НАПЛЕТУТ ВСЯКОГО. Как делают канаты и альпинистские верёвки

May 06, 2016 14:31


ammo1, 2016 год
ammo1 побывал в городе Дзержинск под Нижним Новгородом и посетил завод «Канат», который изготавливает канаты и альпинистские верёвки. Он ожидал увидеть обычное производство и посмотреть, как плетутся и свиваются канаты, но заводу удалось его впечатлить - например, станками, которым уже 140 лет. На заводе работает современное оборудование, но в одном из цехов завода сохранилось уникальное производство - «канатная дорога». Это производство работает со дня открытия завода в 1875 году и работает оно до сих пор на том же самом оборудовании, которому уже 140 лет! Вполне возможно, что это самое старое производственное оборудование в мире, которое используется до сих пор. Я порекомендовал заводу подать заявку в Книгу рекордов Гиннеса. Кстати, завод на 55 лет старше города, в котором он расположен.


ammo1, 2016 год

Канатная дорога - это огромный цех, длиной полкилометра.


ammo1, 2016 год

На первой стадии производства скручиваются пряди.


ammo1, 2016 год

Бобины с нитями установлены на шпулярник - раму с расположенными в несколько ярусов осями. Чем больше диаметр каната, тем большее число нитей требуется для его изготовления, тем больше должно быть посадочных мест у шпулярника.


ammo1, 2016 год

Нити протягиваются пучками через калибры - группы отверстий, расположенные в виде концентрических кругов.


ammo1, 2016 год

Пряди выходят из калибров.


ammo1, 2016 год

Пряди прикрепляются к одному крюков веретена станка, двигающегося по рельсам.


ammo1, 2016 год

Этому станку 140 лет и он работает, как новенький!


ammo1, 2016 год

Здесь нет никакого электричества - станок чисто механический. Он двигается и все его механизмы работают за счёт вращения бокового колеса, через которое прокинут канат привода, идущий вдоль всего цеха.


ammo1, 2016 год

Сначала этот канат тянула паровая машина, сейчас - электродвигатель. Только представьте себе: это оборудование когда-то приводилось в движение паром!

Эта механическая машина управляется тремя рулями и четырьмя рычагами.


ammo1, 2016 год

140 лет назад не было телефонов и раций, а система связи была необходима. Цех длинный, оборудование шумит и через 500 метров кричать бесполезно. Ещё с тех времён сохранилась система сигнализации, позволяющая рабочему на подвижном станке передавать сигналы рабочему в начале цеха. Это три верёвки, тянущиеся над канатной дорогой.


ammo1, 2016 год

Рабочий дёргает за верёвку, и в конце звенит колокол. Колоколу тоже 140 лет.


ammo1, 2016 год

Подвижный станок вытягивает пряди на всю длину канатной дороги и скручивает их.


ammo1, 2016 год

За один проход могут скручиваться до 12 прядей. Чтобы пряди при вытягивании не провисали, не пачкались и имели одинаковое натяжение, через равные промежутки под них подставляются подпорки с зубьями.


ammo1, 2016 год

После того, как подвижный станок вытянул пряди на всю длину канатной дороги, они соединяются для свивания каната, по три пряди на канат. Одновременно могут свиваться четыре каната. Для того, чтобы пряди в канате ложились ровно, их пропускают через конус, находящийся на подвижной тележке.


ammo1, 2016 год

При свивании длина каната уменьшается. Пряди длиной 300 метров при свивании образуют готовый канат длиной 230-250 метров.


ammo1, 2016 год

Это одна из последних канатных дорог в мире - их вытеснили гораздо более компактные канатовьющие машины, однако у канатных дорог есть много преимуществ - они могут свить канат из любого волокна, синтетического или натурального, и диаметр каната практически не ограничен. Канатовьющая машина рассчитана только на одну толщину каната, а канатная дорога может вить канат любой толщины. Вот такой канат (а он почти 10 сантиметров в диаметре) можно свить только на канатной дороге.


ammo1, 2016 год

Нити для канатной дороги (они называются каболка) свиваются из ещё более тонких нитей на современных крутильных машинах.


ammo1, 2016 год

Посмотрите на видео в конце этой статьи, как происходит смотка. Это впечатляет.


ammo1, 2016 год

Тонкие канаты делают на канатовьющих машинах.


ammo1, 2016 год

Рамка на большой скорости вращается вокруг катушек с нитями, свивая их в заготовку для каната. Затем во второй секции три тонких заготовки свиваются в канат.


ammo1, 2016 год

Завод делает канаты как из синтетических волокон, так и из натурального сырья. Вот классический пеньковый канат (их сейчас используют в основном в декоративных целях).


ammo1, 2016 год

Джутовый канат.


ammo1, 2016 год

Cизалевый канат.


ammo1, 2016 год

Канаты из хлопка.


ammo1, 2016 год

Канат из льна.


ammo1, 2016 год

Полипропиленовые и полиамидные канаты сейчас практически полностью заменили натуральные канаты в мореходстве.

Основная продукция завода сейчас - верёвки для промышленного альпинизма.


ammo1, 2016 год

В центре верёвки несущие белые нити, идущие параллельно. Вокруг них сплетённые цветные нити. Плетение осуществляется за счёт перемещения катушек с нитью.


ammo1, 2016 год

Одновременно в цехе плетётся несколько десятков верёвок, диаметром от 4 до 12 мм.


ammo1, 2016 год

Станки для тонких верёвок плетут их сразу по четыре.


ammo1, 2016 год

Яркие узоры на верёвках сделаны не только для красоты. Каждый узор кодирует тип, толщину и прочность верёвки.


ammo1, 2016 год

image Click to view

s_погуляли, lifestyle, main, технологии

Previous post Next post
Up