ПРОГНАТЬ ДОЖДЬ ТОПОРОМ. Борьба с непогодой и эпидемиями в старину

Feb 17, 2016 10:10


«Страдная пора». Григорий Мясоедов, 1887 год
Каждый может вспомнить как минимум три-пять примет, известных ещё от бабушки. Но не все знают, как в старину предсказывали погоду в горах, приносили духам дары и зачем впрягали незамужних девушек в плуг. ЖУРНАЛ ЖЖ расскажет об интересных традициях и поверьях среди народов России. «Разговоры» коми с погодой

Коми, или коми-зыряне - коренное население Республики Коми (финно-угорский народ). Недавно учёные выяснили, как горные животноводы и равнинные земледельцы предсказывали погоду и пытались на неё повлиять. Основной опасностью для животноводов были переходы через горные перевалы, реки, движение в тумане и во время сильных ветров, так как стада оленей могли легко потеряться. Так, при переходах оленеводы смотрели на фазу луны: считалось, что если отправиться в путь в конце её убывания, может настичь непогода. Кроме того, прогнозы строились на наблюдении за облаками: признаком непогоды служили тучи, проплывавшие ниже горных вершин и как бы «вытягивавшиеся» в виде дыма из трубы (говорили, что на Урале «топятся печи»).


David Sorich, 2012 год

Против ветра у коми тоже были средства: они бросали нож или топор через левое плечо, веря, что предметы из металла обладают магической и лечебной силой.

Земледельцы же, расселенные в более южных районах (бассейны рек Тобол и Иртыш), следили за погодой с помощью животных, неба и растений, так как от этого сильно зависел урожай. Например, во время покоса утренняя роса могла предсказать, будут ли осадки: если она выпадала, дождя не ждали. Красное небо было предвестником шквалистого ветра, а пургу предсказывал лай собак и ореол вокруг луны.


Susanne Nilsson, 2014 год

Летом коми проводили своеобразные ритуалы для того, чтобы вызвать или, наоборот, прекратить ливень. Люди собирались на полях или в деревнях с иконами и распевали молитвы, а иногда даже приходили с иконами на кладбища и лили воду на могилы утопленников.

Священный медведь у эвенов

Восточные тунгусы, ламуты, эвены - три названия одного народа, но самым точным является последнее. Общая численность - около 20 тысяч человек, проживают они преимущественно на востоке РФ. В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота и рыболовство.

В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение Солнцу, которому приносили в жертву оленей. Одним из священных животных был медведь: эвен, убивший его на охоте, устраивал праздник, на котором съедалось мясо зверя. Его кости хоронили, складывая их в строго анатомическом порядке. В некоторых местах сохранялся обряд похорон черепа медведя путем укрепления его на вершине невысокой лиственницы.


Gregory «Slobirdr» Smith, 2014 год

Про свадебные обычаи эвенов DRS_RADCHENKO рассказала 100-летния женщина, которую он встретил в Магаданской области.

DRS_RADCHENKO:
Прабабушка ещё помнит как за невесту уплачивали калым - тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха.

Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение.

Читать полностью
Духи дороги в Якутии

Якуты (саха) - коренной народ Якутии, численность которого в РФ равна около 480 тысячам человек. Они так же вверили, что природа - живая, все объекты и природные явления имеют своих духов. Например, основным героем «дорожной мифологии» был дух-хозяин дороги (суол иччитэ), ему приносили жертвы на пересечении дорог, перевалов: на деревья вешали (и вешают до сих пор) конские волосы, лоскутки ткани, бросали медные монеты, пуговицы. Подобные действия совершали в честь духов-хозяев гор, рек, озёр, мимо которых проходил путь.

Кроме того, существовал строгий запрет ронять в воду острые предметы - поранишь глаза хозяину воды, духа-хозяина озера якуты величали «бабушкой» и просили её о богатом улове рыбы.

Запряжённые в плуг девушки у татар

Если начинал гибнуть скот или в деревню приходила какая-либо эпидемия, татары обходили всю деревню с плугом. В обряде можно было участвовать незамужним девушкам с непокрытыми головами и распущенными волосами, одетым в праздничную одежду, а также старым женщинам. Выглядело это так: девицы запрягались в плуг, при этом одна старуха должна была ехать впереди верхом на метле, а вторая - держать ручки плуга, покрикивать на девушек и управлять ими, хлестать вожжами. Еще одна старуха должна была завершать шествие, тоже сидя на помеле.

Интересно, что во во время проведения этого странного обряда в деревню не допускались чужаки и не выпускались местные жители.

Кроме того, татары верили, что если после питья воды из источника болит живот, - это «вода их держит». Чтобы боль прошла, они кидали в место, откуда пили, яблоко или яичный желток.

В знахарстве народ тоже применял немало необычных средств, например, для лечения опухолей татары использовали можжевеловые ягоды - таким образом они якобы отпугивали джинна, виновного в заболевании.


Григорий Мясоедов, 1860 год

Стрижка детей у ингушей и чеченцев

У северо-кавказских народов стричь ребенка начинали рано, так как народы верили, что без этого дети плохо растут. Обязательным условием для первой стрижки был здоровый и высокий молодой человек с красивой шевелюрой (родственник, сосед, гость). Отрезанные волосы не выбрасывались, а взвешивались, и «цирюльника» вознаграждали согласно весу.

Матери должны были хранить первые волосы малыша, пока он не начинал говорить, а затем спрашивали у него, чьи это волосы у неё в руках? Так как чаще всего ребёнок называл животных - барана, корову и др., в зависимости от ответа предсказывали, какой именно скот он будет держать в будущем.

Дух карельских озёр

Карелы (финно-угорский народ, проживающий, в том числе, в Карелии), верят, что в дни святок из местных озёр появляется дух по имени Сюндю, который помогает узнать будущее во время святочных гаданий. lenarudenko рассказала, как его встречают и боятся «испачкать Сондю дорогу».

lenarudenko:
Замерзшая вода мраморного карьера Рускеала напоминает истории о карельских мифических существах, которые появляются зимой из проруби. В дни святок из холодных вод озёр Карелии появляется дух по имени Сюндю, что значит «появиться, родиться». Сюндю помогает людям при гадании на святки узнать будущее. Как выглядит Сюндю никто не знает. Говорили, что этот дух предстает в облике северного сияния или старухи.


lenarudenko, 2016 год

Святочные дни карелы называли «сюндума» и «пороговое время». В эти дни нельзя выбрасывать мусор и выливать грязную воду, чтобы не испачкать дорогу Сюндю. К приходу святочного духа готовили угощение - пекли овсяные блины, «к приходу Сюндю портянки готовлю» - говорили хозяйки («Сюндю несколько дней по земле ходить, ей портянки надобны»).

Также в эти дни проходили традиционные гулянья ряженых - huhlakat. Лица ряженых закрывали масками, чтобы не навлечь на них беду. Снимать маски запрещалось.


«Святки». Андрей Березин, 2007 год

Для того чтобы увидеть будущее, в праздничных блинах делали прорези для глаз и выходили в такой «маске» на улицу, надеясь на подсказку Сюндю. С блином на голове - как подношение духу - отправляли на улицу ребёнка. Если он вернётся без блина, значит Сюндю будет покровительствовать семье весь год.

Читать полностью

s_прошлое, культура, main, Россия, society

Previous post Next post
Up