КРУПНЕЙШУЮ ЦЕРКОВЬ МИРА ХРАНИТ СЕМЬЯ АКРОБАТОВ. К 510-летию римского собора Святого Петра

Apr 18, 2016 09:02


Внутри Собора Святого Петра в Риме, smarty-yulia, 2010 год
В стенах этой базилики может одновременно собраться до 60 тысяч верующих, а на огромной площади перед ней и вовсе 400 тысяч. Длина церкви - 211 метров, высота купола 137 метров (до сих пор самый большой купол мира). Строилось здание более полутора веков и над ним работали прославленные на весь мир мастера включая Микеланджело, Бернини и Рафаэля (800 квадратных метров росписей!). Конечно же - Собор Святого Петра в государстве Ватикан! Памятник итальянским гениям

Первый собор над могилой святого Петра был построен уже в 326 году. Он простоял одиннадцать веков, но к концу XV века угрожал обрушиться. Тогда римский папа Юлий II приказал снести его, и построить новую святыню, причём такую - которая поражала бы воображение каждого, которая бы затмевала и античные храмы древности и все уже существовавшие на тот момент христианские церкви.

В своеобразном «конкурсе» приняли участие почти все крупные архитекторы Италии и в 1506 году был, наконец, утверждён проект архитектора Донато Браманте. После смерти Браманте его дело продолжил Рафаэль Санти, затем Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло. Наконец, в 1546 году руководство работами было поручено великому Микеланджело.

smarty_yulia : Собор Святого Петра
Одной из главных достопримечательностей не только Ватикана, но и всего Рима является собор Святого Петра. Поражают его масштабы, архитектура, интерьер, произведения искусства, которые там хранятся, ну и конечно, надо отдать должное виду на Рим, который открывается со смотровой площадки на его вершине.


smarty-yulia, 2010 год

Не будет преувеличением назвать Пьяцца ди Сан Пьетро христианским Колизеем. Но эта окружность, в отличие от той, посвящена не смерти, а вечной жизни. История больше не знает двух таких огромных каменных кругов.

Статуи ста сорока святых, расположенные впечатляющим амфитеатром, смотрят с вершины колоннады. Среди ста сорока святых есть, разумеется, и самые знаменитые, а есть и другие, не столь известные. Среди семидесяти статуй справа - двадцать пять женщин, а из семидесяти с другой стороны - женщин только восемь. Пятая справа, как входишь на площадь, это святая Фёкла, столь почитаемая греческой православной церковью. Фёкла проследовала за святым Павлом по всей Малой Азии, переодевшись мальчиком. Есть статуя святого Генезия, римского актера, который на сцене смеялся над христианством, пока внезапно не обратился и не отказался играть. Он святой покровитель комедиантов, и в тех редких случаях, когда его изображали живописцы или скульпторы, на нем неизменная шапочка с бубенцами.

Интересно, ходил ли когда-нибудь этой дорогой святой Петр в бытность свою в Риме и видел ли он Ватиканское кладбище, на котором ему суждено было быть похороненным, и Ватиканский холм, где впоследствии построили церковь, ему посвященную. Ватиканский холм не являлся одним из самых главных римских холмов: он в стороне от городской стены, на восточном берегу Тибра. Это была пустынная местность с карьерами, в которых добывали глину, и виноградниками. Керамика из здешней глины получалась отличная, а вот вино Ватиканских виноградников - говорят, худшее в Риме...

Можно было бы подумать, что у Рима больше нет нераскрытых тайн, но это не так. В последнюю войну археологи Ватикана исследовали гробницу святого Петра и обнаружили то, чего никто не видел со времен Константина - целые улицы языческих захоронений под церковью.


smarty-yulia, 2010 год

Из практической информации важно то, что вход в Собор бесплатен.


smarty-yulia, 2010 год

«Пьета» Микеланджело. Он изваял ее, когда ему было двадцать четыре. В нескольких шагах - балдахин над гробницей святого Петра, который он спроектировал в семьдесят два года и за чьим возведением наблюдал до самой своей смерти в девяносто. Здесь, в нескольких шагах друг от друга, - начало и конец жизни гения.


smarty-yulia, 2010 год

В Соборе больше всего меня поразил свет из окон, создаётся впечатление, что молящих действительно благославляет Кто-то Свыше.

