В японском языке есть слово «кароши», что переводится как «смерть от переутруждения». В среднем каждый год с этим диагнозом умирает десять тысяч человек. Изображение -
Utagawa Kuniyoshi
45 лет назад, 25 ноября 1970 года, знаменитый японский писатель, продолжатель традиций эстетизма, Юкио Мисима, вместе с членами «Общества щита» захватил базу сухопутных войск сил самообороны в Итигае. В тот день Мисима обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Попытка не удалась, и писатель покончил с собой традиционным японским способом - совершив харакири.
Перед захватом Мисима отправил своему издателю рукопись последнего романа - «Падение ангела».
Харакири - ритуальное самоубийство, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии, - один из сугубо японских феноменов, остающихся для среднего европейца чем-то диким и совершенно не постижимым. «Журнал ЖЖ» собрал мнения блогеров о других загадочных явлениях японской жизни.
Юкио Мисима. Фото -
Асахи Симбун
Писатель borisakunin рассказывает о своём отношении к Юкио Мисима :
...Юкио Мисима. Я много лет занимался этим писателем и очень высоко ценю его литературное дарование. Но он не был умен, вкус его часто скатывался в вульгарность, про моральные качества даже и говорить не хочу (на его совести жизнь молодого парня, которого писатель утащил за собой на тот свет). Но Мисима относился к писательству в высшей степени серьезно - как к Пути. Я уверен, что он ушел из жизни в 45 лет, потому что почувствовал: кувшин треснул, сакэ вытекло. Именно такое впечатление на меня производит его финальная тетралогия, которую он замышлял как главный литературный шедевр всех времен и народов: очень красивый, затейливо разукрашенный сосуд, но пустой. Писатель закончил работу над рукописью и в тот же день ушел из жизни, устроив шумный хеппенинг - тоже своего рода художественное произведение, оказавшееся поэффектнее тетралогии...
Читать далее в блоге автора
world_japan объясняет философию средневекового ритуала харакири:
...Харакири, известное также как «сэппуку», стало обычаем среди побежденных самураев и превратилось в сложный ритуал со множеством правил. Церемония включала второго ее участника, вооруженного мечом. Этот так называемый Второй отрубал голову умирающему, чтобы сократить его страдания...
Есть много теорий, объясняющих, почему этот вид самоубийства стал таким популярным. В японском языке и культуре многие выражения связаны с животом как центром человеческих эмоций. Так же, как англичане говорят: у него «большое сердце», или «черное сердце», японцы говорят «большой живот» или «черный живот». Человек, когда вспарывает себе живот, как бы говорит: «Вы видите? Он не черный». Это является своеобразным оправданием себя и своих поступков. Ритуал не считается чем-то позорным, наоборот, часто перед смертью японцы читали прощальные стихи, а сам ритуал происходил в довольно торжественной обстановке. Само восприятие европейцами сэппуку как наказания в корне ошибочно. Фраза «приговореный к харакири» не может родиться в устах японца, так как по сути она означает «приговоренный к оправданию» и сразу становится абсурдом. Тысячи и тысячи знатных и не очень самураев на протяжении сотен лет добровольно уходили из жизни, используя вспарывание живота как последний аргумент. Кто-то - проиграл сражение, кто-то - не смог защитить своего господина, кто-то - в знак протеста. Во истину, «путь самурая - это смерть»...
Читать далее в блоге автора
periskop рассказывает про забытого в джунглях японского солдата, сдавшегося лишь спустя 30 лет после окончания войны:
...Отошёл в мир иной самый знаменитый из «последних самураев» - Хироо Онода. Это тот самый, который просидел в джунглях Филиппин после войны и капитуляции Японии ещё 30 лет, не капитулировал - так как не было прямого указания его воинского начальника, и успел за эти годы накосить ещё немало филиппинских полицейских и военных. Конечно, были и ещё «последние самураи» - у того же Оноды изначально был в подчинении целый отряд. В 1972 году нашли несдавшегося японца даже на сравнительно небольшом острове Гуаме (!). Но всё-таки именно Онода стал самым знаменитым из них.
