Фрагмент картины «Гусляры» Виктора Васнецова (1848-1926)
Психолог
ceazaria публикует в ЖЖ-формате свою книгу «Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках», в которой рассматривает, в частности, зловещие дары Бабы Яги в психоаналитическом аспекте. «Журнал ЖЖ» представляет отрывок, в котором самоиграющие гусли, магический рушник и волшебный клубок оказываются не тем, чем кажутся.
Друзья, продолжаю публиковать отрывки из своей книги «Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках». А так как скоро Новый год, сегодня речь пойдет о подарках. Конечно, не о тех, что дарит Дед Мороз, а о тех, что дарит Герою самая древняя дарительница - Баба Яга. А в качестве «десерта» приведу одну из самых потрясающих историй, которые я слышала в своей жизни.
Гусли-самогуды. Гуслями в древности назывались все без исключения струнные инструменты. В частности, лира, атрибут Аполлона - это лишь разновидность гуслей. Семиструнный инструмент отражает числовую гармонию, лежащую в основе вселенной, где семь струн представляют семь планет, названных именами богов. Игра гусляра - это голос семи богов-демиургов, воплощающих в Яви волю Всевышнего Рода. Музыка является связующим звеном между материальным и духовным началом: она одновременно вещественна - осязаема и абстрактна - бесплотна. Подчиненность музыки фундаментальным законам и, в то же время, то поразительное разнообразие, которое дают всего семь нот, делают её, пожалуй, наилучшим образцом мироздания. Таким образом, этот подарок Бабы Яги позволит герою, во-первых, выражать свои чувства в вещественном мире, воплощать свои душевные порывы в осязаемой действительности, а во-вторых, слышать волю богов, то есть голос Самости, быть ее со-творцом и соавтором.
Казалось бы, это и есть то, для чего Герой отправился в путь, зачем идти еще куда-то, с кем-то биться, кого-то спасать? Но, как мы помним, подарки Бабы Яги пригодны к употреблению только в Нави. Это значит невозможность беспрестанно слышать «голоса богов» в Явном мире, вернее, невозможность находиться в Явном мире в то время, как ты слышишь «голос богов» - ты либо здесь, либо там. А ежели между этими мирами в психике отдельно взятого человека происходит путаница, из Яви ему торжественно вручается диагноз «шизофрения», ну или, в крайнем случае, можно выбрать карьеру юродивого или отшельника. Ты либо в сознании, в вещественном мире и ориентирован на внешнее, материальное, на связи с другими, либо в бессознательном, чувственном, творческо-сказочном. Пребывание во втором мире - в Нави или в Тридесятом царстве, где только и можно расслышать музыку волшебных гуслей, опасно затягивать на долгое время, ибо есть вероятность больше не вынырнуть на поверхность, не возвратиться в Явный мир. Перефразируя Ницше, если слишком долго всматриваться в бездну, бездна может посмотреть в тебя. Однако это вовсе не то, что нужно Самости. Боги заинтересованы в том, чтобы ты, услышав их волю из глубин бессознательного, поднялся на Белый свет и воплотил их замыслы наяву - во благо себе и людям. В этом и есть подвиг Героя - обновить Явный мир, сделать его лучше. При этом масштабы обновления не бывают несущественными, масштабы - это всего лишь категория Сознания. Поэтому, для кого-то это изобретение perpetuum mobile, для кого-то новый рецепт оладий, для кого-то рождение ребенка, для кого-то вдохновляющая фраза, вскользь брошенная малознакомому человеку. Кто его знает, чем все это обернется в масштабах вечности?
Волшебные гусли недаром само-гуды, они играют сами по себе. Яга дарует Герою лишь возможность слышать их тогда, когда он этого захочет, и, самое главное, различать в абсолютно хаотичном для нетренированного уха сонме звуков соответствующую текущей ситуации мелодию, которая, будучи распознанной, далее сама упорядочит события, закружит в танце Морского Царя или Царевну Несмеяну, соберет к закату диких кобылиц. В нашем материальном мире это означает возможность слышать голос Самости, погружаясь в мир бессознательного во время медитации, практики активного воображения, творческого созидания. Услышать новую мелодию волшебных гуслей - значить постигнуть настоящие, важные связи в текущих жизненных обстоятельствах, что прежде казались хаотичными и бессмысленными. А сделать это довольно просто. Нужно всего лишь на всего честно, не умом, а сердцем, ответить на вопрос: какова общая цель и смысл у всех Ваших последних невзгод, жизненных коллизий и неожиданных непринятых сюрпризов?
