Строительство «Руссо-Балта» в Филях, из блога
sontucio, 1916 год
Сегодняшний московский завод «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» известен как производитель ракет, до 1960 года это был авиационный завод, а начиналось всё с завода автомобильного. 100 лет назад, 13 апреля 1916 года, в московском районе Фили начали оборудовать эвакуированный из Риги «Руссо-Балт». Но автогигант на Филёвской пойме так и не вырос: из-за революции и последовавшего хаоса смогли «осилить» выпуск всего нескольких машин.
Жюльен Поттера
Жюльен Поттера - талантливый конструктор швейцарского происхождения, приглашенный в Россию «поднимать» производство автомобилей «Руссо-Балт». До этого, несмотря на молодость, он уже успел сделать успешную карьеру автоконструктора в Бельгии. Поттера разрабатывал проекты первых русских автомобилей совместно с русскими инженерами - Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Им троим принадлежит заслуга в создании первого «Руссо-Балта», вышедшего из заводских ворот в 1909 году.
sergio63 : Легендарный «Руссо-Балт»
Когда-то Россия занимала передовые позиции в мировом автомобилестроении. 8 июня 1909 года империя в очередной раз подтвердила статус великой промышленной державы. В этот день на Русско-Балтийском заводе в Риге начался серийный выпуск автомобилей...
Настоящий подъем русской автомобильной промышленности связан именно с этим заводом и его знаменитым брендом «Руссо-Балт», который фигурировал даже в известном альтернативно-историческом романе В. Аксенова «Остров Крым» как один из ведущих мировых автопроизводителей той части России, которая избежала власти большевиков. Русско-Балтийский завод был одним из крупнейших промышленных предприятий России, по капитализации он стоял на одном уровне с такими гигантами, как Путиловский и Сормовский заводы...
Красивая решётка «Руссо-Балта», g_victor, 2013 год
Вскоре завод выпускал уже три модели автомобилей К-12, С-24 и Е-15. Наиболее массовой была С-24, большая шестиместная модель с мощным двигателем позволявшим развивать скорость до 70 км в час. Объем двигателя составлял 4,5 л а мощность 40 л.с. Кузов в соответствии с требованиями того времени состоял из открытого водительского места и закрытого салона. Более дешевая модель К-12 имела четырехместный кузов и двухлитровый двигатель мощность 20 л.с...
Сразу после начала продаж «Руссо-Балтов» они зарекомендовали себя наилучшим образом. «Руссо-Балты» успешно участвовали в престижных международных ралли, например Санкт-Петербург - Монте-Карло в 1912 и 1913 гг., «Руссо-Балт» оказался первым автомобилем, поднявшимся на вершину Везувия. Безусловно, представители завода знали толк в рекламе и использовали возможности своего автомобиля полностью. Известность получил случай, когда в ходе одного из ралли, проходившего по России, «Руссо-Балт» врезался в избу, после чего та развалилась, а автомобиль остался целым и смог продолжить пробег...
Макет шасси С-24/30 , g_victor, 2013 год
В советское время был создан миф о промышленной отсталости Российской империи, и одним из составляющих этого мифа стало заявление Сталина в 1934 г.: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». В соответствии с указаниями партии необходимо было преуменьшить роль Русско-Балтийского завода, поэтому в советской литературе по истории автомобиля было принято писать о вторичности «Руссо-Балта» по отношению к конструкторским разработкам заграничных фирм, о сборке автомобиля из иностранных деталей. Но это совершенно не соответствует фактам. И двигатель, и подвеска, и кузов были русской разработки и выпускались силами Русско-Балтийского завода и его партнеров. Только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Так в Российской империи заботились о развитии отечественного производства и стремились к тому, чтобы производители техники для армии максимально обеспечивали себя компонентами, производимыми в России.
С-24 был первым в мире автомобилем, который использовал алюминиевые поршни в двигателе. Также из алюминия делались картеры двигателей и коробки передач, ступицы колес, коробка передач, задний мост. Такое использование легкого металла было русским новшеством, опередившим время на десятилетия. Другие достижения завода - использование единого блока цилиндров двигателя, широкое использование шарикоподшипников, трехрессорная подвеска - были самыми передовыми инженерными решениями того времени...
Наследниками Русско-Балтийского завода стали такие предприятия, как государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, который был основан в 1916 г. как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» после эвакуации из Риги (к городу приблизились немецкие войска), части оборудования основного завода. В 1918 г. завод был перепрофилирован в «Первый Государственный бронетанковый завод» выпустивший по имеющимся чертежам и из сохранившихся комплектующих пять автомобилей «Руссо-Балт» в 1922 г. Первую машину торжественно вручили Калинину, вторую подарили Ленину, третью Троцкому, а четвертая и пятая остались на заводе. Это были последние машины знаменитой марки...
Директор завода М.Шидловский был в 1917 г. расстрелян красногвардейцами, еще один конструктор Д.Бондарев в 1917 г. пострадал от произвола рабочих, которые выволокли его из кабинета и увезли с завода на тачке, сбросив в грязную лужу. До нашего времени дошли всего два «Руссо-Балта», а 1923 г. завод в Филях был передан в концессию фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и двигателей.