О том, как он там сидел и выживал, написано немало. Как поручили бывшему майору императорской армии, его начальнику, который работал к тому времени в книжном магазине, передать ему приказ о капитуляции. Много пишут и о том, как фантастически триумфально он вернулся в Японию, как его простили филиппинцы (а ему по совокупности деяний 1945-1973 реально светила вышка).
Но - что интересно - обычно при этом не акцентируется внимание на том, что после триумфального возвращения в Новую Японию (которую победили и затем ментально перезагрузили американцы) Онода не просто не прижился, а подвергся скоординированной газетной травле тогдашних японских либерастов - в основном, конечно, силами прогрессивных журналистов. Да так, что вскоре уехал в Бразилию.
Аргументы с их стороны были весьма стандартные и нам очень знакомые - «зомбированный дурак», «символ бессмысленного милитаризма», «долг и присяга - устаревшая глупость», «для нормальной жизни совсем не нужно так выкаблучиваться» и так далее. С другой стороны, Онода был невероятно популярен у японских патриотов (которые, правда, тогда не были в большинстве) и простонародья. Сам же Онода не любил подробно говорить на эту тему и от прямых оценок уходил даже спустя много лет...
Читать далее в блоге автора
ihoraksjuta рассказывает о «японской рулетке» - поедании дорогой рыбы, которой можно отравиться насмерть:
«Тот кто ест фугу - глупец, но и тот, кто не ест - тоже». (Старинная японская пословица).
Из всех экзотических блюд в Японии дегустация фугу, пожалуй, является самой «адреналиновой»... Это одна из самых ядовитых рыб мирового океана. Она буквально пропитана насквозь сильнейшим ядом нервно-паралитического действия - тетродотоксином.
Икра, печень, молоки, глаза - у этой рыбки все ядовитое, даже кожа, поэтому трогать ее голыми руками не рекомендуется. Яда, содержащегося в одной небольшой рыбке, достаточно, чтобы смертельно отравить 30-40 человек... Даже в 21-м веке нельзя быть уверенным, что после обеда с фугу, останешься живым, это Настоящая Японская рулетка - противоядия от тетродотоксина до сих пор не существует!
Но Чем же нравится фугу потенциальным самоубийцам?
Счастливчики отмечают его оригинальный, приятный и незабываемый вкус. Небольшое количество тетродотоксина, присутствующее в блюде, вызывает эйфорию и расслабляющее воздействие... Рестораны фугу распространены по всей Японии. Посетителей не пугают даже очень высокая цена:>
одна порция стоит около 500$, обед может доходить до 1500$ и более, но желающих меньше не становится. Сырая рыба стоит недорого, все дело в стоимости работы поваров - если повар чуть допустил ошибку, посетителям несдобровать, как и повару. В незапамятные времена, в Старой Японии, над умершим посетителем ресторана, виноватый повар должен был совершить сэппуку (ритуальное самоубийство)... По официальным данным, за десять лет, с 1994 по 2004 годы, от этой японской рулетки с дегустацией фугу, в Японии погибли более 30 человек...
Читать далее в блоге автора
yaponskiebudni1 пишет о том, что японцы репетируют даже своё поведение на похоронах:
Сегодня ходили на службу: 49 дней со дня смерти нашего дедушки (отца моего мужа). Строго говоря, 49 дней еще не прошло, но тут считается, что можно перенести церемонию и на более ранний срок. Интересно все-таки, похоронные обряды в Японии чем-то перекликаются с нашими: где у нас 9 дней - у японцев 7. Где у нас 40 - у японцев 49... Вспомнился момент с вечерней службы за день до похорон (наверное, аналог нашего отпевания). Нас, самых близких родственников собрали в церемониальном зале. Представитель похоронной службы объяснил нам ход мероприятия. А потом мы это дело ОТРЕПЕТИРОВАЛИ! Вот вам и японцы, ко всему подходят тщательно, даже к похоронам!..