Полотенце. Рушник, который дарит Яга, на самом деле является мостом, стоит герою перекинуть его через огненную реку. Ткань - собственно простым отрезом которой и является полотенце, как утверждает Словарь Символов, соотносится с идеей роста и приумножения, а также с представлениями о взаимосвязи элементов, пассивного и активного - основы и уткá. Стоит Герою бросить полотенце через реку, активные волокна становятся опорами, а утки - поперечными досками моста. Французский философ Рене Генон видит в ткачестве эквивалент вертикали и горизонтали «космического креста» - духа, вовлеченного во время и пространство, где вертикаль означает различные ступени бытия, а горизонталь - степень развития этих ступеней. Что ж, дух - архетип, воплощается во времени и пространстве исключительно посредствам человеческих деяний.
Однако в данном случае особенный интерес представляет именно метонимические свойства подарка Бабы Яги. Метонимия - термин лингвистический, обозначающий фигуру речи, в которой одно слово заменяется другим, имеющим какую-либо связь (пространственную, временную и т. п.) с замещенным предметом, например: «я три тарелки съел», «зал взорвался аплодисментами», «город спал». Но что есть речь, как ни отражение мышления? А мышление, в свою очередь - одно из высших проявлений психического. Особенностью мышления является способность получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть восприняты непосредственно. Это качество мышления осуществляется посредством таких навыков как аналогия: дедукция (вывод, в котором частное заключение выводится из общего) и индукция (когда, напротив, общее положения выводится из частного). Таким образом, метонимия, как способность к абстракции, прежде всего, психологический процесс: уразумев ткацкий принцип переплетения основы и утка, «космического креста» - взаимодействия горизонтали с вертикалью, ты можешь отныне строить мосты, акведуки, понтоны и т. д. и т. п., одним словом все, что соединяет «разные берега», помогает налаживать связи между предметами, явлениями и событиями, казавшимися ранее несовместимыми.
Что все это значит в реальном мире, в котором живем мы с вами? Простите, я забыла сказать, что Герой уже видал полотенца и до встречи с Бабой Ягой, она лишь напомнила ему о принципе метонимии. Это я говорю к тому, что любая макромодель - всего лишь увеличенный аналог чего-то малого, уже хорошо знакомого, единственная проблема состоит в том, что наше Сознание до встречи с Колдуньей не замечает связи, сходства по общим признакам.
Авдотья хотела замуж за своего коллегу Артемия Осьминогова, за которого, нужно сказать, хотели замуж все молодые сотрудницы их отдела. Осьминогов же оставался в равной степени ко всем обходительно-равнодушным. Что было предпринять влюбленной Авдотье, для которой замужество с вожделенным коллегой казалось чем-то столь же далеким и недосягаемым, как Остров Буян или Тридесятое царство для Ивана царевича? Конечно, сходить к Бабе Яге и получить полотенце - мост к мечте. Иначе говоря, задать себе вопрос, хоть бы следующий: «А как я строила связи, удачно заводила новых близких друзей в детстве, в новом дворе, в кружке фигурного катания и в новом детском саду?» И дальше Авдотья вспомнит, что она просто подходила к понравившимся ребятам и говорила: «Давай дружить, у меня есть домик для куклы (конструктор, журнал с фотографиями фигуристов-олимпийцев)».
Дорогой Читатель, Вы и представить не можете, как закончилась эта история!
Авдотья, пока остальные барышни с ее работы томно вздыхали, кокетливо отводили взор, разорялись на обновки или нарочито игнорировали Осьминогова, просто-напросто подошла к нему и сказала: «Слушай, давай дружить, пошли сегодня в кино». А дальше случилось уж совсем невероятное: окрыленная своим успехом Авдотья, в ресторане, где они оказались после кино уже по приглашению кавалера, неожиданно для самой себя сказала: «Слушай, Осьминогов, а может поженимся?», на что он еще более неожиданно ответил: «А почему бы и нет?».
Пример, приведенный выше, конечно, не руководство к действию (хотя, почему бы и нет?), а лишь один из частных случаев метонимии, один из тысяч вариантов переплетения основы и утка. Вместо «активного наступления» для завоевания новых друзей можно, например, просто затеять во дворе какую-нибудь новую невероятно увлекательную игру и просто ждать, когда остальные дети сами подойдут и поинтересуются, а что это ты такое делаешь, помнится, так делала я сама. А еще можно просто делать безразлично-загадочный вид, и люди, распаленные тайной, сами начнут проявлять к тебе жгучий интерес. Таким способом, к слову, весьма успешно пользовался вышеупомянутый г-н Осьминогов. Вариантов, как говорится, вагон и маленькая тележка, сколько душе угодно, только выбирай.
Таким образом, в ткани нашей жизни уже обязательно случалась ситуация, обладающая метонимическим сходством с текущими коллизиями и задачами. Нам нужно хорошенько рассмотреть подаренный Ягой рушник, и мы обязательно вспомним, где основа и уток переплетались схожим образом. А как только вспомним, тут же сможем перекинуть мост из текущего состояния в новое будущее.
Волшебный клубок. Этот подарок Бабы Яги служит компасом в стран-ствии по ту сторону Калинового моста. Все что нужно сделать герою, это бросить его наземь, взяться за кончик нити, и далее неотступно следовать туда, куда он катится. Волшебный клубок, что содержит в себе два важных символа - шар и нить, является безупречным олицетворением целостной человеческой жизни, как душевной, так и физической.
Шар, еще в большей степени, чем круг, так как он существует в трехмерном пространстве, символизирует Самость - совершенство, трансцендентность между бесконечностью и законченностью. Эта геометрическая фигура отображает непрерывность развития мироздания, единство времени и событий. И шару, и кругу свойственна ориентация на центр, который остается невидимым, но именно он задает радиус окружности, собирает на определенном расстоянии от себя всю совокупность отдельных точек пространства. Шар соотносится с числом девять - символом полного цикла, возвращением от множества к единству. В его символике, особенно в русском языке, находит отражение идея цикличности времени: корень слова «время» буквально обозначает «то, что вращается». Шар (глобус) на эмблемах, ко всему прочему - атрибут власти и могущества коронованных особ.
Этот подарок Яги - символ совершенства, единства, полноты, законченности, заключающий в себя как пространство, так и время, является еще и мотком нити - нити судьбы самого героя. Эта метафора не нуждается ни в каких пояснениях, настолько она общеизвестна. Она существует, пожалуй, во всех до единого индоевропейских языках. Во всех языческих культах существовали богини, которые пряли нити человеческих судеб.
Итак, Яга вручает в руки герою собственную судьбу. В начале пути к Восамлению он держится всего лишь за кончик нити (а ведь только ради этой возможности ему пришлось совершить немалые подвиги!), его связь с бессознательным осуществляется в одной лишь крайней точке, но далее он будет сматывать размотавшуюся нить, все больше и больше «удерживая в руках» связь с собственным психическим миром. Его задача - следовать за клубком, двигательным центром которого является Самость, при этом не запутать нить среди деревьев, коряг, электрических столбов и торчащих из земли кусков арматуры, в противном случае он либо потеряет уйму времени на то, чтобы опять выйти к прямой дороге, либо, в худшем случае, вовсе оборвет связь с Самостью.
Запутать нить судьбы - значит потратить время жизни впустую, занимаясь не своим делом, ориентируясь на общественное мнение, уступая требованиям других, вместо того, чтобы держать связь с Самостью. Таких моментов не удается избежать никому - на то мы и люди. Однако наша задача - вовремя понять, что мы сбились с пути, вновь отыскать связь с Самостью и продолжать следовать главной дорогой. Иногда нам стоит попробовать выпутаться из затруднительного положения - распутать все узлы и хитросплетения, освободить нить своей судьбы, что оплела кусты, коряги или целые утесы чужих норм, мнений и ориентиров. Порой случается так, что, действительно, можно вполне безболезненно «отмотать назад».
Как-то раз у меня на приеме оказался один из «топов» крупнейшего предприятия области. Назовем его Платон. Как человек очень занятой, Платон ограничился одним единственным визитом, так как в его крайне упорядоченной и регламентированной жизни возник один единственный неразрешимый вопрос. На своем предприятии, как ему казалось, он достиг потолка, к чему он шел долго и упорно. Платон занимал очень высокую и очень хорошо оплачиваемую должность. И, как это неизменно случается по закону архетипического жанра, стоило ему расслабиться, наслаждаясь долгожданной стабильностью и финансовым благополучием, Судьба подкинула искушение. Его старый армейский друг (а мужская армейская дружба - это, как мы знаем, особый случай) предложил ему возглавить собственное предприятие. Разумеется, Платон загорелся такой перспективой: во-первых, один из «топов» и гендиректор - должности несоизмеримо разные, во-вторых, можно с самого начала внедрять все свои собственные новаторские бизнес-идеи, а их было немало, в-третьих, та самая армейская дружба, в-четвертых, при таком раскладе вещей потолок оказывался вовсе не потолком, а ступенью к новым карьерным высотам. Но, проект друга был на стадии «стартапа», прибыли сулил лишь в отдаленном будущем, а кредит за дом нужно было выплачивать уже сейчас. Платон был и остается человеком очень разумным и вдумчивым, поэтому несмотря на бутылку коньяка и амбиции, он взял неделю на раздумье. Как раз-таки в эту самую неделю генеральный его предприятия застопорил проект Платона. «Все одно к одному», - подумал он и принял предложение друга. И все бы было хорошо и просто, да только главный сюрприз был в том, что босс в ответ на заявление об уходе предложил Платону такую должность, о которой тот и мечтать не мог, с такой зарплатой, на которую даже при самом идеальном развитии нового бизнеса (чего на практике, конечно, никогда не случается, так как жизнь всегда сложнее самого толкового бизнес-плана) Платон мог бы рассчитывать только через несколько лет. И тут он посмотрел на план друга уже куда как более критично...
Что привело его ко мне? Та самая «невротическая вилка»: невозмож-ность выбора между задокументированным гарантом на процветание и... нет, не амбициями, а словом, данным другу. Платон, бесспорно один из умнейших и честнейших людей, которых я встречала в бизнес-кругах, впервые оказался перед неосуществимым выбором, так как логическим, привычным ему способом такой вопрос не решался.
Проведя нехитрый анализ, проделав расстановку и некоторые другие манипуляции, мы увидели кристально четкую картину его перспектив в должности генерального директора нового проекта - они были весьма безрадостны. Предложение друга оказалось чистой воды «пряничным домиком». А вот предложение текущего босса, что было невольно даже не спровоцировано, а просто ускорено заявлением Платона, и являлось естественной вехой на главном пути. Проблема Платона была вовсе не в выборе между стабильностью и риском, она носила сугубо этический характер. Нужно было просто отмотать назад, отказать другу, и именно это причиняло Платону невыносимые муки совести. Однако в ходе нашего разговора он понял, что действительно бессовестным будет подвести всех троих: себя самого, действующего гендиректора и друга, ведь если он согласится на его предложение, изначально зная, что заключает невыгодную для себя сделку, то и работать он будет спустя рукава, и в конце концов загубит проект. Как было донести это другу? В таких ситуациях срабатывает только искренность: «Прости, я знаю, что подвожу тебя, и мне от этого очень тяжко, но...»
Судя по тому, что Платон больше не обращался ко мне, наш бесхитростный план сработал так, как нужно.
