Nan Palmero, 2015 год
Пока шлемами виртуальной реальности могут похвастаться очень немногие, при этом почти все когда-либо хотели его протестировать или даже купить. ЖУРНАЛ ЖЖ решил разобраться, какие модели наиболее популярны, сколько денег люди готовы потратить на устройство и чем VR-шлем может быть опасен.
400 долларов - не больше
Компании Greenlight VR (занимается исследованиями и аналитикой в области виртуальной реальности) и Touchstone Research (исследования онлайн-рынка) в конце прошлого года опубликовали
результаты опроса 2282 американцев. Выяснилось, что из 80% участников, указавших, что им известно о VR-технологии, только 10% обладают реальными знаниями. Более 60% готовы заплатить за шлем не более 400 долларов. 31% участников опроса назвали от 200 до 399 долларов, и только 11% заявили, что они согласны отдать за устройство свыше тысячи.
По данным исследования, наиболее известным брендом пока является не так давно представленный Sony PlayStation VR (выпуск намечен на второй квартал). Вторым по популярности стал Samsung Gear VR, а третьим - Oculus Rift.
Интересно, что 23% беспокоятся о своём здоровье после опыта с подобными устройствами, 11% боятся, что «утратят связь с реальностью», а 5% думают, что это может вызвать привыкание.
В чём разница
По словам
lexpartizan, не стоит путать стереоочки и шлем.
lexpartizan:
Эффект достигается за счёт одного экрана, поделенного пополам и оптики, позволяющей максимально приблизить экран к глазам. Тут надо различать стереоочки и шлем виртуальной реальности.
Шлем виртуальной реальности имеет трекинг головы, позволяющий «видеть из глаз» и крутить башкой. Стереоочки просто позволяют просматривать стереоизображение. Начиная от красно-синих или затворных очков и заканчивая подражаниями шлему виртуальной реальности.
Классическим примером шлема является OCULUS RIFT.
Шлемы виртуальной реальности приводят к забавным эффектам и действительному погружению в игровой процесс.
Читать полностью
Из чего выбирать
Фактически, на рынке есть (или вот-вот выйдут) несколько моделей, подходящих практически каждому кошельку. Вопрос в функционале и назначении.
Google Cardboard
Большинство пользователей при желании купить шлем виртуальной реальности сталкиваются с неподъёмными ценниками, особенно при «танцах» рубля. Одним из самых дешёвых вариантов стал Google Cardboard, который изначально задумывался как
наиболее доступный «билет» в виртуальную реальность. Сам по себе шлем - это картонная конструкция, в которую вставлены две линзы, а экраном выступает Android-смартфон с установленным приложением.
Основным преимуществом стала цена (компания уже продала свыше миллиона очков). В России девайс можно найти даже за 290 рублей (в среднем - около одной тысячи). Минусы - угол обзора в 80 градусов и невозможность настроить шлем под себя, например расстояние между глазами и особенности зрения.
Недавно стало известно, что
Google готовится представить новый шлем (дата релиза пока неизвестна). Уточняется, что следующее поколение будет уже не из картона и с более продвинутой «начинкой». При этом роль экрана и вычислительной мощности на себя опять возьмёт смартфон.
Oculus Rift
Очки, которые больше всего «на слуху». Интересно, что изначально на их создание 2,4 млн долларов компания смогла собрать на платформе Kickstarter (стоимость в целом - более 90 млн).
Коммерческую (третью) версию планируют выпустить уже в первой половине этого года за 599 и 699 долларов.
Что касается характеристик, то разрешение матрицы позволит выводить стереоскопическую картинку по 1080 на 1200 пикселей для каждого глаза. Изображение будет обновляться с частотой 90 Гц, что сведёт к минимуму головокружение и тошноту. Горизонтальный угол обзора превысит 90 градусов, приближаясь к 100 (точных данных пока нет), а по диагонали - до 110 градусов.
Самое забавное то, что по данным NVIDIA, полноценно пользоваться очками пока смогут только владельцы 1% от всех ПК в мире (на сегодняшний день необходимыми для Rift характеристиками обладают около 13 млн компьютеров). А требует Oculus процессор Intel i5-4590 и выше, 8 Гб оперативной памяти, видеокарта не слабее NVIDIA GTX 970 или AMD 290 и др.
