Патефон,
unrealalex, 2011 год
7 апреля 1956 года американская компания Columbia Records прекратила выпуск грампластинок на 78 оборотов, с которыми была связана целая эпоха. На смену уходящему в историю патефону пришёл сначала электрофон, потом катушечный магнитофон, затем кассетный. Уже на наших глазах мелькнула вспышкой метеора и эпоха CD-дисков. Но сегодня всё больше любителей «ретро» возвращают «дедушке» домашних музыкальных центров - патефону - вторую жизнь.
Хорошо забытое старое
Несмотря на семимильные шаги «цифровой эры», развитие индустрии грампластинок получило неожиданную «вторую жизнь» в начале нынешнего века. Правда, речь в основном идёт не о «шеллачных» патефонных пластинках, рассчитанных на 78 оборотов в минуту, сколько о «виниле» на 33 оборота - его продажи после 2005 года вновь показывают достаточно устойчивый рост. Например, в 2007 году рост продаж в мире составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков. В США продаётся около 7 миллионов пластинок в год (в начале 2000-х - чуть более полутора миллионов). Оживает и интерес к патефонам.
unrealalex : О патефонах, пластинках и их содержании
Не так давно я писал о том, что приобрел патефон. Сегодня расскажу об этом «устройстве воспроизведения звука» более подробно, включая небольшую инструкцию по уходу за ним и за пластинками.
Итак, разрешите представить... патефон.
unrealalex, 2011 год
Переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.
Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться
электрофоном.
В качестве привода патефона применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону).
Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.
Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм
предназначен был для применения в полевых условиях для вооруженны сил Англии. Особенной
популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-ых годов и в
течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле.
Вернемся к конкретному экземпляру. Я выбрал английский HMV 102. Покупал на аукционе ebay, разброс цен примерно от 100 до 200 фунтов (+ 50-80 за доставку).
Почему я выбрал и купил английскую модель, хотя на родных молотке и авито полно советских патефонов?! Все просто - у нас трудно найти патефон в состоянии близкого к идеальному, а если и найдется, то цена будет такой же, если не больше. Но HMV славились качеством как самой коробочки так и звука.
Вместе с покупкой патефона сразу надо задуматься о покупке достаточного количества патефонных
иголок. Ведь, как я писал раньше, в идеале «одна сторона пластинки - одна иголка».... Да, именно так послушал сторону и сменил иголку. Почему?! - спросите вы. Все просто: иголка
делается из мягкого железа и после проигрывания одной стороны игла тупится и, что страшнее,
на ней появляются заусенцы и сколы, что приводит к постепенной порче пластинки.
unrealalex, 2011 год
Иглы продаются там же и стоят не так дорого. Иглы бывают разных типов, самые
распространенные сделаны из стали и делятся по громкости звука soft tone, medium tone, laud
tone, extra laud, при этом отличаются лишь толщиной - чем толще, тем звонче. Иглы так же можно делать самим, например, из бамбука, для чего раньше выпускали машинку.
unrealalex, 2011 год
Сразу после покупки такого устройства ему следует сделать профилактику, которая заключается в смазывании движущихся частей, замене поломанных и регулировке. Для этого нам понадобится отвертка, салфетки и машинное масло. В более сложных случаях придется воспользоваться дополнительным инструментом, купить запчасти и графитовую смазку... Как не странно, но на том же аукционе можно купить запчасти для патефонов старые и новые. Например пружины, делают и по сей день...
Последний этап - регулировка скорости. Для регулировки понадобится пластинка (любая) и
стробоскопический диск со специальными рисками для регулировки скорости под 78 об/мин....
Для того, что бы слушать музыку нам нужны пластинки. После того как вы их купили, пластинки необходимо так же привести в порядок. Первым делом удалить всю грязь. Для этого потребуется старая зубная щетка, стаканчик и мягкое моющее средство...
Читать далее в блоге автора
Пластинка, как послание другим мирам
Американский автоматический космический зонд «Вояджер-1», уже вышедший за пределы Солнечной системы, несёт на борту грампластинку с записью приветствий на разных языках Земли вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи. Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и естественностью, так как именно пластинки устойчивы к воздействию магнитных полей. Также звук от пластинки и «оцифрованный» звук - действительно «две большие разницы»: цифровые способы записи и воспроизведения звука используют приближения, возможность применения которых продиктована особенностями человеческого слуха (например, неспособностью слышать звуки частотой выше 20 кГц). А у «братьев по разуму» с других планет слух может быть устроен по-другому. Наконец, чтобы завести «космический патефончик» инопланетянам не потребуется электричество, которое у них тоже может передаваться другими способами либо вообще отсутствовать.
bujhm : Пластинки «на рёбрах»
С началом пятидесятых годов эпоха патефона начала понемногу сворачиваться. По-прежнему на советских заводах выпускались тяжёлые шеллачные пластинки и стальные иглы к ним. Но постепенно начали появляться другие аппараты, на электрическом приводе, с крошечными корундовыми иглами. Началось освоение материала винилита - уж больно шеллак был дорогой, да его к тому же везли из-за границы.
