Jurgen, 2007 год
Подсолнечного масла в России производится так много, что пару миллионов тонн хватает на экспорт. Именно поэтому (а не вопреки) с падением рубля оно подорожало. Но, как оказалось, по цене обычного рафинированного можно покупать масло премиум-класса. О том, как это сделать, читайте в ЖУРНАЛЕ ЖЖ.
В марте Роскачество
протестировало продукцию 57 производителей рафинированного подсолнечного масла - это
свыше 70% рынка. Перед тестами масла разделили на три группы: первого, высшего и сорта премиум. Разброс цен составил от 70 до 150 рублей за бутылку.
Как оказалось, масло первого класса по качеству соответствует высшему сорту, а то, что продаётся как премиум, зачастую не дотягивают до стандарта. При этом продукции более высокого, чем заявлено на упаковке, качества оказалось больше, чем нарушителей, у которых были указаны завышенные характеристики.
«В ходе лабораторных испытаний выяснился очень любопытный факт: товары первого сорта 17 торговых марок - Знатное, Златожар, Злато, Аннинское, Аведовъ, ARO, Раздолье, Миладора, Южное солнце, Щедрое лето, Светлица, Олейна, Лира, Кубанское любимое, Красная цена, Каждый день, Веркино масло - по всем исследованным параметрам соответствовали требованиям, выдвигаемым к высшему сорту масел. Фактически, приобретая указанные товары, потребители заплатят за первый сорт, а получат более качественный продукт. Производителям же, возможно, стоит задуматься о повышении „класса“ своего товара», - отметили в пресс-службе Роскачества.
Потребители заплатят за первый сорт, а получат более качественный продукт
Одним из главных параметров, по которым сравнивали масло, было перекисное число. Определённый процент окисленных жиров присутствует в масле постоянно - этот процесс начинается уже на стадии производства и ускоряется при неправильном хранении. Поэтому для тестов взяли недавно произведённую продукцию, где перекисное число не должно быть высоким.
Роскачество, 2016 год
Но оказалось, что у семи производителей, которые заявляют свою продукцию как высшего сорта и даже премиум-класса, показатель перекисного числа не смог «дотянуть» не только до стандарта Роскачества, но и до требований ГОСТа к высшему сорту. В чёрный список попали марки Кубань, Благо, Алей KONAKO, Green Ray, Кубаночка, Империя солнца и Золотой стандарт. Как подчеркнули в Роскачестве, то, что эта продукция выпускается с завышенными характеристиками, «может расцениваться как нарушение прав потребителя на достоверную информацию, указанную на маркировке».
Добросовестные производители просто перестраховываются
Получается, можно покупать масло из эконом-сегмента и получать лучший продукт, чем продают в премиум-классе. Такое нередко происходит с маслом, рассказала исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова. «Таким образом, добросовестные производители просто перестраховываются от возникновения различных неприятностей. <...> Например, подсолнечное масло в магазинах продается на светлых полках, а это не очень хорошо - свет провоцирует окислительные процессы, которые приводят к повышению перекисного числа. <...> Поэтому производитель предпочитает спать спокойно, зная, что его товар при маркировке „первый сорт“ будет гарантированно соответствовать всем заявленным свойствам. Стоит также отметить, что представленные в исследовании товары, которые не соответствуют высшему сорту по показателю перекисного числа, всё-таки показали соответствие требованиям ТР ТС. То есть все проверенные образцы масла являются безопасными для человека», - пояснила Нестерова.
Подсолнечное масло входит в ежедневный рацион 90% россиян
Наша страна является одним из мировых лидеров по потреблению подсолнечного масла. По данным Роскачества, оно входит в ежедневный рацион 90% россиян. К 2014 году в нашей стране было произведено 4,8 млн тонн (из них больше 80% - подсолнечного). Это 2,6% мирового производства.
Уровень производства рос ежегодно, и к 2006-2007 годам внутренний рынок был
полностью насыщен. Тогда начал расти экспорт,
дойдя до рекордных 1 млн 987 тыс. тонн масла в сезоне цветения подсолнечника 2014-2015. Это на 336 тыс. тонн больше, чем сезоном ранее. Россия вошла в тройку мировых лидеров по экспорту подсолнечного масла, а основными его потребителями стали Узбекистан (39% бутилированного экспортного масла) и Турция (34% наливного).
При падении рубля увеличили экспорт, и на внутреннем рынке образовался дефицит
Рост экспорта был напрямую связан с удешевлением рубля - чем дешевле российский товар по сравнению с местными аналогами, тем больше его можно поставить. Но по той же причине дорожает масло и внутри страны. Как
сообщал
в августе 2015 года РБК, цена сырого подсолнечного масла достигла абсолютного рекорда в 57 тыс. рублей за тонну. Продукт подорожал больше чем на треть за четыре месяца или на 90% с октября предыдущего года. Тогда директор портала «СовЭкон» Андрей Сизов
объяснял, что рублевые цены для внутреннего рынка масла зависят от валютных колебаний, так как при слабеющем рубле производители увеличили экспортные поставки, зафиксированные в иностранной валюте, и на внутреннем рынке образовался дефицит.