iPhone apps sphere, 2008,
Blake Patterson
Автор материалов о воспитании
eugeniashaffert оспаривает статью прославленного детского психолога Юлии Гиппенрейтер, посвященную классовой сегрегации школьников через статусные вещи, и пытается разобраться, существует ли вообще новейшая «проблема желания айфона» или родители имеют дело со старыми механизмами регуляции детских сообществ.
Лентой принесло очередную околошкольную статью, на этот раз от другого популярнейшего психолога Ю. Гиппенрейтер. Название говорящее: "
Ребёнок и айфон". И речь идёт в первую очередь о том, что делать, если в классе есть дискриминация «по телефонному признаку» и что говорить ребёнку, если ему страх как нужен самый новый айфон. И ведь опять я не согласна самой уже смешно! То есть я не знаю, как правильно надо, но тот путь, который предлагает в интервью Гиппенрейтер ни с первого, ни со второго взгляда не кажется мне эффективным.
Начнём с самой такой дискриминации. Мне рассказывали, что такое бывает. Хотя в классе своего сына я этого не наблюдаю. Мобильные телефоны есть у всех детей-школьников - это реальность российской жизни, у нас тревожно и небезопасно, нам важно, чтобы у ребёнка была возможность в любой момент с нами связаться. Моему Кириллу иногда просто надо позвонить мне на перемене, чтобы сказать «Привет», а иногда у него проблемы, и он звонит мне с вопросами, как с ними справляться.
Телефон я ему купила накануне первого класса, специально выбрала формат «самый дешёвый с кнопками», он с ним уже третий год. Этот выбор продиктован двумя обстоятельствами: я не хочу сильно расстраиваться, если ребенок его потеряет (а дети все подряд теряют, в первом классе Кирилл умудрился потерять свитер и жилет, оба стоили дороже этого телефона), я не хочу, чтобы ребёнок играл в тупые игры на телефоне. Вот и купила аппарат для связи (правда впоследствии муж обнаружил в нем англо-русский словарь и калькулятор, и научил ребенка ими пользоваться). У большинства его одноклассников точно такие же «самые дешёвые телефоны с кнопками», а у их родителей были те же самые мотивы, что и у меня. И есть несколько ребят, которым прямо уже в первом классе подарили айфоны и другие смартфоны с Интернетом и прочим подобным. Так вот обладание подобным телефоном вовсе не считается в их классе чем-то выдающимся. Обычно это: «О! Айфон! Классно! А какие у тебя игры? А я пошел есть яблоко!» - и не более того. Я не замечала, чтобы дети как-то вожделели подобные телефоны. Например, мне было инересно, как это у моего Кирилла, и я спросила у него, не нужен ли ему мой собственный айфон (так вышло, что постоянно я пользуюсь другим телефоном, а айфон лежит просто так, я его только в поездки беру, поскольку он заряд лучше держит и фотографирует лучше), так он удивился и сказал, что его устраивает его собственный любимый телефон.
Тем не менее, я верю, что дети могут измерять престижность в телефонах, почему нет? И бедным детям, у которых дорогих телефонов нет, конечно же обидно, а иногда более чем обидно. Но что предлагает Гиппенрейтер? Сказать не: «Перестань, не это главное. Главная ценность - это твои знания, твое духовное развитие», а вот что сказать: «Ты не усиливаешься гаджетом, не становишься из-за него интереснее. Это оболочка. А ты живой, настоящий, пускай твоя «оболочка» хуже, но давай сравнивать живое! Давай поговорим об этом мальчике, у которого новый гаджет, почему у него такое чувство, что он теперь сильнее, а ты слабее? Ты уверен в этом? Давай сравним ваши поступки, может быть, он и правда в чем-то сильнее, но совсем не потому, что у него гаджет. А вот если он только им и хвастается, то это у него такая подпорка, ходули». И всё.
Что, в самом деле поможет? Честно говоря, я не верю! Во-первых, это то же самое, только длиннее, другими словами, но сообщение ровно то же самое! Я была таким умным ребенком из бедной семьи, и все понимала про поступки и подпорки, про собственное духовное богатство тоже всё понимала, но от этого не становилось менее обидно, и ничуть не меньше хотелось иметь какие-то вещи. Более того, когда я выросла большая и начала хорошо зарабатывать, я их все себе купила и успокоилась. Теперь у меня было не только мое духовное богатство и внутренняя сила, у меня появилось чувство защищенности. Ощущение, что я могу исполнять свои желания, что у меня есть ресурсы не только для самого необходимого, что я не умру с голоду и вообще больше могу не хотеть никаких вещей. Это, видимо, был мой вариант самостоятельной терапии, потому что я условно наелась и освободилась.
В подростковом возрасте слова о том, что вещь не делает лично меня более интересной вообще не работали! Сама-то себе я нравилась! Я знала, что лично я интересная, мне хотелось тех социальных и других возможностей, которые эти вещи предполагали, а вовсе не усиления собственных личных качеств. Так что мне думается, решение проблемы «ребёнок и айфон» оно где-то в другой плоскости - не в разговорах о том, что мальчик, у которого есть айфон, на самом деле ничем лучше тебя самого (а может быть, что особенно приятно, он гораздо хуже, этот мальчик), а, например, в поиске тех же самых возможностей в другой социальной группе, ориентированной на другой набор престижных предметов. Допустим, у тебя есть кампания в КСП, у тебя есть раздолбанная гитара, ты умеешь брать аккорды и худо-бедно петь Цоя, вот тогда тебе пофиг любой условный айфон - твои возможности и без него шире некуда. Ну или купить айфон, если принципы и кошелёк позволяют :) И покупка в данном случае вовсе не будет проигрышем, как считает уважаемый психолог. Иногда это и вправду помогает стать чуточку счастливее при прочих необходимых составляющих.
Но дальше она пишет самое интересное:
- Если бы я была учителем, классным руководителем в восьмом-девятом классе, я бы сказала: «Ребята, у каждого из вас есть телефон - у кого-то современный, у кого-то совсем консервная банка, мыльница. Давайте устроим эксперимент». И попросила бы написать:
- Кто в классе самый сильный?
- Кто самый уважаемый?
- Кто самый добрый?
- Кто самый умный?
- Кто самый терпеливый?
- Кому больше всего ты бы верил?
- Кто наиболее стойкий?
- Кто независимее всех мыслит?
Только положительные свойства, не надо отрицательные! И чтобы напротив каждого пункта написали по три-пять имен. А потом спросить, у кого телефоны лучше, а у кого хуже. И сравнить.
Вот список класса, а напротив - добрый, умный, сильный. Некоторые никуда не попали, и я бы сказала: «Это не потому, что ты не обладаешь этими свойствами, но потому, что ты пока не показываешь свои лучшие качества, например доброту, ребята этого пока не видят», - это надо обязательно сказать.
Мне тут непонятно. Вот это вступление - про телефон, у кого в классе какой - его точно имеет смысл говорить в таком случае? Это первое. И второе. Если в школьном классе и впрямь самыми крутыми считаются обладатели дорогих телефонов, не будут ли их фамилии в этих ответах звучать чаще всего? Ведь это по сути референтная группа. И третье. Идея сравнить после опроса результаты и телефоны кажется мне просто чудовищной! Зачем подчеркивать социальное неравенство? Зачем вообще делать на этом всем акцент вот таким именно образом, если проблема вдруг и так есть? Это точно её не усугубит?
В заключение добавлю, что я не психолог, это просто досужие рассуждения на тему, возможно, они совершенно неверные, особенно на фоне признанного всеми профессионала. Мне просто интересно об этом поговорить.