Если ты запутал нить судьбы, порой можно, действительно, осознать, в какой пространственно-временной точке ты совершил промах и просто отыграть назад. Признать ошибку и изменить решение - куда меньший грех, нежели продолжать действовать себе во вред из тех лишь соображений, что кто-то может не понять, обидеться и т. д. К слову, старославянское слово «грех» (грѣхъ) изначально означало вовсе никакое ни непростительное преступление, ни нечто аморальное, а попросту «ошибку», отсюда в современном русском языке остались слова «погрешность» и «огреха». Поэтому нет ничего ужасного в том, чтобы забрать документы из института, написать заявление на увольнение, подать на развод, признать невозможность выполнить обещание, если ты отчетливо понимаешь и чувствуешь - это не твое. Да, кто-то может обидеться, кто-то не понять и осудить, но в большинстве случаев, к нашему большому удивлению, мы всего лишь услышим в ответ: «Что ж, очень жаль. Но, что поделать? Удачи тебе!» Нередко, к сожалению, случается и так, что нить собственной судьбы мы умудряемся запутать намертво, навязать столько узлов и петель, что на распутывание, на то, чтобы отмотать назад могут уйти годы, если вообще не вся оставшаяся жизнь. Как поступить герою в таком случае? Выход только один - оставить часть нити в запутанном мотке, извлечь из случившегося урок и возвращаться на прямую дорогу. Не все ошибки можно исправить, такова жизнь. Как говорится, от сумы да от тюрьмы не зарекайся. А вот простить себя, пожалуй, стоит, чего бы мы не натворили, каких бы глупостей не наделали. Тем более, как я уже писала где-то в начале нашего путешествия, в тот же миг, как только человек понимает, что заблудился, ушел с главной дороги совсем далеко, ему, как советовали наши пращуры, достаточно сесть на первый попавшийся пенек и вымолвить: «Шел, нашел, потерял». В ту же минуту леший, что закружил путника, сгинет со словами: «А, проклятый, догадался!»
А дальше нужно смотреть в оба! Нужно выглядывать знаки, что укажут правильное направление. Есть такое понятие в юнгианстве, которое называется «синхрония» - явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием человека. Синхронистические события не подчиняются законам времени, пространства и причинности. Самый простой пример работы синхронии - приметы и различные суеверия. Я отнюдь не призываю вас незамедлительно обзаводиться справочником по народным приметам, а вот научиться «ориентироваться на местности» благодаря внимательному отношению к знакам Самости во внешнем мире - навык чрезвычайно полезный. Так, например, однажды, когда я ехала на собеседование в компанию, что предложила провести мне первый в своей жизни тренинг и, конечно, меня обуревали различные страхи и сомнения, я увидела, как рабочие устанавливали над новым магазином вывеску «Твое» - и все мои сомнения как рукой сняло! Благодаря этому тренингу у меня появились первые клиенты, и я смогла начать работу аналитического психолога. А, впрочем, я расскажу вам куда более занимательную историю.
Давным-давно, когда я была еще студенткой «ин-яза» и даже представить не могла, что Доля приведет меня в психологию, а уж ни о каком юнгианстве я, тем более, слыхом не слыхивала, судьба столкнула меня с одним поразительным человеком, о жизни которого можно написать захватывающий роман на все еще модную тему советско-русской действительности (жаль, не мой профиль, хотя, кто его знает?). Так вот, в то время знакомый нашей семьи, который часто жил и работал заграницей и, соответственно был знаком с большим числом наших эмигрантов, предложил мне преподавать итальянский «одному очень серьезному человеку». Все мои попытки объяснить, что итальянский - не мой профильный язык, и вообще я его всего лишь немного изучала самостоятельно, были тщетны. Знакомый объяснил: «Ничего, теперь придется выучить. А на первых порах твоих знаний хватит - он же начинающий. Тем более, знакомство с такими людьми дорогого стоит. Я бы никогда на него не вышел, просто случайно познакомился с его женой и ребенком, пока жил в Аргентине. Теперь он покупает бизнес и недвижимость в Италии, ему срочно нужен язык». Так я попала к А. К.
До сих пор поражаюсь своей наглости, своей юной удали молодецкой: я, действительно, опережала в знаниях своего ученика на пол учебника! Да мы и учились-то так себе, больше разговаривали. Не знаю, чем уж я так расположила к себе этого серьезного человека - «владельца заводов-газет-пароходов», но большую часть урока он рассказывал мне о себе.
