На улицах Дакки,
vasilydanilenko, 2014 год
Россия на девятом месте в мире по населению, а вот небольшая по территории азиатская страна Бангладеш - на восьмом. А ещё она не просто Бангладеш, а «Народная республика Бангладеш». Жизнь при этом там такая «народная», что народ всеми способами старается эмигрировать, составляя значительную долю нынешнего вала мигрантов в Европу. 26 марта Бангладеш отмечает день своей независимости - ровно 45 лет назад эта страна отделилась от Пакистана.
Восточный Пакистан
Границы Бангладеш были прочерчены в 1947 году, когда покидавшие единую и огромную Британскую Индию англичане разделили её на два государства - населённую преимущественно индуистами Индию (нынешняя Индия) и населённый преимущественно мусульманами Пакистан (нынешние Пакистан и Бангладеш). Как видим, поначалу Пакистан состоял из двух разделённых частей на западных и восточных границах бывшей колонии. На территории нынешней Бангладеш была образована провинция Восточный Пакистан с административным центром в городе Дакка. Но уже вскоре между двумя частями страны начались трения: Восточный Пакистан по сути продолжал оставаться своего рода колонией, только теперь уже не для Великобритании, а для Пакистана «западного»: выходцев из Бенгалии почти не брали в административные и правительственные органы страны, за призывы к расширению автономии местных активистов бросали в тюрьмы. А когда на Бенгалию обрушивались разрушительные циклоны, уносившие сотни тысяч жизней - не оказывали почти никакой помощи. При этом большую часть валютных доходов Пакистан получал именно с территории нынешней Бангладеш (экспорт джута и других сельскохозяйственных культур). Кончилось всё закономерно: в 1970 году местные жители восстали под лозунгами независимости уже от Пакистана.
vasilydanilenko : Фотоотчет Бангладеш (город Дакка)
Привет! Сразу после того, как в Бангладеше предложили сжигать блогеров, я, как истинный атеист, отправился на день в Дакку, столицу самой густонаселенной страны мира.
Для начала немного о Бангладеше: чуть больше чем население России живет на клочке земли, который в три раза больше московской области. Соответственно, плотность населения Бангладеша 1100 чел./км. Для примера, в РФ - 8,39 чел./км.
С любой новой страной невольно начинаешь знакомиться с аэропорта, самое притягательное место в которых, безусловно, дютифри. Теперь вы примерно понимаете, какие будут следующие фотографии. Кстати, этого фотоотчета могло и не быть. Паспортный контроль страны в лице непосредственных работников на стойках и верхних чинов, которые нас собеседовали в течение часа, долго не могли поверить в туристов, прилетевших посмотреть город на пару дней, точно ли нас никто не встречает и другие вопросы. В итоге в гостиницу нас вез какой-то местный кгбшник под видом таксиста, в отель несколько раз звонили, проверяли, действительно ли мы заселились и т.д.
vasilydanilenko, 2014 год
Визитная карточка страны - затертые до железа автобусы и другой транспорт. Представляю, как скучно водителю такого транспорта играть в какой-нибудь Кармагеддон.
vasilydanilenko, 2014 год
С таким транспортом за выживание борются не только водители, но и пассажиры. Вот уж действительно существует такое место на земле, где лучше дорогу не перебегать. Вместимость, как и во всей ЮВА, определяется не только объемом пассажирского салона, но и эластичностью тел. Посадка и высадка пассажиров, проходит, кстати, без остановки транспорта: автобус чуть притормаживает, а в остальном кто как успел.
vasilydanilenko, 2014 год
Тук-туки как в Индии, но с решетками. Слово безопасность здесь понимают по-своему. Те, у кого нет денег на бензин, ездят как в старые добрые времена.
vasilydanilenko, 2014 год
Занимательный факт - при въезде в любое «нормальное» учреждение или парковку, машину обязательно проверяют специальными зеркалами под днищем.