Читать далее в блоге автора
ihoraksjuta размышляет о нецеломудренном японском обычае:
С незапамятных времен до середины прошлого века в Японии существовал чудесный обычай под названием [по-русски прозвучит нецензурно, но созвучно по смыслу - прим. ред.]...
Суть заключалась в том, что молодые японцы под покровом ночи пробирались в дом к незамужним девушкам, будили их прикосновением, и, если те не возражали, пара предавалась любовным утехам до утра.
Мужчина должен был идти на романтическое свидание абсолютно голым, так как ночной визит одетого мужчины считался грабежом и мог закончиться для него плачевно. Но парень имел право прикрыть лицо и предстать перед девушкой в роли прекрасного незнакомца... Особой прелестью «выползок» был тот момент, что жениться после успешного... было необязательно.
Хотя многие родители в надежде, что дело в итоге закончится свадьбой, не препятствовали ночным гостям и иногда даже готовили для них угощения. А если к японской девке на выданье никто не захаживал, то это и вовсе могло послужить тревожным сигналом для её родственников...
Читать далее в блоге автора
mil_yume пишет об экзаменах для японских домохозяек:
...В Японии вообще, кажется, на все есть свои корочки. Это касается не только специалистов в какой-либо профессии, но и, например, домохозяек! Представляю вам 家庭料理技能検定 - экзамен по домашней кухне!
Сдав этот экзамен, вы подтвердите свое умение готовить вкусную и полезную еду, правильно резать и чистить овощи и фрукты, потрошить рыбу, планировать правильное питание для своей семьи, а так же готовить званый ужин для гостей!
Всего созданы 4 уровня, где 1-й - самый высокий. Экзамен делится на 2 части: практическую и письменную (тест)...
Приведу пример задания на 4-й уровень.
Практический тест:
1 Почистить яблоко от шкурки 1шт. 3 мин.
2 Нарезать огурец тонкими кружочками 1шт. 3 мин.
3 Тонко нарезать салат-латук 3 мин.
4 Приготовить тушеную капусту с ветчиной 10 мин.
5 Приготовить яичный суп 10 мин.
6 Отварить сатоимо (таро) 25 мин.
Письменное тестирование: 70 вопросов за 45 мин. Из них 50 вопросов по 2 балла на основы кулинарии и 20 вопросов по 5 баллов на планирование правильного питания...
Читать далее в блоге автора
mil_yume также рассказывает о специальном костюме для собеседований:
Интересно, как вы представляете себе Японию? Как я раньше?.. 21 век, высокие технологии, роботы, скоростные поезда, туалеты с пультами управления (где иногда черт ногу сломит в поисках кнопки слива), но и в то же время почтение к старым традициям: все-таки единственная развитая страна, где традиционную одежду используют в повседневной жизни до сих пор! Но думала ли я, что традиции сильны НАСТОЛЬКО...
Один из моих самых стыдных проколов связан с костюмом для собеседований. Это был 3 курс, семинар в университете, куда должны были прийти несколько эйчаров из разных фирм и рассказать нам, на что они смотрят при приеме на работу, про резюме и т. д. Поэтому наш центр по трудоустройству разослал имейлы записавшимся студентам с указанием прийти в костюмах. Ну ясно, подумала я, белый верх-черный низ Так и пришла. Черная юбка-карандаш до колена, белая шелковая блузка и белый же кардиган сверху. Классический и довольно элегантный вид без всяких выкрутасов, думала я. Каков же был шок, когда меня не пустили на семинар со словами: «Вы неподобающе одеты». Пожалуй, первый раз в жизни я услышала подобное по отношению к себе, да еще и от мужчины сенсея... Вот, что бывает, когда ты не знаешь правил игры. Именно поэтому я хочу подробнее остановиться на японском костюме для трудоустройства.
