно здесь расположен Владивосток, который по выражению Владимира Ленина «далеко, но, ведь, это город-то нашенский». Действительно далеко: даже до Северной Африки или Индии лететь на самолёте и ближе и дешевле. Если «стучать колёсами» на поезде - то это целая неделя пути. Да и «нашенский» Приморский край не так то уж и давно, хотя сегодня здесь, на благодатных землях (та же широта, что и у побережий Чёрного моря!) живёт около двух миллионов россиян.

Ещё до нашей эры в Приморье уже было развито земледелие. В средние века здесь существовали три империи, испытывавшие сильное влияние китайской культуры: Бохай (698-926 гг.), Цзинь (1115-1234 гг.) и Восточное Ся (1215-1233 гг.), разгромленная татаро-монгольскими захватчиками. В результате их набегов древние цивилизации Приморья были разрушены и уже так и не возродились. Как писал один из китайских летописцев, «на том месте, где стояли города и кипела бурная жизнь, царило запустение и паслись дикие звери». В дальнейшем Приморье стало глухой и удалённой китайской провинцией, где проживали в основном только местные племена. В конце 1850-х годов, пользуясь ослаблением Китая, земли вдоль Японского моря начинает обживать Россия. В 1860 году они по новому договору с Китаем уже официально входят в состав Российской империи, тогда же был основан Владивосток. На новые земли началось активное переселение малоземельных крестьян (всего до 1914 года в Приморье переселились 22 122 крестьянские семьи), преимущественно с Украины (до 70 %-80% переселенцев). Украинское влияние в Приморье заметно до сих пор, в большом количестве украинских фамилий среди местных жителей.

Обустройство края требовало развития транспортных путей, ведь сообщение с удалёнными не только от центра Российской империи, но даже и от сибирских городов новыми владениями осуществлялось в основном по морю. Те же переселенцы «из России в Россию» плыли вокруг почти всей Евразии - из черноморских портов через Босфор, Суэцкий канал, Аден, Индию, Сингапур и Гонконг. Так же доставлялись в Приморье и необходимые товары. В марте 1891 года Александр III подписал указ о начале строительства Транссиба - железной дороги через всю Сибирь вплоть до Владивостока. А 19 мая 1891 года наследник русского престола, будущий царь Николай II перевёз первую тачку грунта во Владивостоке, став первым строителем первого звена Транссиба - Уссурийской железной дороги. Он прибыл туда в ходе традиционного для наследников русского престола большого путешествия из Японии, где пережил покушение на его жизнь.

sibved : Паровые машины и иная механизация при строительстве дорог
...Создается убеждение, что подобная стройка могла идти такими темпами лишь на основе сил ручного труда. С тысячами рабочими. Но и они отсутствуют в таком количестве на фотографиях. Многие комментаторы даже стали высказывать в последнее время мнение, что, допустим, строительство Транссиба - это была лишь расчистка допотопной насыпи и укладка шпал. Хочу поделиться редкими фотографиями паровой техники и иных механизмов, которые использовались на стройках и карьерах начала 20 века...

Вот фотография рассказывает нам о технологических приемах изъятия грунта из холмов при прокладке дороги:


Из блога sibved

Сооружение опоры моста через реку Хор на строительстве Уссурийской железной дороги.


Из блога sibved

Разработка выемки на строительстве Уссурийской железной дороги. Вполне возможно, что полотно завели в такой «овраг» для наименьших затрат.


Из блога sibved
Выемка и насыпь на Уссурийской железной дороге. Открытые платформы для перевоза грунта.


Из блога sibved

Небольшой мост...


Из блога sibved

Экскаватор на рельсовом ходу рядом с узкоколейными рельсами. Точная дата неизвестна, рубеж XIX-XX веков...


