ПЕДАЛИРУЕМ ТЕМУ. В каких городах-миллионниках России не страшно быть велосипедистом
Apr 24, 2016 11:15
zyalt, 2013 год
ОТ РЕДАКЦИИ: У gre4ark есть хорошая традиция. Каждый год он спрашивает администрации городов-миллионников, как у них дела с велоинфраструктурой. Ответы показывают не только длину велодорожек, но и отношение городских чиновников к работе. Без Омска Ужасного, естественно, не обошлось.
Думаю многие помнят, что раз в год я запрашиваю данные у городов-миллионников по поводу их планов по развитию велоинфраструктуры на предстоящий год и факту на прошлый. Занятие мегазабавное, но главное, его результаты дают понять, где городами управляют адекватные и пробивные люди, а где нет.
К примеру, все знакомы с фактом, что кроме Москвы все города бедные. Однако какие-то города при этом умудряются развиваться, а какие-то сидят в стабильном «нет денег» и деградируют. И ведь, казалось бы, сейчас кризис, и денег стало ещё меньше, так почему бы не попытаться пересадить людей на велосипед, ведь для города велоинфраструктура стоит копейки (по сравнению с общественным транспортом или дорожным строительством), но решает проблему пробок и те же вопросы мобильности. Ещё и экология улучшается. В общем, я этот рейтинг воспринимаю не только как сводку городов-лидеров по развитию велодвижения, но и как подборку городов с нормальным руководством, которые могут находить деньги, когда их мало и пускать их на что-то нужное.
Напомню, что каждый год я задаю в своих обращениях шесть вопросов: что было сделано в прошлом году по велодорожкам, велопарковкам и городскому велопрокату, и эти же вопросы, но уже про планы на этот год. Чтобы никого не обидеть, города идут по алфавиту.
Возглавляет рейтинг своей непогрешимой стабильностью Волгоград. В следующем году, думаю, туда можно будет ничего и не слать - и так всё ясно. Если до этого в ответах фигурировала надежда на велообъекты к ЧМ 2018, то сейчас даже не стали вспоминать.
Тут мне не только отписку прислали, так ещё и отсканировать ровно не смогли. Хорошее отношение администрации сразу чувствуется. В общем, город забил на велосипеды.
Екатеринбург один из немногих российских городов, где делается что-то хорошее: новая сеть общественного транспорта, руководство по благоустройству, открыто заявляют, что подземные переходы зло и, конечно же, делают велоинфраструктуру. За это я даже готов им простить бумажный ответ, который шёл мне больше месяца (хотя даже Воронеж прислал на электронную почту).
Казань
Казань тоже часто идёт далеко впереди остальных, даже Москву обгоняет: массово выделенные полосы для общественного транспорта и велопрокат там появились раньше, чем в столице (и в принципе это единственный городской велопрокат вне Москвы и СПб). Но вот ответ они в этом году не прислали. Обидно, наверняка там бы написали про велополосу, которую сделали в прошлом году, и про другие интересности.
В прошлом году спортивное ведомство города (да, в городе до сих пор велотранспорт находится в ведении велогонщиков...) описало мне планы на целый один городской парк. В этом году радиус ответа расширился на остальной город, но получилась самая настоящая отписка из серии мы воооот сколько делаем, но про результат не знаем. Хотя кому нужны велодорожки и парковки в городе? Велосипед ведь для парка.
Столица вроде как молодец, ведь в последнее время велоразвитие тут идёт быстрыми шагами (правда не без грабель), ведь всего несколько лет назад не было вообще ничего, а сейчас и велопрокат, и кусочки сети уже складываются. И дело тут не в деньгах, которые были и раньше, а именно в новом подходе к развитию города. Но вместе с тем Москва огорчает крайне размытыми планами. Вообще поговаривают, что в этом году велоинфраструктуры ждать не стоит - будут лишь заделы на будущее. С чем связано - не ясно, видимо политики заигрались.
В этом году из Новосибирска хотя бы пришёл ответ. Ничего интересного в нём нет, но есть положительная тенденция - в 2014 году мне написали, что велодорожки в городе будут развиваться только в парках и точка, по мнению местного департамента транспорта образца 2014 года: "Считаем, что принимаемые мэрией меры позволят в ближайшем будущем удовлетворить законные интересы велосипедистов нашего города и обеспечат этому виду транспорта еще большую популярность и безопасность движения«.Это они про парки так писали. Сейчас такую глупость не прислали, уже приятно, хотя как комитет по делам молодёжи связан с велодвижением для меня загадка.
