На Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь - иорда́нь. Изображение: купание в проруби,
Валерий Титиевский, 2008 год
Крещение Господне празднуется Православной Церковью 19 января. В последние годы, следуя моде, сотни тысяч человек в крещенскую ночь окунаются в ледяную воду. «Журнал ЖЖ» рассказывает как правильно моржевать, что готовить к празднику и о предрассудках связанных с «крещенской водой».
Диакон diak-kuraev о фольклорных традициях и традициях Православия:
В последние годы традиция купаться на Крещение превратилось в повальное увлечение. Нынче в прорубь лезут и стар, и млад, не задумываясь ни о своем здоровье, ни о духовной сути празднуемого события. Крещение у многих стало поводом для очередной веселой и экстремальной тусовки. О том, как правильно провести эти дни и почему не стоит избавляться от «старой» крещенской воды рассказал известный богослов и миссионер диакон Андрей Кураев:
Нет никакого церковного представления о том, что купание в проруби на Крещение как-то сказывается на греховности человека, очищает его от грехов. Это неправда! Человека очищает от грехов одно единственное крещение, когда в церкви священник его крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа. А все эти моржевания к церковным догматам не имеют ни малейшего отношения.
Крещенские традиции вполне понятны. Нужно быть на службе в храме и затем помолиться вместе со всеми на чине великого водосвятия. Это можно делать как в храме, так и на пруду или на реке, если заранее известно, что освящать воду будет епископ или священник, и затем эту воду можно будет набрать и принести в дом. С медицинской точки зрения лучше все же набирать воду в храме, поскольку это более или менее проверенная вода в отличие от той, которая может быть в городском пруду или реке.
Изображение: varlamov, 2013 год
Важно помнить, что крещенская вода, а по-гречески она называется «агиасма», что значит великая святыня, это не магическая жидкость и не приворотное зелье. Церковь всегда выступала против любого оккультного использования крещенской воды, тем более в такой большой праздник как Крещение. Не стоит его портить языческим поганством. Это вода действительно святая. Такого нет в учении Церкви, но из практики известно, что она странным образом не портится очень долгое время. По своему опыту скажу, что у меня стоит бутылочка с крещенской водой, и я каждый год я доливаю туда новую порцию, и эта вода остается свежей годами. Не надо верить всяким байкам о том, что если вода все-таки испортилась, то в этом виноваты люди с плохой энергетикой. Это может случиться, но магия тут не причем.
Читать полностью в блоге автора
flavorchemist о целительной силе крещенской воды:
Сегодня утром ехал на работу и слушал относительно приличное радио. Сити-ФМ. Ведущий очень бодро размышлял о целительной силе крещенской воды. Давал полезные советы как лучше ее набирать - можно из под крана, но строго в 0:15, именно в это время структура воды самая полезная. Давал полезные советы, как ее хранить - вдали от пустопорожних разговоров, чтобы ненароком не разрушить ее структуру. Называл имена каких-то «учоных», которые доказали столь полезные ее действия. Оказывается, Крещение - это не случайно. Именно в Крещение усиливается поток нейронов (я не описался, так и было сказано), который посылает нам Солнце.
Бедное, бедное светило. Бедная, бедная Земля.
И это был не троллинг. Он говорил серьезно. Более того, многие его слушали вполне серьезно. Потому что верить в силу крещенской воды - нормально и правильно. Потому что с водой надо говорить, она помнит слова и отвечает взаимностью. Особенно, если эти слова сказаны на Крещение настоящим православным попом. Какое-то полоумие.
И вот что мне подумалось. Есть в этом христианском увлечении разного рода заговоренными или обработанными магическими жестами что-то от гомеопатии. Одни и те же способы доказательства: «мне помогло» и «в интернете написано». Одни и те же принципы работы: вода имеет память, структуру и умеет хранить информацию. Даже фразы используются аналогичные. Например: «...если святой воды осталось мало, можно разбавить её обычной водой, и она освятится...».
