1. Мне в Риме сказачно повезло с погодой - было солнечно и необыкновенно тепло для середины октября +27. Но вот когда холодно и дождливо есть спасение - музеи Ватикана или Собор Святого Петра. Там можно гулять часами напролет, не замечая что день близиться к концу.
2. Интересный факт, который я раньше не знал. Собор святого Петра - самая главная церковь Рима - не носит статут «кафедрального собора» столицы, это приоритет Сан Джованни ин Латерано, которая была папской резиденцией до XV века.
3. Собор поражает сразу и во всем - величественный, роскошный, поражающий воображение размерами и богатством убранства, Попадая сюда как в совершенно иной мир, Только свет, тепло, красота! И великолепие фресок и мозаик, совершенство мраморных изваяний. В работе над собором приняли участие величайшие архитекторы и художники. Такие, как Микеланджело, Рафаэль, Бернини....
4. Главный храм католического мира вмещает около 60 тысяч человек. Его размеры впечатляют, ведь это был до недавнего времени самый большой христианский собор в мире: длина его внешней стены составляет 212 метров, внутреннего помещения - 187 метров, высота до купола - 132 метра, диаметр купола - 42,5 метра, высота балдахина - 29 метров, а общая площадь уникальных на сегодняшний день росписей - 800 квадратных метров
5. хотелось бы начать сразу рассказывать с самого центра собора, а в центре находиться алтарь, а над ним балдахин над местом, где похоронен апостол Петр, строился в 1624-1633 годах и работал над ним Бернини.
6. огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) покоится на четырёх витых колоннах. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика
7. Громадный купол собора Святого Петра. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют "cupollone" ("куполище").
8.Именно здесь взгляд непроизвольно устремляется вверх, под купол. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов (у меня на снимке в нижних углах...) : Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом.Лев, орел и вол - называемые "апокалиптическими зверями", о которых Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.
9.
10.
11. Позади балдахина апсида...
через весь собор проникают ослепительные лучи света, который проникает внутрь собора не только из под купола, но и через витраж, изображающий белую голубку - символ Святого Духа, символа надежды
12.
13. Под куполом, в центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. вниз ведут ступени к могилам Римских пап. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский, это его кафедра. Но наш итальянский гид рассказал историю о том как предыдущий Папа, Иоанн Павел Второй, будучи уже в преклонном в возрасте, во время мессы почувствал себя плохо.
14. И обернувшись к менистранту (обычно это учащиеся семинарии) повел ему продолжить вести Мессу. Каково же было его удивление от этого решения, когда вокруг сидит множество Кардиналов в окружении Папы - а мессу будет вести простой менистрант с Кафдры Пантифика!!! но как сказал нам гид - он справился блестяще с этим, хотя и сильно волновался))) вот такой эпизод из жизни собора Святого Петра.
15.
16. Купол высотой 120 метров опирается на 4 пилона с 4 нишами, в которые Бернини установил гигантские статуи святых: Елены, Вероники, Лонгина и Андрея . Но это мастер делает не один, а в сотрудничестве с такими художниками как Франческо Моки (он создал Св.Веронику), Андреа Больджи (Св. Елена) и Франсуа Дюкенуа (Св Андрей), а статую св.Лонгина создал сам Бернини.
Итак, первая скульптура - Святая Елена, мать римского Императора Константина - который официально прекратил гонения на Христиан.
17. Вторая - святой Андрей Первозванный
18.
19. Третья Скульптура - Святая Вероника - это она утерла лицо страдающего Христа - и именно на ее платке отпечатался Спас Нерукотворный...
20.
21. И четвертая скульптура это тврение Бернини - фигура Лонгина - римского воина, пронзившему бок распятого Иисуса Христа. В соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель.
22.
23. Размеры Храма поражают. Представьте, например, что на золотой ленте с латинскими буквами, окаймляющей купол, смогли бы свободно разъехаться две повозки, запряженные лошадьми - храм занимает более 22 тысяч квадратных метров - вообразить невероятно трудно. А эта золотая лента опоясывает весь храм.
24. По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
25. собор уникален не только скульптурой, фресками и пышностью убранства, но и потрясающей мозаикой. В соборе есть одна единственная картина маслом в одной из часовен, а все остальные изображения, как например вот эти два - очень мелкая мозика ....
.......в это трудно поверить, смотриться как будто роспись, но я с помошью видеокамеры, приблизил изображение настолько, что были видны те маленькие камушки, из которых собиралась эта мозаика.....
26.
27. один из малых куполов собора.
28. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.
29. Это я рассказываю о бронзовой фигуре Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Она находится почти в самом центре храма, недалеко от Алтаря. Именно под этим местом, под престолом Св.Петра, в крипте находится могила папы Ионна Павла Второго, к сожалению в этот день вход в саму Крипту был закрыт....
30. скромный орган в одной из ниш собора.....
31.
32. как вы думаете, что это ??? Это Святые Ворота в Соборе святого Петра. Это вид снутри. Необычно правда? они заложены кирпичной стеной и оштукатурены.....а истрия их такова.....
33. Вообще в собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой "yobel", откуда и произошло слово "юбилей". Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в пустой собор а за ним и все прихожане . В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.
34. Святой Петр над Юбилейными дверями... красивая мозаика.
35. ну уж раз зашла тема дверей, то центральная заперта изнутри на вот такой засов - как оказалось это двери Пантифика - они открываются для Папы Римского, когда он выходит на площадь перед собором - там часто проходят воскресные Богослужения....
36. вид снаружи....
37. ну а теперь покажу вам еще фрагменты убранства собора, вот такого единорога я увидал где то под сводом наверху....
38. Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени папы название григорианского.
39. Старый календарь вел летоисчисление от Юлия Цезаря и назывался юлианским. Его реформа понадобилась потому, что к I 223 XVI веку в результате накопившихся неточностей старого календаря все даты сдвинулись. Потому и стала необходима реформа календаря.
40. Римская «Пьета» (а есть еще во Флоренции ) сделала молодого Микеланджело (а ему было тогда 25 ) известным во всей Италии. Прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя - «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Это - единственное произведение, подписанное самим Микеланджело.
41. "Сбылось давнее пророчество, которое услышала Мария от глубокого старика, встретившегося ей в Иерусалимском храме, куда она принесла своего первенца. Взяв Иисуса на руки, старик предсказал ему великое будущее и добавил, обращаясь к матери: «А тебе же самой душу пройдет меч».
42.
43. напоследок хочу вам показать вот этих милых ангелов, которые встречают всех практически у входа в собор, с правой стороны - это ничего что ангелы размером в два человеческих роста. Красивый, цветной мрамор, который е кажется камнем а чем то живым, как складки ткани, которые струятся вниз.....
44.
еще посты из Ватикана: