Вернер Херцог и другие поедатели ботинок

Nov 26, 2015 16:00


Южноамериканские индейцы для получения резиновой обуви просто обмакивали ноги в свежий сок гевеи -
растения, из которого получают каучук. Застывая, сок превращался в непромокаемые «галоши». Копия
ботинок Вернера Херцога из ресторана „Chez Panisse“, изображение: Luis Villa, 2011 год
Режиссёр Вернер Херцог всю жизнь снимает фильмы, отрицающие посредственность. Его сквозная тема - преодоление бытия, прорыв в неведомое через безумие и отчаяние, его герои живут вне социума и здравого смысла. Таков и сам автор: однажды он даже пообещал съесть свой ботинок - и сдержал обещание. Впрочем, в этом он не одинок.
altereos делится топом классических фильмов великого немца, снятых до 1990-х:
«Херцог - темпераментный чудак, последний романтик кинематографа,
главная тема творчества которого - столкновение общества с интимным миром человека.
Его герои - маленькие люди, маргиналы, такие же, как он, чудаки,
обитающие на периферии социума».
cineticle. com

Мир кино был бы неполноценным без такого режиссера, как Вернер Херцог, которого С. Кудрявцев назвал «неистовым баварцем». Он сует свой любопытный баварский нос не только в труднодоступные местности планеты (об этом будет заметка позже), но и в души тех самых чудаков-маргиналов, которых он где-то умудряется откапывать. Видимо, тот случай, когда родственные души притягиваются. Херцог - режиссер-авантюрист, невероятно везучий, притягивающий харизматичных актеров. Безусловно, это один из самых выдающихся представителей авторского кино, которое не просто развлекает, но и расширяет мировоззрение. В данном случае это происходит за счет трагического взаимодействия человека, в котором смешаны пассионарность и юродивость, с природой или социумом.

Фильмография Херцога достаточно велика и, несмотря на то, что она очевидно делится на две части - игровую и документальную, грань между этими двумя слоями условна. В игровых фильмах хватает документальности, биографии персонажей и актеров, которые их играют, имеют много общего. А в документальных работах есть сцены, по драматизму не уступающие постановочным сценам с участием звезд кинематографа. Здесь я собрал пять фильмов Вернера Херцога, снятых до 90-х годов. Важно отметить, что это НЕ топ лучших его фильмов. Несколько лет назад я придумал для себя некий коэффициент значимости/полезности, основанный на статистике таких популярных порталов, связанных с кино, как Кинопоиск, Рутрекер, IMDB. Этот коэффециент показывает, какие фильмы сохраняют интерес среди кинолюбителей спустя десятилетия после их создания. Современные фильмы не поддаются сравнению, так как даже самые проходные работы намного чаще скачиваются и оцениваются, поэтому я их не рассматриваю.


Вернер Херцог, кадр из фильма Хармони Корина «Мистер Одиночество», 2007 год

«Классический» Херцог - это минимальный набор фильмов этого режиссера, обязательный для просмотра. Поэтому если вы еще не знакомились плотно с его творчеством, этот ТОП-5 может стать первым шагом на пути херцеговедения.

5. Строшек / Stroszek / 1977
4. Каждый за себя, а Бог против всех / Jeder für sich und Gott gegen alle / 1974

Видимо, неслучайно эти фильмы расположились рядом, ведь их объединяет один актер, известный как Бруно С., которого открыл Херцог. Если есть где-нибудь Энциклопедия самых необычных или самых лучших малоизвестных актеров, то Бруно Шляйнштайн должен в ней присутствовать. Бруно С. - непрофессиональный актер с психическими отклонениями, которые не мешают ему быть по-настоящему талантливым. Собственно, эти два фильма - про него, несмотря на то, что действие второго происходит в 19-м веке и основано на немецкой легенде. Удивительно, как биография Каспара Хаузера похожа на Бруно. «Строшек» и вовсе был придуман специально для него.

Почему Вернер так привязался к этому странному персонажу? В «Строшеке» и в «Каждый сам за себя» мы видим непринятие социумом талантливых чудаков, которые не то чтобы не хотят - просто не могут жить по законам социума (Строшек в буквальном смысле закон нарушает). Такие люди были всегда, это понятно. И фильмов про них много. Но Херцог копает глубже и задает вопрос: мол, посмотрите в каком несправедливом мире вы живем, и никакие мировые лидеры не способы сделать его лучше, так давайте дадим слово этим чудакам, которые нестереотипно воспринимают мир? Это же не слабоумные - их таланты и интеллектуальные способности очевидны. Вдруг они с рождения знают тайны этого мира, но не могут выразить? Наивно, конечно, Херцог и сам это понмиает, поэтому всё заканчивается вот так:

3. Носферату: Призрак ночи / Nosferatu: Phantom der Nacht / 1978

Игровую фильмографию Херцога можно разделить на «фильмы с Кински» и «без Кински». Бруно - это редкая находка. Про него Вернер говорил, что он круче всех актеров, даже известнейших, с которыми он работал. Но вряд ли это касается Клауса Кински. По степени маргинальности, пассионарности, юродивости Кински затмевает Бруно. А если добавить еще чрезмерную амбициозность и демоничность!... Наш ТОП-5 также указывает на то, что именно фильмы с участием Клауса - высшие творческие достижения немецкого режиссера.

В 78-м Херцог снимает ремейк «Носферату» Мурнау, и для образа вампира лучше всех подошел, конечно же, Кински. Да, еще Аджани - вместе с Кински они делают некоторые сцены просто шедевральными.

В «Носферату» Херцог находится в своей стихии: он создает пропитанную смертью атмосферу - она не пугает, но затягивает.

2. Фицкарральдо / Fitzcarraldo / 1982
1. Агирре, гнев божий / Aguirre, der Zorn Gottes / 1972

Два главных шедевра Вернера Херцога. Немного странно, что на первое место вышел «Агирре», кинематографически более «сырой». «Фицкарральдо» же заслуживает первенстра хотя бы всем известной авантюрой с кораблем. Но среди современных зрителем самым востребованным оказался более прямолинейный и более предсказуемый «Агирре». С другой стороны, его фатальный трагизм, конечно, впечатляет сильнее, чем относительный хэппи-энд более поздней ленты. Вот orionthegamer отмечает в «Агирре» экзистенциальность, которая передана режиссером с минимальными художественными средствами и за счет невероятной харизмы ведущего актера.


Клаус Кински, кадр из фильма Вернера Херцога «Фицкарральдо», 1982 год

Читать далее в блоге автора

felbert - о людях, вынужденных съесть свою обувь:
Довольно часто мне приходится слышать фразу «Если это не так, я съем свои ботинки». Заинтересовавшись её происхождением, я нашёл множество интересных, страшных и даже забавных историй о том, как людям приходилось есть вещи, не предназначенные в пищу - либо ради выживания, либо ради пари. Спешу поделиться с вами.

Сэр Джон Франклин
Джон Франклин, британский контрадмирал, прославился своими экспедициями, по больше части арктическими. Во время экспедиции 1819-1822 годов по Канаде, половина его команды погибла, а выжившим пришлось есть мох и кожу ботинок. После этого Франклин стал первым получившим прозвище «Человек, который съел свои ботинки». Ну а через несколько лет, по совокупности подвигов, его возвели в рыцари и назначили губернатором земли Ван-Диммен. В 1845 году очередная экспедиция Франклина завершилась трагически - все её участники погибли. Видимо, им не хватило ботинок.

Вернер Херцог
Режиссёр Вернер Херцог как-то неосторожно пообещал, что съест свой ботинок, если Эррол Моррис наконец завершит работу над документальным фильмом «Ворота неба». Работа была завершена, и ботинок пришлось съесть. Хорошо хоть без подошвы. Использовав этот случай как некий информационный повод, Херцог даже снял об этом фильм.

Ульф Эрик Кнудсен
Ультраправому норвежскому политику в 2008 году пришлось съесть свой ботинок. И вовсе не от голода, а от того, что однажды он заявил о том, что съест свой ботинок, если строительство новой оперы в Осло потянет меньше, чем на миллиард евро. Естественно, он просчитался и, принимая участие в телепрограмме, съел кусок своего ботинка, намазанный шоколадным соусом.

Китайские шахтёры
Китайские шахты - настоящая фабрика смерти, шахтёры гибнут там сотнями. Выжившим же иногда удаётся выбраться, но это занимает немало времени, в течении которого человек может умереть от голода. В декабре 2007 года в результате аварии под завалом оказалось 11 шахтёров. Пытаясь выбраться в наружу, они едва не умерли от голода. Сначала пришлось съесть завалявшиеся апельсиновые корки, после - бумага. Когда закончилась и она, пришлось сварить и съесть кожаный ремень одного из шахтёров. Возможно, именно это и помогло всем 11-ти выжить.

Ещё один поразительный случай, связанный с китайскими шахтёрами, произошёл в 2000 году. Четыре шахтёра оказались погребены под завалом. Первые несколько дней они, ожидая подмоги, экономили силы, но после решили пробиваться наружу. Первое время они питались корой и листьями, ободранными со строительных лесов. Когда же и их запасы закончились, руководитель группы предложил есть... уголь. Спустя 9 дней, в течении которых они питались углём, шахтёры наконец были спасены.

Советские моряки
В 1986 году самоходная баржа попала в тайфун и течением её унесло в открытое море. Запас топлива быстро закончился, рация вышла из строя а в борту образовалась пробоина. Чтобы баржа не затонула, экипажу приходилось вычерпывать холодную воду вручную. За 49 дней мужчинам пришлось съесть всё, что хоть немного напоминало пищу. Сначала в ход пошли завалявшаяся крупа, тушёнка и хлеб. Потом - ведро картошки, провонявшейся соляркой. Дальше в ход пошли ремешки от часов, ремни, меха гармошки и сапоги. Чтобы проглотить куски сапог, их приходилось смазывать солидолом. Питьевую воду нацеживали из системы охлаждения двигателя. Наконец случилось чудо и моряков спасла команда американского корабля, доставив их в российское посольство в Нью-Йорке.

Мишель Лотито
Мишель Лотито, известный также как «Ем всё», обладал аномальным желудком, стенки которого в два раза толще нормы. Именно это и позволяло ему есть в прямом смысле ВСЁ. Этот человек умудрился съесть восемнадцать велосипедов, гроб, семь телевизоров, компьютер и 15 тележек из супермаркета. А ещё - множество лампочек и лезвий. В день он съедал почти килограмм железа, пластика, дерева и стекла. Благодаря этому Мишель был внесён в Книгу рекордов Гинесса. Правда, в 2007 году он скончался, якобы по естественным причинам.

Жители Гаити
Поскольку уровень жизни на Гаити оставляет желать лучшего, там до сих пор в ходу лепёшки из грязи. Жёлтая грязь смешивается с солью и растительным маслом и выпекается. Жители бедных районов Гаити питаются такими лепёшками почти каждый день. У этого явления есть даже название - геофагия.

Читать далее в блоге автора

culture, s_удивительно, main, удивительное, бывает, кино, личности, society, s_кино

Previous post Next post
Up