Гомеопаты, правда, выглядят более научно. Они хотя бы с водой не разговаривают. На фоне всеобщего безумия это уже достижение.
Изображение: святая вода, J.E. Theriot, 2009 год
Телеканал «Культура», уже прославившийся своими великанами, сферическим вакуумом в вакууме, графоманами-теологами тоже присоединился к празднику жизни. Решил показать завтра публике научно-популярное кино. Про великую тайну воды. Так что все бежим в церковь (Питерским никуда бежать не надо, у них все их крана течет). Набираем воду. Но, если вдруг не успели, то не переживайте. Крещенскую воду смело можно заменить любой другой шунгитовой, кремниевой или серебряной водой.
Читать далее в блоге автора
iglapkin почему я против «крещенских» купаний:
Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин.
Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу - тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться - отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим.
Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: "Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо - прим.автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...
«Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским... Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество - собственное тело, а их религия - дремучее суеверие, и на святыню им плевать.
В-третьих: «крещенское» купание - это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния.
Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами посвященными Богоявлению - общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.
Читать полностью в блоге автора
t_kudelina о выпечке для празднования Крещения:
Традиционное крещенское меню праздничного стола обязательно включало в себя особую обрядовую выпечку- печенье, пироги или оладьи с медом.
Трапезу начинали со святой воды. Потом ели кутью ((1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда) и запивали узваром (сухофрукты, лимон, мёд, сахар, вода).
Ритуальная кулинария, частично сохранившаяся до наших дней, хранит отголоски самых древних магических обрядов.
Собиратель русского фольклора И.П. Сахаров отмечал: «В некоторых селениях сохранился старый обычай приготовлять ... из пшеничного теста животных: коров, быков, овец и домашних птиц, а также фигурки пастушков. Животные выставлялись на окна для показа проходящим, на столе они с утра красовались для семейства и уже вечером рассылались в подарок родным».
Но это уже просвещенный 19 век. А первые упоминания о фигурках из теста встречаются в русских летописях XII века.
Традиционные персонажи - конь, олень, корова, коза, утица, тетерка с птенцами в те времена такие обрядовые фигурки животных или птиц вешали на скотные дворы как обереги, позднее в русле христианской традиции на Крещение размоченные фигурки добавляли в корм скоту, чтобы был здоровым и плодовитым. Также на крещение традиционно выпекалось печенье «Кресты» .
Изображение: рождественское печенье, 2015 год
Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи.
18 января хозяйки по обычаю пекут это печенье. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой. Так сибиряки считали, что съеденный «крест» дает человеку здоровье.
Кресты-печенья ели первыми натощак, запивая их крещенской водой, далее следовали блины и оладья, приготовленные на меду.
Пеклись также и особенные печеньица - именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает мучные изделия: для себя изюминкой, для мужа - маком, для сына - анисом, для дочки - тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени.
Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.
Если крест хорошо пропеченный, желто-розовый, то он подарит успех, здоровье, благополучие.
У того человека, кому досталось такое печенье, можно потом целый год искать сочувствия, заступничества, совета.
Если «крест» с надломами трещинами, то оно предрекает перемены в судьбе, трудности.
Читать рецепты полностью в блоге автора
Фотограф fotografersha о крещенских купаниях в Москве:
Кто куда, а я в Южное Бутово поехала снимать окунания.
1. В Черневском пруду около Рождественской церкви сделали иордань и сразу после полуночи началось...
Изображение: fotografersha, 2015 год
2. В полночь очередь была длиной несколько сот метров.
Изображение: fotografersha, 2015 год
3. Обряд освящения воды и молебен заняли минут 10.
Изображение: fotografersha, 2015 год
4. МЧС установили две обогреваемых палатки для переодевания, печеньки и чай.
Изображение: fotografersha, 2015 год
5. Безопасность верующих обеспечивала 19 подстанция Скорой Помощи, 20 сотрудников ОВД «Южное Бутово», смена 8 ПСО МЧС и народные дружинники.
Изображение: fotografersha, 2015 год
Читать далее в блоге автора