КИК КОММУНИЗМА. Из восьми «космических кораблей» проекта 1914 у России остался лишь один

Mar 31, 2016 13:30


Корабль измерительного комплекса (КИК) «Маршал Крылов», 1990 год, defenseimagery.mil
На момент развала Советского Союза страна располагала восемью кораблями измерительного комплекса (КИК) проекта 1914. Суда предназначались для обеспечения испытаний баллистических ракет, выполнения разведывательных миссий и поддержания связи с космическими аппаратами. Сегодня из всей этой «великолепной восьмёрки» в живых остался лишь один корабль - «Маршал Крылов». Об уникальном корабле и истории проекта - в обзоре ЖУРНАЛА ЖЖ.
С 2014 года КИК «Маршал Крылов» находится в ремонте на Дальнем Востоке. Последние перемещения судна зафиксировал на днях judgesuhov:


Куда ушел КИК «Маршал Крылов»? Может в ближайшее время мировой океан ждет в гости наши МБР, запускаемые на предельную дальность? Или в космосе появился какой-нибудь новый объект, требующий пристального внимания? Но... Нет, к сожалению корабль измерительного комплекса (КИК) «Маршал Крылов» все еще в ремонте.

И сейчас он уходит с Дальзавода в Славянку. Хотя правильнее даже будет сказать - не «он уходит», а «его уходят» - ибо путь до Славянки ему придется проделать на буксире. Ибо по моим данным - валы и винты с корабля сняты.

КИК «Маршал Крылов» проекта 1914.1 (он же Marshal Nedelin class - по классификации НАТО), кстати говоря, корабль уникальный.
Сейчас у России остался единственный из кораблей этой серии (и последний КИК из 8 существовавших при развале СССР).

Читать далее в блоге автора
Как сообщается, в ходе ремонта КИК «Маршал Крылов» пройдет глубокую модернизацию. Детали «апгрейда» по понятным причинам не разглашаются, Министерство обороны заявляет, что работы позволят продлить срок службы корабля и еще интенсивнее применять его в «целях обеспечения военной и космической деятельности страны». Так же известно, что корабль планируется использовать при пусках ракет с нового космодрома Восточный.

О том, для чего создавались и как эксплуатировались корабли проекта 1914, пишет masterok:


Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них - дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения. Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов - история симбиоза космического и морского флотов.



1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля - командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК.

Справка: Первые КИКи были переделаны из польских сухогрузов проекта В-31 в советский проект 1128, 1129б. И они никогда не относились к вспомогательному флоту! Первые четыре года из-за режима секретности они ходили под флагом гидрографии, но с 1964 года это были полноценные корабли ВМФ. Причём 35 бригада КИК с 1976 по 1982 год была лучшим соединением ВМФ по боевой подготовке.

Проектная часть КИК - Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК. Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» - Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ - бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).



Основные задачи ТОГЭ: - измерение и отслеживание траектории полета МБР; - слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты; - контроль и слежение за механизмами ядерного устройства; - снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта; - контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов; - поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами. Первые корабли проекта 1128 - Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название - «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия - Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.



Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски - на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были - радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.



Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей. Впоследствии были приняты в строй корабли:

- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;

После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия - ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260.



Боевые работы и задания КИК

Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей - конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты - конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов - «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.



Корабли закончили свою историю очень трагично:

- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов , однако по другой версии он как и многое другое ушел в Индию на металлолом;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
- хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.



Читать далее в блоге автора
СПРАВКА ЖУРНАЛА ЖЖ:

Основные характеристики «Маршала Крылов»:

- тип - стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение - 23.7 тысячи тонн;
- длина - 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
- осадка - 8 метров;
- полезная нагрузка - 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая - дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
- запасы: топлива - 5300 тонн, авиатоплива - 105 тонн, воды - более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля - 339 человек.

army, main, флот, техника, технологии, s_гаджеты

Previous post Next post
Up