ПРОМЫШЛЕННЫЙ МОЛОХ ПИТЕРА. Прах Путилова дожгли в топке его же завода

Apr 15, 2016 17:25


Картина Исаака Бродского «Выступление Ленина перед рабочими Путиловского завода в мае 1917 года»,
1929 год
Один из старейших и крупнейших заводов Санкт-Петербурга, Кировский (он же Путиловский) начал работать 215 лет назад, 15 апреля 1801 года. Чего только не производил этот индустриальный гигант за два минувших века! Пушечные ядра и железнодорожные рельсы, солдатские ружья и чугунные решётки, паровозы и вагоны, тракторы и корабли. И для всего этого сами отливали металл - полный производственный цикл! Санкт-Петербургский чугунолитейный

Первыми директорами знаменитого предприятия Санкт-Петербурга были переехавшие в Россию шотландцы - Карл Гаскойн, Адам Армстронг и Матвей Кларк. Завод сильно пострадал во время большого наводнения в Санкт-Петербурге в 1824 году (погибло более 150 рабочих и служащих), к 1844 году здесь начали выпускать железнодорожные рельсы. Но в целом 1830-1840-е годы для будущего «Путиловского» чаще были временем неудачным: не самое успешное управление, частые затяжные простои, балансирование на грани банкротства.

Фотограф-путешественник varandej : Петербургские Молохи
...Кировский завод - главный из Петербургских Молохов. Он расположен довольно далеко от центра, над одноимённой станцией метро, между проспектом Стачек и берегом Финского залива, и в поперечнике имеет около 1,5 километров. Корпус, выходящий на проспект Стачек, от более чем капитального вестибюля метро смотрится грандиозно (у подножья - выставочный центр завода):


varandej, 2011 год

Завод был основан в 1801 году Павлом I на базе перенесенного из Кронштадта чугунолитейного завода, и построен Карлом Гаскойном - модернизатором Колпино и Петрозаводска, основателем Луганска. Большую часть своей истории это была классическая металлургия, аналог современных «комбинатов полного цикла», выпускавший продукцию от ядер до рельсов. В 1868 году завод купил Николай Путилов.

Про эту личность стоит сказать подробнее - для российской промышленности Путилов (этнический русский, прошу заметить!) сделал не меньше, чем Гаскойн или де Геннин. Начинал свою карьеру он как инженер, в Крымскую войну был рекомендован великому князю Константину Николаевичу, от которого получил почти невозможный заказ: к началу навигации построить на казённых верфях флот винтовых кораблей. У России не было не только своего винтового флота - не было ни малейшего опыта его постройки, а единственные возможные «учителя» в этом деле - Англия и Франция - как раз при помощи винтовых кораблей и нарезных винтовок громили русских в Крыму. И в общем, Путилов совершил чудо похлеще советской атомной бомбы - в 1855 году Россия уже имела 64 канонерских лодки и 14 корветов. Особенно показательно было ещё и то, что Путилов выполнил заказ без малейшего перерасход средств, и даже остаток (4%) умудрился не освоить.

В 1857 году инженер вышел в отставку, и переквалифицировался в заводовладельцы - сначала выкупил и модернизировал несколько предприятий в Финляндии, затем совместно с Обуховым организовал Обуховский металлургический завод, и наконец в 1868 году выкупил и это предприятие, ставшее в последующие десятилетия Путиловским заводом. Основной продукцией заводов Николай Ивановича была сталь и изделия из неё - в это время импорт рельс, стальных пушек и другой подобной продукции сократился в разы (например, по пушкам - с 88% до 17%). В 1878-85 годах Путилов организовал даже перенос морского порта на Гутуевский остров и строительство Морского канала, чем воспользоваться уже не успел, так как умер в 1880 году. В общем, один из величайших людей 19 века, такому современные олигархи (а он ведь был типичный олигарх!) в прислугу не годятся.


varandej, 2011 год

Но и после смерти промышленника Путиловский завод остался флагманом российской промышленности. Здесь трудилось до 37 тысяч рабочих, по объёму производства (в денежном эквиваленте) Путиловские заводы уступали во всём мире лишь заводам Армстронга (Англия) и Круппа (Германия). Металлургия сочеталась с тяжёлым машиностроением, к морю завод выходил Путиловской верфью (ныне Северная верфь), строившей самые современные в империи боевые корабли. До революции здесь строились первые в России броневики, после - первые в СССР трактора. Также строились локомотивы, вагоны, краны, проходочные щиты для Московского метро, танки и многое-многое другое. В войну на базе оборудования Кировского завода был создан Челябинский тракторный завод...

Ныне его основная продукция - тракторы (в том числе знаменитый «Кировец»), комбайны, вездеходы, энергетическая техника (турбины, первые в СССР атомные центрифуги). В общем, история у завода богаче некуда, но никаких её следов непосвящённым людям не увидеть. А ведь некоторые цеха строил Шухов, и они могут считаться шедеврами промышленного зодчества начала ХХ века. Но всё это скрыто в глубинах гигантской заводской территории... Кое-что, правда, видно с Канонерского острова, но и то ультразумом:


varandej, 2011 год

Напротив длинного корпуса сохранилась Никольская заводская церковь (1899-1906), где была могила и самого Николая Путилова. В итоге Освобождённый Пролетариат разрушил могилу и перестроили церковь в ДК, а вновь победившие белые ещё и загородили её ТЦ «Империал».


varandej, 2011 год

Читать далее в блоге автора

Чем пролетарии отплатили Путилову

Итак, «вторую жизнь» завод обрел только когда его выкупил Николай Путилов - это произошло в 1868 году. За 12 лет оставшейся жизни предприниматель сумел превратить предприятие в успешное и быстро развивающееся. А перед смертью завещал похоронить себя на берегу Екатерингофки, где открывался вид на его завод и канал. Рассказывают, когда Александр II это услышал, то сказал: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы». На похороны Путилова пришли почти все его рабочие, и на картах Петербурга потом специально отмечалась могила Путилова. В 1907 году прах Путилова перезахоронили в заводской церкви, которую в советские годы переоборудовали в клуб. Когда в 1951 году там стали снова что-то перестраивать - в фундаменте нашли старую могилу и чугунную плиту с надписью, что тут покоится Путилов. Плиту, недолго думая, переплавили, а останки «буржуя» сожгли в заводской котельной.

egor_lavrentiev : Буревестник революции
...Вы наверняка помните словосочетание «Путиловский завод» из школьных учебников. Неудивительно, ведь его рабочие принимали самое активное участие в протестном движении! Еще в 1891 году они участвовали в организации революционной маёвки - первой на тот момент в России. Было в то время такие нелегальные массовые рабочие прогулки за город 1 мая. Во время революции 1905 года на заводе сколотили рабочие дружины, представители которых не жалели сил на драки с казаками и полицейскими. Только за два года - в период с 1912 по 1914 год - на предприятии были организованы 102 стачки. Ну и, конечно, Путиловский завод сыграл огромную роль в Февральской революции 1917 года. Стачка на предприятии, на котором работало 32 тысячи рабочих, не могла не вызвать солидарность со стороны остальных организаций. Производство встало. Потом, позже, те же самые люди захватывали мосты и вокзалы. Дело было уже в октябре...

17 декабря 1934 года ему присвоили название Кировский завод - в честь видного политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, убитого в Ленинграде 1 декабря 1934 года.

В годы войны завод эвакуировали в Сибирь. Но часть оставили в Ленинграде - рабочие должны были обеспечивать защиту города. За это время на его территорию упало 770 бомб, 4680 снарядов. 139 человек были убиты их осколками. 799 получили ранение. От истощения умерло более 2500 рабочих.