В школьные годы отличник, спортсмен, комсомолец А. К. мечтал о военной карьере. Но, к сожалению, не смотря на золотую медаль, спортивные и комсомольские заслуги, мечте не суждено было сбыться - выяснилось, что какой-то его родственник, то ли двоюродный дед, то ли дядька были во Власовской армии. А. К. поступил в «политех», закончил с красным дипломом, после чего его пригласили остаться на кафедре. Он женился на красавице, вскоре появилась дочь. Естественно, зарплаты младшего научного сотрудника катастрофически не хватало. И вот А. К. начал приторговать джинсами с рук, которые каким-то немыслимым путем добывал его коллега. Это для нас абсолютно нормальное дело - есть, что продать, подал объявление на «Avito», и спи спокойно. А в начале 80-х это была спекуляция, уголовно наказуемая деятельность. В общем, А. К. был осужден на три года, а когда освободился, красавица вручила ему дочку и отбыла с новым мужем в ближнее зарубежье. И вот, А. К. оказался без работы, без жилья, зато с ребенком на руках. Тем временем, нужно сказать, уже началась Перестройка. Думается мне, знакомые по «местам не столь отдаленным» предлагали А. К. различные варианты заработка, однако он поклялся себе, что ни в коем случае больше никогда не окажется в тюрьме. Тем более, на руках маленькая дочь. И вот однажды, когда он был уже в отчаянии, в руки ему попалась газета «Вечерний N-ск». А. К. вспоминал, что он, будто бы в трансе, с полчаса перечитывал одно и то же: «Доска объявлений», мол «куплю двухкомнатную, Сидоров», да «продам двухкомнатную, Иванов». И вдруг его словно током дернуло: почему до этого еще никто не додумался?!
А. К. вспомнил, что когда ехал домой из тех самых мест, в придорожной канаве он видел старый киоск «Союзпечать». Тогда он, преодолев гордыню, занял у того самого товарища, что поставлял ему джинсы в прошлой жизни, но вышел сухим из воды, двести рублей. Это был первоначальный капитал, который через неполные двадцать лет, к моменту нашего знакомства, превратился в крупнейшее агентство надвижимости, несколько торговых центров, какую-то трансконтинентальную кампанию, и еще множество всего, о чем мне неизвестно. Так вот, тогда на эти двести рублей А. К. нанял подъемный кран и грузовик, привез старый киоск, валявшийся в траншее, облюбованный бомжами и собаками, на городскую площадь. С местом удалось договориться при помощи старых товарищей уже по комсомольской работе. Через пару дней А. К. своими руками приколачивал на отмытый и перекрашенный, опять-таки своими руками, киоск вывеску, намалеванную на куске фанеры: «Бюро квартирных услуг. Покупка. Продажа. Обмен.»
На следующее утро, когда А. К. подъехал к киоску со старым креслом и амбарной книгой, около него уже стояла очередь, хвост которой заканчивался где-то далеко за пределами площади! Амбарная книга была разбита начинающим бизнесменом на три части: «покупка», «продажа», «обмен». С десяти до трех он принимал заявления, а с трех до шести сортировал, выбирал из готовых записей продавцам покупателей и нужные варианты обменивающимся. Уже через пару недель для приема заявок А. К. смог нанять женщину. Амбарная книга тоже вскоре оказалась в прошлом - ему в начале 90-х удалось раздобыть компьютер! Помог один из клиентов, оказавшийся сотрудником самого серьезного ведомства. Через несколько месяцев А. К. приобрел уже самый настоящий офис рядом с той же площадью. На будке теперь просто весело объявление: «Бюро квартирных услуг там» и стрелка.
Вот такая вот история. В каком только виде в Явном мире может ни показаться нам волшебный клубок, подаренный Ягой! Газетное объявление, вывеска на магазине, слова песни из пронесшегося мимо авто... А что заметили Вы, дорогой Читатель, сегодня, вчера, третьего дня?
Продолжение следует...