Из блога sibved

Читать далее в блоге автора

Уссурийская железная дорога

Первый участок Уссурийской железной дороги - от Владивостока до нынешнего Уссурийска (112 км) был сдан уже через два года, а через шесть лет, в 1897 году, поезда уже ходили до Хабаровска. Сравнимая по объему работ (с поправкой на время и технологии) с БАМ-ом стройка была закончена в куда более короткие сроки, без лишних «напрягов», без применения подневольного труда заключённых, как это практиковалось в сталинские времена. По состоянию на 1900 год на дороге было построено 260 сложных инженерных сооружений (мосты через реки Хор, Бикин, Иман, Уссури, Лефу (78 металлических и 150 деревянных) или такие как двухпутный тоннель через Кипарисовский перевал). На 1913 год протяжённость трассы со всеми её ответвлениями составила 964 километра. Прокладка дороги способствовала дальнейшему быстрому экономическому развитию Приморья, усилению значения порта Владивостока. Сама дорога выступала даже не «градообразующим», а «краеобразующим» предприятием: в её ведении были промышленные машиностроительные предприятия (Уссурийский паровозовагоноремонтный завод), больницы и училища для подготовки машинистов, телеграфистов и других хорошо образованных специалистов.

dkphoto : Путешествие американца вниз по Амуру до Хабаровска и по Уссурийской железной дороге до Владивостока
Уважаемый r7019, имени которого, к сожалению, так и не знаю, из неведомых мне архивов извлек несколько страниц изданных в Чикаго в 1917 году мемуаров американского путешественника Холмса Бартона. Книга называется «Вниз по Амуру, Пекин и Запретный город» (Holmes Burton, «Down the Amur, Peking, the Forbidden City»). В моем распоряжении оказалось всего несколько страниц - с 88-й по 99-ю, однако они интересны тем, что именно в них рассказывается, хоть и весьма кратко о посещении Дальнего Востока России.

Случилось это в июле 1901 года: сев на теплоход в Сретенске, Бартон по Амуру прибыл в Хабаровск, откуда по недавно построенной Уссурийской железной дороге отбыл во Владивосток. Мне эти мемуары интересны главным образом мелкими бытовыми деталями и сделанными автором фотографиями. Предлагаю любопытствующим познакомиться с моим любительским переводом отрывка из записок путешественника, использовавшего такие приобретенные во время поездки слова, как chinovnik и perrikatt.


Из блога dkphoto

Николаевская арка. Она была установлена на Алексеевской улице - ныне Шевченко - в мае 1891 года в честь визита в Хабаровск цесаревича Николая Александровича - будущего Николая II.

Военный оркестр. На заднем плане виднеется первое, еще деревянное здание железнодорожного вокзала Хабаровска, серьезно поврежденное в апреле 1920 года и в 1926 году смененное каменным.


Из блога dkphoto

Каторжники на платформе вокзала.


Из блога dkphoto

Генерал.


Из блога dkphoto

В честь нашего попутчика в генеральских эполетах утренний поезд на перроне провожал военный оркестр. Состав был переполнен, пассажиры третьего класса оказались вынуждены стоять в коридорах вагонов. Тем не менее энергичный носильщик нашел нам последние свободные полки.

Вагон-ресторан.


Из блога dkphoto Уссурийская железная дорога.


Из блога dkphoto

Вновь прибывшие переселенцы.


Из блога dkphoto

Так был завершен последний этап пути по России - путешествие по Уссурийской железной дороге, названной в честь великой реки Уссури. За тридцать часов мы покрыли расстояние около пятисот миль. Эта железная дорога эксплуатируется с 1897 года, с тех пор как было завершено строительство первой ее очереди, вообще же работы по сооружению дороги начались во Владивостоке в 1891 году. Магистраль идет через плодородную прибрежную провинцию, несомненно, щедрую к русским колонистам. Ее деревни выглядят процветающими, а дороги здесь лучше, чем на западе России...

Читать далее в блоге автора

main, история, s_прошлое, транспорт, Россия, техника, society, регионы

Previous post Next post
Up