Зачем канадскому паспорту астролябия? К 225-летию раздела Канады

Jan 25, 2016 10:00


Самюэль де Шамплен на развороте канадского паспорта
В представлении большинства людей Канада - страна англоязычная, но это не совсем верно: в крупнейшей провинции, Квебеке, и сегодня говорят на французском языке. 25 января 1791 года британский парламент разделил недавно завоёванную у Франции Канаду на «Верхнюю» (английскую) и «Нижнюю» (французскую). О Самюэле де Шамплене, «отце-основателе» французских колоний в Канаде, рассказывает проживающий в открытых им краях zhenya-ru. Большой, я бы даже сказал выдающийся вклад в освоение нашего региона внес Самюэль де Шамплен (1567-1635) - протестант из Бруажа. Хотя он и считается в первую очередь исследователем Канады и основателем Квебека, но не меньший вклад внес и в изучение северо-востока США. Самюэль де Шамплен исследовал большинство из Великих озер, первым увидел Ниагарский водопад и множество других мест, на которые взираю теперь я во время своих поездок по окрестностям.

В мае 1603 года он впервые отправился к американским берегам. Вместе со своим непосредственным начальником де Шастом высадился в 80 лье от устья реки Святого Лаврентия при ее слиянии с Сагенэ; французы оставили там корабли и поднялись по реке до водопада Святого Людовика (там в свое время остановился первопроходец Жак Картье) и исследовали близлежащие территории. Шамплен составил карту местности и подробный отчет о путешествии. Свои исследования он продолжал несколько лет, получив должность королевского географа и капитана королевского флота, а в 1608 году заложил в 130 лье от устья реки Святого Лаврентия город, назвав его Квебек: на языке туземцев это означало «сужение реки».

Шамплен активно вмешивался в жизнь местного населения: он оказал помощь алгонкинам против ирокезов, обеспечил им победу и назвал своим именем озеро, на берегу которого произошло решающее сражение.

Два года спустя, под влиянием открытий, совершенных англичанином Гудзоном, Шамплен решил искать путь в Китай через север и запад Америки. Первая экспедиция по реке Оттава закончилась безрезультатно. Требования момента были иными: Шамплен вернулся во Францию, чтобы набрать колонистов, и привез с собой монахов-францисканцев, которые помогали ему распространять христианскую веру среди туземцев. Но от своих планов он не отступился: снова поднялся по Оттаве, где по воде, где по суше, добрался до озера Гурон, пересек равнины и озеро Онтарио... Подружившись с гуронами, он и им помогал сражаться с воинственными ирокезами, а зиму 1615 года провел среди алгонкинов, изучая их обычаи и язык.

Тем временем во Франции к власти пришел Людовик XIII, но, занятый войной со своей матерью и поддерживавшими ее вельможами, он мало думал о заморских колониях и не оказывал им поддержки. В 1624 году Шамплен приехал на родину, чтобы добиться аудиенции и лично просить о средствах, в которых ему отказывали. Ришелье, вставший у кормила власти, предоставил ему эти средства. Шамплен принялся активно укреплять Квебек, а реку Святого Лаврентия назвал именем кардинала.

Ришелье придал новый импульс колониальной политике, создав в 1627 году Компанию ста товарищей в Новой Франции и Акадии. Развитие торговли требовало создания поселений на новых территориях: французы, проживавшие на побережье Атлантики, отплывали к берегам залива Святого Лаврентия из Ла-Рошели, Руана, Дьеппа, Нанта, Бордо, надеясь на лучшую жизнь в Новом Свете. Среди них были и католики, и протестанты, правда, последние составляли всего 7-8 процентов от населения Новой Франции и Акадии. В основном это были неженатые мужчины около 25 лет, поступавшие на службу к колонисту, купцу, религиозной общине или подразделению военно-морского флота на три года, пять или семь лет. Переезд был делом непростым и опасным: в 1628 году Англия объявила Франции войну, и в Атлантике курсировали английские пиратские суда, которые перехватывали французские корабли.