Конструкция собора Святого Петра поддерживается семьей акробатов, передающих друг другу эту священную обязанность из поколения в поколение и заработавших имя санпьетрини. Их тренируют не бояться любой высоты, они лазают по стенам собора или качаются в люльках между колоннами под самым потолком. В обязанности также входит копать могилы папам. В прежние времена многие из них жили со своими семьями на крыше, и там, в тени купола, все еще можно увидеть их дома.

Освещение купола - высшее проявление ловкости и проворства санпьетрини. Хотя колокола собора Святого Петра сейчас звонят благодаря электричеству, ни один истинный римлянин и, конечно, ни один член команды не смог бы вынести даже мысли, что собор Святого Петра может быть освещен без¬душным электрическим светом. Обычай освещать базилику восходит к временам Бернини. Он спроектировал висячие светильники, в которых горел огонь между колоннами колоннады, а способ зажигания передавался санпьетрини из поколения в поколение, и даже используемое масло - специальная смесь, на которую есть особый рецепт.

В былые времена собор Святого Петра освещался регулярно дважды в год, на Пасху и на праздник Святых Петра и Павла. На Пасху, из-за неустойчивости погоды, использовали только светильники, но на праздник Святых Петра и Павла зажигались как светильники, так и lanteroni. Lanteroni - это свечи высотой в один фут с бумажными «абажурами». Осветить собор Святого Петра стоит около тысячи евро, и для этого требуется шестьдесят человек, поделенные на группы по два-три человека, чтобы каждый отвечал за несколько светильников. Перед тем как часы пробьют девять, люди прячутся в темноте, готовые по сигналу поджечь веревки своими факелами. Первым ударом дается сигнал начальнику санпьетрини, который зажигает светильник на вершине креста, и немедленно люди бросаются в темноту и наводняют купол подобно рою пчел, пока, когда часы перестанут бить, целый купол не наполнится мерцающими язычками пламени...

Читать далее в блоге автора

Шедевры строить - это вам не хрущобы лепить

Микеланджело видел будущий собор как огромное сооружение с большим куполом и потому распорядился сделать очень массивными все несущие конструкции. Но успел возвести только барабан центрального купола - сам купол после смерти великого мастера достраивал уже Джакомо делла Порта. Прошёл целый век, но собор всё ещё не был достроен - требовалась площадь, которая могла бы вместить даже больше, чем весь тогдашний Рим! Её обустраивал уже Джованни Лоренцо Бернини, создавший колоннаду перед собором - ещё один из шедевров мировой архитектуры.

platpaul : Собор св. Петра
Интересный факт, который я раньше не знал. Собор святого Петра - самая главная церковь Рима - не носит статут «кафедрального собора» столицы, это приоритет Сан Джованни ин Латерано, которая была папской резиденцией до XV века.


platpaul, 2013 год

Собор поражает сразу и во всем - величественный, роскошный, поражающий воображение размерами и богатством убранства, Попадая сюда как в совершенно иной мир, Только свет, тепло, красота! И великолепие фресок и мозаик, совершенство мраморных изваяний. В работе над собором приняли участие величайшие архитекторы и художники. Такие, как Микеланджело, Рафаэль, Бернини... Хотелось бы начать сразу рассказывать с самого центра собора, а в центре находиться алтарь, а над ним балдахин над местом, где похоронен апостол Петр, строился в 1624-1633 годах и работал над ним Бернини.


platpaul, 2013 год

Огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) покоится на четырёх витых колоннах. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика...