В 1964 году на заводе было организовано производство легендарных тракторов «Кировец». В данный момент продукция предприятия используется в 16 секторах национальной экономики и отправляется на экспорт в 20 стран.

Читать далее в блоге автора

Буревестник революции

Именно на Путиловском заводе в конце 1904 -начале 1905 годов произошли события, ставшие толчком к первой русской революции. Здесь началась забастовка, вызванная незаконным увольнением четырёх рабочих. Руководство забастовкой осуществляло «гапоновское» «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». После того как руководство завода отказалось пойти навстречу бастующим, забастовка охватила и другие предприятия города. А кульминацией стало массовое шествие рабочих 9 (22) января 1905 года к Зимнему дворцу с целью вручить царю Петицию о рабочих нуждах. Это шествие, как известно, было расстреляно солдатами, и под названием «Кровавого воскресенья» стало началом революции.

kr_maja79 : Кировский завод - как много в этом слове
...Сегодняшнее состояние Кировского завода далеко от славных традиций прошлого, хотя, казалось бы, все предпосылки для развития есть. Так, завод занимает 200 га практически в центре Санкт-Петербурга (есть разветвленная сеть подъездных дорог, выход к заливу - береговая линия 2 км), а также территорию в пос. Горелово Ленинградской области (Гореловская площадка - 300 га). Здесь ежегодно выплавляется 300 тыс. тонн стали, производится около 700 тракторов и множество другой техники (передвижные сварочно-энергетические агрегаты, магнитные муфты, оборудование для нефтегазовой отрасли, традиционной и атомной энергетики, судостроения).

Кировский завод, как и многие предприятия бывшего СССР, в начале 1990-х переживал тяжелые времена. Часть мощностей Кировского завода, занятых под оборонный заказ (знаменитые танки Т-80) оказалась не востребованной в условиях «дикого» капитализма. Да и спрос на мощные трактора «Кировец» с развалом крупных сельскохозяйственных предприятий оказался изрядно подорванным. В этих условиях, ставка была сделана на металлургию (металлопрокат) и сдачу имущества завода в аренду (40% из 200 га территории предприятия во временном пользовании сторонних компаний). Кроме того, структура Кировского завода кардинально поменялась: в 1992 году он был акционирован (акции распределились среди рабочего коллектива и на чековом аукционе), а его имущество приватизировано, бывшие цеха стали дочерними компаниями Кировского завода...

К 1992-му году численность работников завода (включая Гореловскую площадку) составляла 58000 человек. Сейчас в группе компаний Кировский завод (включая все дочерние компании) работает около 6000 (из них рабочих 3882) человек. В какой то степени, эти цифры можно сравнить с началом ХХ века (только вот, вроде, не было у нас в 90-х года ХХ века гражданской войны). Так, к началу I Мировой войны на тогда еще Путиловском заводе трудилось свыше 30 тысяч человек, а после революций и Гражданской войны численность рабочих не превышала 2 тысяч человек, а загрузка предприятия составляла 5% от 1913 года.

На Кировском заводе в 1992 год производилось около 5000 сельскохозяйственных тракторов ежегодно. Причем, с 1985 по 1990 год было произведено более 100 000 всех видов тракторов. За 2010 год Петербургский тракторный завод («дочка» Кировского завода ) реализовал 410 единиц всех видов техники сельскохозяйственного и промышленного производства... В кризисный 1992 год было выплавлено 700 тыс. тонн стали (причем значительная ее часть пошла на нужды собственного производства). В настоящее время - 300 тыс. тонн стали (тем не менее, ее продажи составляют 44% выручки группы Кировский завод ). Дальше вся сталь уходит в прокат, где изготавливаются длинные металлические колонны разной толщины. Это самый грубый вид обработки, но именно в таком виде Кировский завод продает 90% стали... Одна из главных проблем завода - устаревшее оборудование (не обновляемое с советских времен)...

