Eastnews
ОТ РЕДАКЦИИ: Лекарство от эпилептических припадков нашли в организмах десятков людей, не страдающих эпилепсией. Они просто ели овощи, выращенные в местах, где сливалась вода из очистных сооружений. Об исследовании, доказывающем круговорот лекарств в природе, узнала
rubinka86, а ЖУРНАЛ ЖЖ выяснил, что проблема намного шире, и её решений пока нет ни у одной страны.
rubinka86 перевела статью журнала
АrsTechnica для сообщества
doctor-killer:
Израильские учёные путём одиночного слепого тестирования группы из 34 людей выяснили, что противоэпилептическое лекарственное средство карбамазепин совершает неожиданный круговорот в природе.
Лекарство у принимающих его пациентов выводится с мочой, затем через канализацию это вещество попадает в природу и накапливается в растениях. Эти растения употребляют в пищу другие люди, после чего у них, ни разу не принимавших такое лекарство, оно снова обнаруживается в моче.
Лекарство выводится с мочой, через канализацию попадает в природу и накапливается в растениях
Испытуемых поделили на две группы, одна из которых первую неделю ела продукты, выращенные на полях, использующих очищенные сточные воды, а вторую неделю - продукты с полей, не использующих эту воду для ирригации. Вторая группа имела обратное задание - правда, на вторую неделю у организаторов тестирования не хватило еды с полей, где могло встретиться лекарство, поэтому вторая группа на второй неделе ела продукты из супермаркета - где могла встречаться еда со следами лекарства, но, скорее всего, она была смешана с едой, где этих следов нет.
Система очистных сооружения в субрегионе Дан, Израиль,
Tahal Group Поначалу у трети из всех людей количество карбамазепина в моче было слишком малым для обнаружения, у трети - находилось на грани обнаружения, и у последней трети находилось в определяемых пределах. После первой недели у тех, кто ел пищу с полей, орошаемых переработанной водой, количество лекарства в моче увеличилось - у всех оно попало в определяемые пределы, у некоторых увеличилось даже кратно. У второй группы показания не менялись.
У тех, кто ел пищу с полей, орошаемых переработанной водой, количество лекарства увеличилось
На второй неделе первая группа стала есть пищу, где гарантированно не было лекарства, и его количество в их моче стало уменьшаться. Вторая группа ела еду из супермаркетов, и количество лекарства в их моче не возросло - несмотря на то, что некоторые продукты из магазина дали положительный результат при анализе на наличие карбамазепина.
Это исследование подтвердило давние подозрения, что лекарства могут участвовать в подобных круговоротах и попадать в организмы множества людей, с неизученным эффектом для их здоровья. В тестировании принимали участие обычные люди - не вегетарианцы и не пациенты, принимавшие карбамазепин.
Естественно, содержание вещества у вторичных, так сказать, потребителей, на порядки ниже, чем у пациентов, принимающих лекарство. Тем не менее, это ещё не гомеопатия - остаточные дозы вполне могут оказывать отрицательный эффект на организмы людей, генетически чувствительных к веществу, беременных женщин, детей, а также любителей поесть побольше растительной пищи.
Остаточные дозы вполне могут оказывать отрицательный эффект на организмы людей
В местах с нехваткой пресной воды, где очищенная после канализации вода вновь поступает на поля (Калифорния, Израиль, Испания) эта ситуация гораздо более выражена и опасна, чем в других местах, где не наблюдается недостатка в воде. В Израиле, где проводилось исследование, 50% используемой для ирригации воды забирается из очищенных стоков.
Снимок карбамазепина, также известного под названием «Финлепсин», под микроскопом. Кроме больных с эпилепсией его прописывают страдающим психотическими расстройствами. Eastnews
Карбамазепин - противоэпилептическое лекарственное средство из группы производных карбоксамида. В основном используется в качестве противосудорожного препарата при больших судорожных припадках и при эпилепсии. Механизм действия карбамазепина до конца не изучен, но в целом он имеет сходство с противоэпилептическими препаратами группы производных гидантоина. Входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Лекарства накапливаются в почках рыб и убивают водоросли
Американские учёные
ставят проблему шире израильских: очистные сооружения выводят из сточных вод только половину попадающих туда лекарственных препаратов. В 2009-2011 годах начали проверять воду, которая попадает после очистки в Великие Озёра и другие водоёмы США. И нашли в них следы 42 лекарственных препаратов.
Практически повсеместно в пробах встречались шесть веществ, среди них и найденный израильскими учёными карбамазепин. Также часто находили следы противовоспалительного диклофенака, который накапливается в организмах рыб. Он может нарушать у них работу почек - этот эффект наблюдается у людей при длительном приёме препарата. Так же распространённым оказался противогрибковый триклозан, который входит в состав зубных паст и токсичен для некоторых видов водорослей.
В 53 из 74 исследованных питьевых водопроводах оказались явные следы одного-двух лекарств
Через 1400 очистных станций в США ежедневно проходит более 18 миллиардов литров воды. Так что дозы, в которых лекарственные препараты оказываются в водоёмах, минимальны, как и вероятность того, что они окажутся в стакане городского жителя. Но когда американские учёные исследовали 74 питьевых водопровода в 25 штатах, в 53 из них оказались явные следы одного-двух лекарств.
Нужно проводить очистку роводить озонированием и фильтрами на основе активированного угля
Бороться с этой проблемой
пытаются и немецкие учёные. Мартин Йекель (Martin Jekel), профессор Технического университета в Берлине и председатель Водно-химического общества, предлагает проводить очистку сточных вод, во-первых, озонированием, в результате чего молекулы расщепляются на более мелкие и уже лишенные биологической активности, во-вторых, применением фильтров на основе активированного угля. Это стандартные технологии, используемые при производстве питьевой воды, но если вред от лекарств в водоёмах будет доказан, то их придётся использовать и на очистных сооружениях, где сточные воды проходят первичную обработку.