vasilydanilenko, 2014 год
Центр города. Даже есть торговый центр. Говорят, производство в Китае и Турции дорожает, поэтому многое из текстильной промышленности переезжает в Бангладеш. К сожалению, ни одного известного бренда в этом здании найти не удалось: даже под вывеской ZARA здесь скрывается что-то локально-местное. Но торговые центры, лоск пластика и чистые стекла - это скорей исключение, чем правило. Центр города:
vasilydanilenko, 2014 год
Всегда засматривался на фотографии и видеоролики, в которых снято как люди живут и торгуют на рельсах, потом за 5 секунд до громыхающего состава сворачивают все вещи, пережидают несущийся поезд и снова возвращаются к своей неспешной жизни прямо на путях. Ну и эти фотографии поездов с людьми на крыше. Могу сказать, теперь я такой расклад увидел в живую... А в остальном очень дружелюбная, бедная, но притягательная страна. Только людей действительно очень много.
Читать далее в блоге автора
Операция «Прожектор»
25 марта 1971 года пакистанская армия развернула настоящую войну против народа собственной восточной провинции. Целью «операции Прожектор» (как назвали это наступление) было запугать уличных демонстрантов самым варварским способом - уничтожить как можно больше, чтобы напугать оставшихся в живых. Дело дошло до того, что отдельные генералы даже отказывались исполнять такие приказы. Цифры погибших в ходе войны оцениваются от трёхсот тысяч до трёх миллионов человек (в основном мирных жителей), сотни тысяч женщин были изнасилованы, около 10 миллионов бежали от ужасов войны в Индию. Особым преследованиям подвергались интеллектуалы, все кто мог бы возглавлять сопротивление. Так, во время рейда военных в Даккский университет были убиты многие профессора и «исчезли» сотни студентов. Естественно, что сразу же после начала «операции Прожектор» местный лидер Шейх Маджибур Рахман провозгласил независимость нового государства - Бангладеш - от Пакистана. В индийской Калькутте было образовано первое бангладешское правительство в изгнании.
yura_koshel : Путешествие в Бангладеш. Армянская церковь
...Сами велорикши, пожалуй, являются самой главной достопримечательностью Дакки. В городе их насчитывается более 350 тысяч. Сам город разделен на несколько частей. С точки зрения достопримечательностей интересна центральная часть - Старая Дакка. Сюда запрещен въезд для обычных машин и такси. А движение представляет из себя одну сплошную пеструю реку из велоповозок. Находясь в такой реке, старайтесь как можно крепче держать свои вещи и фототехнику, т.к. не редки случаи когда у немногочисленных туристов (да и у самих местных ) на перекрестках вырывают сумки и камеры.
Нашей точкой стала армянская церковь - одно из старейших зданий в городе - построена в 1781 году во времена существования в Дакке армянской общины. Армяне успешно занимались джутовой торговлей, были влиятельными людьми и пользовались поддержкой правителя Великих Моголов, что позволяло им свободно исповедовать свою религию. Когда торговля пошла на спад, армяне стали покидать страну. Храм окружен высоким каменным забором на котором сидели любопытные вороны. Под забором кишащие мухами мусорные кучи...
Что касается архитектуры этой церкви, то она больше похожа на католический храм. Хотя армяне придерживались православной веры. Неизменным атрибутом любого бенгальского интерьера является потолочный вентилятор.
yura-koshel, 2012 год
Как и остальные немногочисленные достопримечательности Дакки, церковь зажата в плотное кольцо из вот таких вот милых домов.
yura-koshel, 2012 год
Вот парень вышел на середину улицы, вынес ведро воды, консервную баночку с мылом и решил искупаться... А тут 2 пацана бьют друг другу морду, восседая на мусорном баке...
Читать далее в блоге автора
С помощью Индии
Война за независимость Бангладеш продолжалась девять месяцев, причём местным партизанам и формирующейся армии активно помогала Индия. Индийцам это было крайне важно, т.к Пакистан с самого начала неоднократно с Индией воевал, и индийцам было важно ослабить своего противника. В декабре 1971 года индийско-бангладешские войска одержали важную победу над пакистанской армией, в ходе которой пакистанцы сдались на милость победителей. В плен было взято свыше 93 000 солдат и офицеров, что было самой крупной военной капитуляцией со времён Второй мировой войны.