Читать далее в блоге автора
Михаил Шидловский
Михаил Шидловский - русский генерал-майор, командовавший эскадрой воздушных кораблей в Первую мировую войну, вложивший также много сил в развитие передовых отраслей русской индустрии - автозаводов «Руссо-Балт» (председатель Совета акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода) и продвижению новых самолётов. В частности, он был ближайшим сподвижником гениального конструктора Игоря Сикорского. Выдвинул и немало новаторских идей в военном искусстве, например, предложил объединять боевые самолёты во время вылетов в эскадрильи. В 1915 году Шидловский руководил изготовлением первого в России авиационного двигателя, одновременно занимался вопросами размещения эвакуированного из Риги «Руссо-Балта» в московских Филях. Карьера генерала оборвалась в 1917 году ещё в дни Временного правительства: его обвинили в «некомпетентности», а потом и уволили со службы. Генералу оставалось лишь с бессилием наблюдать, как разрушается чётко им выстроенный механизм отечественной автомобильной и авиационной промышленности. Когда и как погиб Шидловский - остаётся неизвестным. По одной версии он был расстрелян красногвардейцами уже в 1917 году, по другой - в 1918, когда пытался перейти финскую границу, по третьей (скорее всего) - расстрелян только в 1921 году. В 1998 году был реабилитирован как необоснованно репрессированный.
g_victor : Выставка проектов «Век жизни Руссо-Балта»
...«Руссо-Балт» это марка российского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге... Во время Первой мировой войны автомобильный отдел был эвакуирован в Москву. Во времена первой Латвийской республики в пустом помещении бывшего завода разместились многочисленные кустарные мастерские... Что же касается завода в Москве, то в 1916 году, руководство акционерного общества купило у наследников купца Павла Шелапутина для эвакуированного завода подмосковное поместье Покровское-Фили. 1 июля 1917 года завод открыт под названием «Второй автомобильный завод Руссо-Балт».
Проекты автомобилей, которые мог бы изготавливать завод в наши дни. Различные концепт кары, машины представительского класса:
Гипотетический современный «Руссо-Балт», «если бы не было революции», g_victor, 2013 год
И для первых лиц государства:
Гипотетический современный «Руссо-Балт», «если бы не было революции», g_victor, 2013 год
Читать далее в блоге автора
Дмитрий Бондарев
Тот самый конструктор, которого революционные рабочие (тоже ещё в дни Февральской Революции) вывезли в тачке с завода и бросили в лужу, хотя по своему происхождению в отличие от дворянина Шидловского Бондарев был из простых казаков. В годы Гражданской войны активно помогал «белым», но после их поражения остался в России, в советское время строил Ростсельмаш, работал главным инженером Главного автотракторного управления. С 1935 года работал в бюро реконструкции на московском заводе «ЗИС» (бывшее «Амо», но уже в 1937 году как «бывший» был арестован и расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1955 году.
dr_kitaetsc : Экскурсия по Филям
...Цеха 1916, неоклассицизм.
dr-kitaetsc, 2012 год
Проходная, старая.
dr-kitaetsc, 2012 год
Напротив проходной был посёлок из двухэтажных домов, которые давным-давно снесли. Два типовых кирпичных дома, стоявших в стороне, оставили под службы завода. Дом культуры имени Горбунова. Те кто недавно влился в культурную жизнь, не застал труъ-Горбушку 80-х (ДК имени Горбунова построен уже в советские времена для рабочих завода и жителей формирующегося вокруг завода нового района города. Фактически «Руссо-Балт», перенесённый в 1916 году в Москву, дал начало активной «урбанизации» района Филей. Впоследствии за счёт завода в Филях была построена огромная часть жилого фонда, спортивные и иные объекты, - прим.ред.)
Читать далее в блоге автора
«ГКНПЦ имени М. В. Хруничева»
В 1923 году не достроенный до конца автозавод в Филях был передан в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Юнкерс» для производства цельнометаллических самолетов и авиационных моторов. Уже к 1925 году здесь были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21. Но в 1927 года договор о концессии был расторгнут советской стороной под предлогом, что немцы не наладили производство дюралюминия и авиационных моторов.
Здесь производили советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35. В 1933 году заводу присвоено имя недавно погибшего директора Сергея Горбунова. В 1960 году конструкторское бюро завода было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники под руководством конструктора Владимира Челомея, а в 1961 году предприятие получило имя умершего заместителя председателя Совета Министров СССР Михаила Хруничева, курировавшего работу авиационной и космической промышленности.
lischita : «Руссо-Балт»
Те, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были «Руссо-Балты».
Процессу создания и развития «РБВЗ», его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом... К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт».
Из блога lischita
в Музее киноконцерна «Мосфильм» есть очень страшная реплика «Руссо-Балта» К12/20, очень страшная, но это не мешает снимать ее в кино.
Из блога lischita, 2015 год
Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его «переобули» в новые покрышки.
Из блога lischita
Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся «РБВЗ», в объеме. И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 1\43 пять различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт», которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей «РБВЗ» путем «конверсирвания» этой продукции...
«Руссо-Балт» С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор Зиновий Лахтерман
Из блога lischita, 2015 год
Читать далее в блоге автора