Омск Ужасный
Удивлены?)
Блогер zyalt наглядно поясняет, почему Омск вдруг получил интернет-титул «Ужасный»
(Для перехода к посту кликните по картинке).
Пермь
Когда-то Пермь была локомотивом развития российских городов, многие до сих пор не приблизились к уровню мышления старой Перми. Там раньше всех появились уличные велодорожки с велополосами и нормальное транспортное мышление. Жалко, что это осталось в прошлом, но взятый когда-то темп позволял по накатанной двигаться вперёд. В прошлом году город прислал целую таблицу с объектами, введёнными в 2014 году, на 2015 планы были лишь по одной улице, а в этом году ответ вовсе не пришёл.
По сравнению с прошлыми годами из города хотя бы пришёл человеческий ответ, а не пара строчек, взятых с какого-то форума (судя по внешнему виду). К сожалению, это единственный положительный результат.
Несмотря на близость Европы и нормальный бюджет, город нещадно отстаёт в своей транспортной политике от той же Москвы. В последний год, правда, заметно преломление местного велосипедного и не только тлена - появился городской велопрокат.
Тут какие-то нереальные объёмы сданной велоинфраструктуры за год, что наводит на мысли либо о вранье, либо же о крайне низком качестве работ (ведро краски и велодорожка готова). Прошу местных прокомментировать.
В комментариях к записи появился велоактивист из Уфы, который рассказал, как обстоят дела с велоинфраструктурой в городе:
История такая. В 2012 году у нас появились первые велодорожки и сразу по центральной транспортной магистрали (назовем ее западной магистралью). Но так как власти на тот момент и слышать не слышали про дорожки и никто не был уверен, что ими будут пользоваться то сделали «краской по асфальту». Сейчас это согласно ПДД называется велопешеходная дорожка. И затем в течении последующих 3-х лет велоинфраструктура у нас активно развивалась, и были предприняты усилия к строительству (именно строительству с бульдозерами и все такое), но по другому направлению. Так была построена другая магистраль, назовем ее восточной. + кое-какие дорожки строились и рисовались в парках, итого по итогам 2014 года у нас порядка 30 км велодорожек разной степени качества.
Кроме того, в 2014-2015 году появился тренд на установку велопарковок частными организациями (не администрацией города) и к концу 15 года их стало уже больше 100.
Затем администрация решила вложиться в разработку проекта комплексного развития велотранспортной инфраструктуры, предполагающий строительство кольца норм велодорожек, соединяющих все районы города, общей протяженностью около 60 км и активно привлекало велосипедное сообщество к этому проекту. На этом фоне, а еще под действием проведения в городе крупных международных мероприятий, да еще и с тенденциями в экономики, в 2015 году если и было что-то построено, то жалкие пару километров в парках. Аргументировалось это тем, что «погодите, сейчас проект велокольца все согласования пройдет и в следующем году мы кааааак построем вообще все».
По факту строительный сезон приближается, а о проведении торгов или хотя бы публичных заявлениях о реализации проекта или каком-либо строительстве мы не слышали.
Ещё один уголок стабильности. Хорошо, что хоть не стали воду лить, а честно написали обо всём.
Что в итоге?
Как вы сами можете видеть, кто-то развивается, а кто-то как был омском, так и остался. Хотя допускаю, что с точки зрения развития велодвижения этот рейтинг не идеален - можно делать много километров плохих велодорожек и неправильных велопарковок, что не даст ровно никакого толчка для развития массового велодвижения. А можно делать мало, но качественно. Решением тут могла бы стать статистика велопоездок горожан по городу, но даже в Москве такой пока нет - берутся данные из велопроката, по которым и считается рост (хотя точно помню, что хотели закупить камеры, которые бы считали велосипеды), в остальных городах, уверен, даже не знают, что велосипедистов надо считать.
В следующем году, думаю, надо будет расширять список городов, добавляя околомиллионики, где порою делается куда больше, чем в крупных городах.
PS Для любителей «велосипед не транспорт, а только для парков» и «у нас зима 9 месяцев в году» советую почитать посты про велосипед в городе и веломифы.