Не Нидерланды
Географически Бангладеш очень сходен... с Нидерландами - та же обширная дельта больших рек, преобладание низменных равнин с очень плодородными илистыми почвами. Да ещё впридачу тропический климат, возможность собирать по несколько урожаев в год, богатое рыбой море! Казалось бы - можно тут и жить как в Нидерландах, но...
aleonkin : Бангладеш. Кладбище кораблей
Ради этого места я хотел попасть в Бангладеш. Я ждал три года. Верфь в городе Читтагонг, одного из трех основных мировых кладбищ кораблей. 90% всех морских судов разбирается всего в трех городах: Читтагонг (Бангладеш), Карачи (Пакистан) и Аланг (Индия). В общем, места впечатляющие, судя по фотографиям. И об этих местах ничего не пишут в путеводителях... Вообще в Бангладеш надо усвоить и привыкнуть к 2 вещам: всегда закладывать на дорогу дополнительное время, чтобы дать возможность водителю/рикше заблудиться; привыкнуть к тому, что всегда собирается целая толпа. Они все готовы помочь, и вообще им белые интересны, там туристов почти нет, а в стране почти ничего не происходит.
Наконец-то нашли дорогу и приехали к первой разборочной верфи. Там забор. Ворота. Народ. Водила начал просить больше бабла, типа, наездил лишнего. Мы ему пояснили, что в наши планы входило не кататься, а приехать сюда. Закончили с ним и пошли к воротам, типа нам посмотреть. Чуваки ни в какую не хотели пускать. И не пустили. Дело в том, что иногда там оказываются журналисты и потом делают статьи о том, что там детский и рабский труд используется (корабли разбирают вручную), а ООН еще и чмарит Бангладеш и Пакистан за такие стремные условия труда и вообще, что экологию не берегут. Там то нефть выльется, то газ долбанет... К нам подошел молодой чувачок и показал жестом идти за ним. Мы пошли. Шли через как бы деревню, где живут работяги, которые разбирают корабли. Прям посреди пальм стояли сараи, точнее не сараи, а жилища, где живут местные. Попробовал сфотать с пуза кур.
aleonkin, 2013 год
Шли мы заячими тропами по этой деревне в лесу минут десять. Вокруг вонища, но попались пара офигительно красивых особняков, видимо, хозяев верфей. И вот по одной из тропинок парень нас вывел в место на берегу! То есть между двумя верфями, между их заборами, был проход шириной метра три! Но, где заканчивались заборы верфей и начинался как бы «пляж», на каждой из верфей сидело по охраннику, которые вылупились на нас, а потом и еще мужики подошли. Потупили пару минут так молча, а потом наш проводник говорит нам: фотайте. Корабли стоят на мели, валяются шлюпки, якоря, винты, слышны звуки «болгарок».
aleonkin, 2013 год
Наш проводник сфотал нас на свой телефон, а потом мы еще и сфотались с ним на его мобилу. Нам забава корабли, ему - белые морды. Минут через пять пошли обратно через деревню. Саня сунул чуваку 1000 така. Тот умело засунул купюру в карман. В городке-деревне, где живут работяги, около 30 000 человек. Живут очень-очень бедно. Мы шли и рассуждали, как относиться к нападкам ООН на Бангладеш за это место, но если этих людей лишить работы, да и детей тоже лишить работы, то что они жрать-то будут? Страна и так нищая. Доход на душу населения 500-600 долларов в год. Ну вот проявим мы гуманизм, закроем эти верфи и что? 30 000 человек сдохнут от голода? А так хоть какая-то работа есть. Хотя проводник наш говорил, что разборка судов это офигительно денежный бизнес... Тут же, недалеко от верфей, все это барахло пилят на металл. Вытаскивают с судов абсолютно всё.
aleonkin, 2013 год
А то, что не пилят, продают на местном рынке здесь же. Там флаги, спасательные круги, жилеты, цепи, холодильники, унитазы, плоты, вообще все, что вытащено с кораблей. Даже тренажеры есть.
Еще там было типа кафе. Ну, такое, деревенское кафе. Саша предложил там и пожрать. Ну, чтоб совсем к местному причаститься. Причастились. По-английски там никто не говорит. А вы много знаете слесарей/механиков знающих английский? Ну, не суть. Помыть руки, это значит на твои руки льет воду из ведра сам директор этого ресторана. В общем нам начали приносить еду. Много, заставили весь стол.
aleonkin, 2013 год
Мы потом посчитали, нажрали мы аж на 80 рублей с человека!..