Samsung Gear VR
Samsung воплотил интересную идею, но основной минус в том, что использовать очки вы сможете только при наличии телефона Samsung Galaxy Note 4 и S6. Стоит устройство около семи тысяч рублей (а сам S6 - свыше 40 тысяч), имеет поле зрения 96°, гирометр, акселерометр, магнитный датчик и датчик присутствия, плюс учитывает особенности зрения. Также для шлема уже есть рынок приложений и VR-видео.
Недавно сообщалось, что пока Samsung не планирует расширять функционал и готовит Gear VR, снова предназначенный только для Galaxy Note 5 и S6 Edge Plus.
HTC Vive
Компания HTC тоже не так давно представила шлем, разработанный совместно с создателем игр Valve. В сети открыт предзаказ устройства, за которое продавцы просят от 40 до 50 тысяч рублей.
Шлем
подсоединяется к компьютеру и работает с собственной игровой экосистемой. Частота обновления 360-градусного трекинга - 90 Гц, который в целом обеспечивают 70 сенсоров. Помимо этого у системы есть отдельный контроллер, позволяющий стрелять, перемещаться и взаимодействовать с объектами виртуального мира, а одним из главных особенностей стала фронтальная камера - своего рода, окно в реальный мир.
Sony VR
Шлем от Sony, работающий с PlayStation 4, планируется к выпуску в первой половине текущего года.
Производители заявили, что он имеет 5,7-дюймовый дисплей, частоту обновления кадров 120 fps и угол обзора 90+. Точная стоимость пока не разглашается, но в начале года
сразу три швейцарских онлайн-магазина оценили новинку в 497-608 долларов. Так что пока придётся набраться терпения и подождать официального релиза.
Сломанные позвонки
Осознавая пока ещё недостаточный уровень популярности таких очков в России, а также то, что доступны они далеко не всем, предприниматели решили организовать аттракционы, где посетители легко могут опробовать на себе виртуальную реальность - «покататься» на американских горках, высоких качелях и др. Летом 2015 года СМИ сообщили, что в Санкт-Петербурге медики
госпитализировали жертву такого аттракциона с травмой головы и шейных позвонков после падения. Как выяснилось, женщина просто не удержалась на ногах и упала на спину.
В 1995 году студентка Чикагского университета приняла участие в
эксперименте, проведя в итоге несколько часов в виртуальной реальности. В целом шлем оставил у неё приятное впечатление, но: по окончании эксперимента девушке захотелось пить, и, взяв в руку газировку, студентка начала лить её себе не в рот, а в глаз.
Кстати, сама компания Samsung
предупреждает, что стоит отказаться от использования очков сразу, как только вы начнете испытывать «судороги, потерю сознания, утомление глаз, подергивания глаз или мышц, непроизвольные движения, измененное, размытое или двойное видение или другие визуальные аномалии, головокружение, дезориентацию, нарушение равновесия, нарушение координации рук и глаз, повышенную потливость, повышенное слюноотделение, тошноту, бред, дискомфорт или боль в голове или в глаза, сонливость, усталость, любые симптомы, напоминающие укачивание».
Matt Brown, 2014 год
Психолог: виртуальная реальность может привести к аутизму
По данным психолога Оксаны Орловой, «когда человек уходит в виртуальную реальность - это всегда чревато какими-то последствиями». «Во-первых, это изменение состояния сознания, персонализация, когда человек не может понять кто он, какую роль он отыгрывает и как к нему относятся люди. Во-вторых, это просто уход от одиночества, что здесь ты не реализован, здесь ты мало кому нужен, и реальность действительная тебя не устраивает - то есть это ещё больше усиливает».
Точкой невозврата у тех, кто полностью погружается в виртуальный мир, по данным специалистов, становится аутизм, неспособность к нормальному взаимодействию с реальностью. Пока эта болезнь развивается только у заядлых геймеров.
Так что всё можно - только осторожно.