Шесть военных кораблей под командованием Дэвида Керка (уроженца Дьеппа, попросившего убежища в Англии) осадили Квебек. Население города тогда составляло всего двести душ, но Шамплен гордо отказался капитулировать. Керк отступил, но в городе начался голод: к весне единственным видом пропитания были коренья, которые люди находили в лесу. Керк возобновил свое предложение, и городу пришлось капитулировать. Шамплен уехал во Францию. В 1629-1631 годах Квебек находился в руках англичан, но в следующем году, после подписания мирного договора, Франция вновь вступила во владение Канадой, а Шамплен стал ее губернатором. Характерно, что в непродолжительный период английского господства индейцы отказывались сотрудничать с «оккупантами», а с возвращением французов снова начали оказывать им помощь. (Это, пожалуй, единственный пример добрососедских отношений французов с туземцами: коренное население Мадагаскара, например, их попросту возненавидело.) Шамплен оказался умелым администратором, Квебек понемногу становился процветающим городом, и его основатель умер в нем в 1635 году, окруженный всеобщим уважением и почетом.

Процесс освоения Канады не прекратился: в Новую Францию уезжали семьями, а еще туда отправлялись девушки-сироты. Вербовщик оплачивал переезд, который занимал от двух до трех месяцев. Контракт о найме составлялся нотариусом или вербовщиком, в нем оговаривались условия переезда, характер выполняемой работы, права и обязанности нанятого и условия его возвращения на родину. Кое-кто оплачивал переезд самостоятельно - это были «вольные пассажиры», не связанные никакими обязательствами.

Наемная рабочая сила состояла из крестьян, булочников, слуг, подмастерьев, учеников, плотников («обычных» и корабельных), матросов, солдат, землепашцев, подёнщиков. Последние валили лес, строили дома, работали топором и пилой. Под «солдатами» порой понимались каменщики, аркебузиры, оружейники, слесари. В списках Вольного морского товарищества после каждого наименования «солдат» нередко указано ремесло. Некоторые профессии ценились больше других; крестьян, нанимаемых в первые годы колонизации, впоследствии сменили ремесленники. Из Ла-Рошели корабли отплывали в Новую Францию и Акадию, из Нанта большинство направлялось на Антильские острова.

В то время как голландцы осваивали Манхэттен, а англичане - восточное побережье Атлантики, сажали табак и завозили из Африки чернокожих рабов, французы продвигались на север и запад, торговали пушниной с гуронами, пытались ужиться с воинственными ирокезами, изучали обычаи оттавов и иллинойсов: миссионеры надеялись обратить их в истинную веру. Если в 1635 году в Квебеке проживало 132 колониста, то в 1641 году их было уже 300, а вскоре общее количество поселенцев стало исчисляться тысячами. На сегодняшний день в Канаде проживает около полутора миллионов потомков тех, кто когда-то пересек океан в поисках лучшей доли.

***

heck-aitomix о  Самюэле де Шамплене и потерянной им астролябии:

...Я с удивлением обнаружил, что у меня в фототеке не обнаружилось фотографии самого известного памятника Самюэлю де Шамплену, установленному в Оттаве на холме Нипин Пойнт (Nepean Point). В этом самом месте во время экспедиции 1615-го года Самюэль проводил наблюдения за солнцем при помощи морской астролябии. Великий картограф и путешественник наверняка знал, как пользоваться астролябией, но вот скульптор, сваявший этот памятник в 1915-м году, точно был не в курсе. Если бы среди моих читателей были мореходы со стажем, то они сразу бы обратили внимание на то, что навигационный прибор в руке Шамплена расположен верх ногами - обычно его держат за ручку в подвешенном состоянии...

История нахождение той самой Шампленовской астролябии заслуживает отдельного внимания. Оказывается данный тип морской астролябии - весьма редкий. Их перестали использовать где-то в начале 18-го века, и большинство из этих инструментов были переплавлены. Усилиями морских археологов, копающихся в останках затонувших кораблей, до наших дней дожили порядка 80-90 таких раритетных приборов. В 1867-м году такая астролябия была обнаружена сыном местного фермера в Онтарио, потом выкуплена каким-то дельцом, передана в другие руки, потом еще кучу раз поменяла владельцев, пока не началась шумиха по обе стороны американо-канадской границы на предмет ее принадлежности великому путешественнику, в результате чего она оказалась у богатого антиквара из Нью-Йорка, знавшего толк в астролябиях. После смерти последнего, согласно его завещанию, драгоценный прибор был передан в музей нью-йоркского исторического сообщества. И несмотря на то, что никто не смог толком доказать, что именно этой астролябией пользовался Шамплен (год производства прибора соответствует периоду, когда Самюэль собирался в очередную экспедицию, но сама модель не соответствует высокой точности результатов, описанных картографом в своих работах). Да, несмотря на вышеуказанный факт, министерство связи Канады выкупило реликвию за $250 тысяч и передало ее в музей Цивилизации в Оттаве...

s_история, history, main, история, Канада, s_Канада, society, science

Previous post Next post
Up