Размеры Храма поражают. Представьте, например, что на золотой ленте с латинскими буквами, окаймляющей купол, смогли бы свободно разъехаться две повозки, запряженные лошадьми - храм занимает более 22 тысяч квадратных метров, вообразить невероятно трудно. А эта золотая лента опоясывает весь храм.


platpaul, 2013 год

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Собор уникален не только скульптурой, фресками и пышностью убранства, но и потрясающей мозаикой. В соборе есть одна единственная картина маслом в одной из часовен, а все остальные изображения, как например вот эти два - очень мелкая мозаика... В это трудно поверить, смотрится как будто роспись.


platpaul, 2013 год

Напоследок хочу вам показать вот этих милых ангелов, которые встречают всех практически у входа в собор, с правой стороны - это ничего что ангелы размером в два человеческих роста. Красивый, цветной мрамор, который кажется не камнем, а чем то живым, как складки ткани, которые струятся вниз...

Читать далее в блоге автора

Место преступления

В своей недавней истории площадь перед собором Святого Петра в Риме едва не стала местом убийства Папы Римского. 13 мая 1981 года в Иоанна Павла II стрелял член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа. Но Папа был лишь ранен в живот и его жизнь тогда удалось спасти. В 1984 году Агджа дал показания, согласно которым его завербовали болгарские спецслужбы (в те времена они находились под советским контролем и фактически такое признание означало «руку Кремля», у которого были свои счёты к Папе Римскому, поляку по национальности, после его поддержки антикоммунистических волнений в Польше в 1980-е годы. Но доказать эту версию следствию так и не удалось. В 2005 году Али Агджа заявил, что к покушению были причастны ватиканские кардиналы, тоже по каким-то своим причинам ненавидевшие Папу. По факту заказчики преступления 33-летней давности не установлены до сих пор.

suomilarissa : Собор Св. Петра
...Памятник Римскому Папе Григорию XIII, автор: миланский скульптор Camillo Rusconi, 1723. Барельеф повествует о реформе 1582 года - введении нового календаря, григорианского, заменившего юлианский, названного так по имени Юлия Цезаря. Юлианский календарь был заимствован древними римлянами от египтян и вёл счёт с 46 года. Русская православная церковь до сих пор придерживается юлианского календаря. На памятнике слева - аллегория Религии, которая держит скрижали с законом Божим. Справа - Знание. Саркофаг поддерживает изображение геральдического дракона рода Бонкомпаньи, к которому принадлежал Папа Григорий XIII.


suomilarissa, 2013 год

Скульптур, барельефов и горельефов, мозаичных картин, интересных деталей в соборе очень много - глаза разбегаются... Скромный орган и роскошный декор стен.


suomilarissa, 2013 год

В портике собора пять дверей, соответствующих нефам собора. Большую ценность представяет собой центральная бронзовая дверь - Филаретова. Она выполнена флорентийским мастером Antonio Averuline, известного под именем Филарет в 1433 году для первоначальной Константиновской базилики.


suomilarissa, 2013 год
В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов.

Чтобы попасть в собор, надо было выстоять под палящими лучами солнца конца сентября огромную очередь. Собор можно посетить, побывав сначала в Ватиканских музеях, однако, как показал опыт первой поездки в Рим, после посещения музеев Ватикана настолько переполняешься впечатлениями, что на внимательный осмотр собора уже не хватает сил - наступает перенасыщение. Ни в одном соборе мира не представлено столько творений гениальных скульпторов и архитекторов: Микеланджело, Рафаэль, Канова, Бернини, Браманте, Карло Фонтана и т.д. Чтобы всё осмотреть подробно и не спеша, а паче того - сфотографировать самое значительное, надо не один и не два раза посетить собор...

Читать далее в блоге автора

религия, main, удивительное, живопись, Европа, история, lifestyle, s_посмотрели

Previous post Next post
Up