Читать далее в блоге автора

Встретились две похожести

В 2012 году на Кировском заводе освоили выпуск ещё одного вида продукции - здесь появилась сборочная линия по производству велосипедов канадской марки «Kona». Логотип этой компании имеет большое сходство со старым советским логотипом Кировского завода - что называется, «до степени смешения».

serh : Кировский завод во время войны. Танки, пайки, блокада
...Кировский завод почти сразу же, с первых дней блокады оказался на линии фронта. До нее оставались считанные километры. Нет, разумеется, часть его мощностей успели перебросить на Урал, но как эвакуируешь целиком предприятие, буквально пустившее корни в питерскую землю?! Поэтому Ленинградский Кировский завод продолжал работать, хотя и в куда более суровых условиях, чем его челябинский «дублер». Не хватало практически всего - сырья, комплектующих, рабочих рук, но, тем не менее, пользуясь не полностью вывезенным складским «заделом», на Кировском собирали танки, которые прямо из цеха отправлялись на фронт, ремонтировали разнообразную военную технику и даже «сшивали корабли»...

Условия, в которых трудились рабочие, сложно назвать даже экстремальными: рабочий паек, считавшийся по меркам декабря 1941 года едва ли не настоящим сокровищем, едва позволял поддерживать силы. Иными словами, если цитировать ставшую уже классической фразу кузнеца-кировца М. Серафимовича, «Мы трудились порой до изнеможения. - Бывало, в глазах все темнеет - и упадешь тут же, обессиленный. Товарищ подойдет, даст нюхнуть нашатырного спирта, отведет в столовую, там получишь чего-нибудь горячего - снова вроде бы ожил. Опять пойдешь в цех и становишься к своей ковочной машине»...

Сложно сказать, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не удалось сохранить производственные мощности Кировского завода. Определенно, танковые войска Ленинградского фронта без завода и его ремонтных бригад быстро оказались бы небоеспособными...

Читать далее в блоге автора

Станция метро «Кировский завод»

Станция «Кировский завод» расположена на самой первой линии городского метро, неподалёку от легендарного предприятия, и была открыта в 1955 году. Это было ещё до начала «хрущёвской» борьбы с «архитектурными излишествами» и потому она - одна из красивейших в санкт-петербургском метрополитене. Наземный павильон напоминает античный храм, подземный зал тоже выдержан в классическом стиле. Стены станции облицованы серым кавказским мрамором, вершины колонны украшают картуши с индустриальной символикой. Чеканка и частичная полировка придают им вид серебряных. Любопытно также, что здесь впервые в истории советского метростроения использовано «люверсное освещение» (встроенное в потолок).

lone_ringtail : Питер вдоль метро. Кировский завод
...Район Кировского завода визуально от Автово заметно отличается. Здесь в честь Ивана Газа, большевика-путиловца (Кировский завод же раньше звался Путиловский), назван ДК, поставлен бюст, и еще названа улица. Улица довольно забавная - по сути это внутризаводской проезд Кировского завода; прямо у въезда на нее она перекрыта проходной. Но тем не менее имеет официальное название и отмечается на всех картах города.


lone-ringtail, 2012 год

...Метро Кировский Завод снаружи похоже на театр. В народе его зовут «Кирза». Кстати, название материала сапог «кирза», собственно, именно так и расшифровывается - Кировский завод. Только это другой завод имеется в виду. Не огромный питерский, а завод в городе Кирове.


lone-ringtail, 2012 год

Кировский Завод - пожалуй, моя любимая станция. На ней даже бюст Ленина симпатично смотрится. Еще я как-то раз видел обложку то ли блэк-металльного, то ли еще какого альбома, из Швеции кажется, где в качестве фона похожая фотография Кировского Завода и использовалась. Без Ленина только. Ну а что, пафосно ведь!

Читать далее в блоге автора

s_прошлое, история, main, технологии, Санкт-Петербург, society

Previous post Next post
Up