Читать далее в блоге автора
Экономика Бангладеш
63% жителей страны занимаются сельским хозяйством, но оно даёт всего 19,7 % ВВП. В основном производятся продукты для собственного потребления. Из экспортных культур преобладают посевы джута (сырьё для изготовления мешков и канатов), чая, бананов, сахарного тростника. В стране собирают около 40 млн т. риса. В Бангладеш добывают нефть, газ и уголь, но основной статьёй экономики стала текстильная и швейная промышленность (производство тканей и одежды на экспорт). Бангладеш занимает четвёртое место в мире по производству одежды. Также важной статьёй экономики действительно является ремонт и утилизация морских судов.
vikundra : Другая Дакка
...Узнала кто и зачем летает в Бангладеш и оттуда. Пассажиры едут скромные, непривередливые, нетребовательные, не скандальные, никогда ни на что не жалуются. Опять же, в ту сторону везли очень много депортированных. А из Дакки летят до Дохи, а потом пересаживаются на другие рейсы и летят в Оман, Пакистан, Дубай, Кувейт и др. рабочий класc, которым билет оплачивает фирма. Летают они вот так, в отпуск - домой, после отпуска - снова на работу. Вот откуда столько пассажиров. Но эти пассажиры очень милые, если они видят, что кто-то попросил воды и ему принесли БЕСПЛАТНО - всем нужна вода. Каждый будет тебя звать и просить воду: «Систа, систа, ватер». (сестра, сестра, воды) Если кто-то попросил Колу и получил её бесплатно - всем до одного пассажира нужна Кола.
Но если, например, у тебя нет времени и ты говоришь, мол, извиняйте, мы уже на посадку идём - никаких проблем. Они не будут недовольно вздыхать и «цыкать». Словом, мне очень нравятся эти пассажиры. И когда мы сейчас летели, даже успели с ними породниться.
...Если две недели назад дорог заняла у меня 20 минут, то теперь та же дорога заняла полтора часа. Мы просто стояли иногда проезжая по несколько метров. Как я пожалела, что не подумала o респираторе. Местами было просто невозможно дышать, задыхаешься даже с салфеткой у лица.. Вот представьте, что в маленький гараж загнали две «явы» и начали газовать. Я совсем не преувеличиваю! Честно, воздух тут теперь такой (ну, на тех улочках, где сделаны рвы - канализация и общественный туалет два в одном, конечно, запашок другой). Пока стояли в пробке то и дело подходили попрошайки, бездомные, нищие. Одному я всё-таки дала милостыню, на что индуска меня предупредила, что в Индии за такое штрафуют и что в Дакке может быть то же самое.
Территория университета очень большая, тут же и общежития и водоём (вода грязная, правда, но выглядит это красиво) и парк. И тут тихо. Везде, где только чуть подальше от дороги (а может и везде, кроме как внутри тук-тука), кажется что очень тихо. Студентов было немного, может каникулы какие-нибудь или праздники - не знаю.
vikundra, 2012 год
От университета нужно было немного пройти, перейти дорогу, чтобы оказаться в парке. Перейти дорогу. Это сделать тут нелегко, так как движение на дорогах ужасное, светофоров в этой части города мало, пешеходных переходов и того меньше. Ну мы как-то перебежали. Парк красивый, если бы не всё тот же запах - можно было бы даже дольше в нём погулять. В парке тоже есть искусственное озеро, а на берегу разводят птиц.
В парке люди сидят/лежат прямо на траве. Когда выходили из парка, на нас «налетели» дети. Я чувствовала себя как Паниковский (из фильма «Золотой телёнок»), когда за ним бежала орава беспризорников. Ясно дело чего они хотели, показывая то, как они хотят есть. Но их было столько, что дав им по несколько рублей мне пришЛОСь бы сaмой так бегать за туристами и просить деньги на обратную дорогу в отель...
Вообщем, что я могу сказать? Мне нравится Бангладеш, нравятся люди. Они очень простые и добрые, хотят помочь несмотря на то, что не знают языка, они будут стараться понять что тебе нужно.
Читать далее в блоге автора