В 1948 году американская фирма «Columbia» впервые выпустила долгоиграющую пластинку - с меньшим шагом нарезки. Хоть она и была тоже на 78 оборотов, но патефоны такую не брали - стальные иглы необратимо портили тонкие дорожки. Для таких пластинок уже нужна была другая техника, более нежная - электрофонная. Наши бросились догонять «загнивающий запад» и стали развивать технологии, в чём сильно помогли трофейные «телефункены», вывезенные из Германии.
Но не только буржуазные музыкальные станки оказались в нашей стране. Вернувшиеся с войны солдаты привезли в своих вещмешках вообще массу удивительных трофейных предметов. Золингеновские ножи, мясорубки, часы, печатные машинки и - в том числе - музыкальные пластинки и фильмы. В советских домах зазвучали «Summertime» и «Chattanooga», на экраны кинотеатров вышла «Серенада Солнечной долины» с оркестром Глена Миллера. Эта музыка непостижимым образом прорастала внутри наших сограждан и словно отмечала их невидимой печатью причастности к тайне. Настало интересное время - когда советская молодёжь впервые начала осваивать двоемыслие. А для тех, у кого это плохо получалось, к статье УК РСФСР 58-10 («Антисоветская агитация и пропаганда») добавилась в 1947 году отягчающая формулировка - «Низкопоклонство перед Западом.» 10 лет.
Тогда и появились «стиляги» - люди, которые выбирали для себя не безликое комсомольское «мы», а робкое но уникальное «я». Сначала это была просто внешняя оболочка - странные костюмы, яркие и вызывающие, перерисованные с буржуазных журналов; невиданные ботинки на платформе-«манке»; вздыбленные пышные причёски. Затем - эта самая музыка, просочившаяся сквозь железный занавес, - фортепианные буги-вуги, завывания саксофона, контрабасный щипковый джаз. Затем - свои собственные танцы, «стилем»: «атомный», «канадский», «тройной гамбургский»... Стиляги искренне верили, что копируют «настоящий» американский образ жизни и ощущали себя свободными людьми...
Идеологически чуждая музыка проникала в советскую страну бесчисленными ручейками. Дипломаты привозили из заграничных командировок тугие портфели пластинок. Матросы сдавали в портовые магазины купленные в дальних странах яркие конверты. И тогда - предчувствуя небывалый спрос - появились первые студии подпольной звукозаписи...
С одной, купленной за большие деньги, забугорной пластинки-матрицы изготовлялось почти неограниченное количество копий, которые затем выкупали агенты-разносчики. Первоначально для нарезки пластинок шли листы крупноформатной фотоплёнки, применяемой в аэросъёмке, но доставать их было довольно дорого и накладно. Считается, что именно Богословскому принадлежит идея использовать старые рентгеновские снимки, пылящиеся в архивах поликлинник - с костями и черепами. Этот материал не стоил ничего, медперсонал даже благодарил тех, кто выносил «всю эту пылищу» центнерами (пожарники требовали от них сжигать пожароопасные архивы)...
Завзятые меломаны даже не утруждали себя чтением карандашных подписей в своей коллекции - а сразу определяли на глаз: «Тазобедренный? А, это Гершвин! Глазница - это Хейли, а где-то у меня тут была кисть такая кривая - так то Эллингтон...» Я видел в детстве у кого-то пару таких пластинок в домашнем архиве. Смутно помню своё недоумение перед пиететом, с которым они хранились - обёрнутые в мягкую фланель и газету сверху. Хотя, может быть, это были отголоски их вечной маскировки - на случай обыска...
На осенней выставке OldTimer я набрал у коллекционеров пачки визиток и смутных обещаний - и после недельных прозвонов один из них отозвался: «Приезжайте, есть штуки три, которых вы ищете...» Это действительно были они - чёрные рентгеновские плёнки со звуковой дорожкой. Я дышал на них и протирал от пыли, но мне не на чем было их послушать - и я продолжал поиски.
А недавно неожиданно выяснилось, что у архивиста Петра Трубецкого есть целая коллекция таких пластинок - оставленная ему Ириной Глебовной Глинкой на вечное хранение. И что самое главное - у него есть какой-то аппарат, могущий их озвучить. Я отправился к нему...
Пластинки хранились в круглой железной коробке из-под киноленты. Едва мы их вытащили оттуда, как они мгновенно скрутились в плотную жёсткую трубку - эмульсия состарилась и сильно стянула поверхность. Там были пластинки и «на костях», и на жёлтых и красных плёнках - их надо было разворачивать осторожно, иначе они трескались. Самое удивительное, что у Петра оказался тот самый проигрыватель, на котором они и звучали в середине 50-х годов:
Из блога bujhm
Это один из первых советских электрофонов - «Эльфа», тяжеленный, с карболитовым корпусом. Выпуска 1952 года, производства вильнюсского электротехнического завода (МЭТП), который весь так и назывался - «Эльфа». Иначе этот прибор ещё называется УП-1, то есть «универсальный проигрыватель» (потому что двухскоростной). Он оказался на ходу, и мог снимать честный монозвук.
Я провозился у Петра весь день, цифруя пластинку за пластинкой, а потом ещё - несколько дней - реставрируя эти останки звука и чувствуя себя археологом, выдирающим из ила Леты древние голоса...
Читать далее в блоге автора