В мужском костюме, кажется, все стандартно, кроме того, что цвет обязательно должен быть черным или темно-синим. В идеале, без узора. Даже если узор - это мелкая полоска того же цвета. Да, рубашка тоже должна быть идеально белой, без узора и без пуговиц на воротнике. Еще советуют брать пиджак с разрезом сзади по середине (а не с двумя разрезами)...
Женский костюм вы уже оценили? Прощай, молодость. Цвет тоже черный или темно-синий, без узоров, юбка до колена) Пиджак без явной талии, юбка не обтягивающая, туфли на низком каблуке (до 4см) - абсолютно асексуальный вид. Что ж, в этом есть свои плюсы...
Обратите внимание на «бабушкины» туфли: черные кожаные! Не замшевые и не лаковые. Естественно, и нос, и пятка закрыты. Никаких украшений. Это же относится и к серьгам/ цепочкам - на время похода в компанию все лучше снять.
Ах, да! Чуть не забыла про сумку. Это так же должна быть простая черная кожаная сумка размера А4 с твердым каркасом (не мешок). Подразумевается, что положив туда лист А4, вы вынете его непомятым. Кроме того, если поставите ее на пол, сумка не упадет...
Читать далее в блоге автора
zajcev_ushastyj пишет о странном японском обычае созерцать окружающий мир между ног:
Как вы думаете, чем заняты эти люди на фото?
Люди любуются пейзажем. Между собственных ног, да, а чотакова? Обычай называется "мата нозоки«;股覗き, что дословно таки и значит «наблюдать через между ног».
Когда появился подобный способ смотреть на мир, не очень понятно. Обычай конкретно простонародный и никто особо не озаботился описать его в документах. Но, видимо, к 19-му веку уже имел хождение в определенных кругах.
Говорят, что посмотрев на мир таким способом, можно увидеть и невидимых обычно при дневном свете всяких призраков и прочих потусторонних существ. Кое-где на островах таким способом моряки пытались увидеть корабли-призраки, встречаться с которыми не имели особого желания...
Когда младший ребенок в семье становится в такую позицию, это значит, что следующий ребенок уже ждет своей очереди на появление. Видать, ребенку оттуда виднее, что там на небесах планируют...
Читать далее в блоге автора
felbert размышляет об особенностях японского чаепития:
В одном ряду с искусством икебаны, театром кабуки и приготовлением суши, стоит такая японская традиция как чайная церемония.
Японское чаепитие - это не просто традиция, это целый ритуал, который люди постигают многие годы в специальных школах. Смысл японского чаепития заключается, главным образом, не в дегустации напитка - это больше похоже на медитацию и попытку обрести гармонию не только в себе, но и с другими людьми.
Японская чайная церемония уходит своими истоками в VIII век, когда китайский чай был впервые привезен в страну восходящего солнца. Позже, в XIII веке чаепитие начало приобретать церемониальные черты благодаря активно распространявшемуся в то время дзен буддизму, пока двумя столетиями позже монах Сюко не оформил эти черты в особые принципы. По его мнению, чайная церемония должна была быть максимально естественной и простой, то же касалось убранства дома и использованной утвари, а отношения между хозяином и гостем должны быть сведены к взаимному пониманию без слов...
Церемония по сути является формальной встречей мастера и его гостей не только для распития чая, но и светской беседы и отдыха. Церемонию нельзя проводить в обычном доме - действо должно разворачиваться в особом домике для чаепития, который называется тясицу. Тясицу воплощает в себе основу чайной церемонии - естественность и простоту, поэтому эти домики состоят обычно из одной комнаты с несколькими окнами, простыми глиняными стенами и бронзовым очагом. Посуда, используемая во время ритуала, также отличается простотой: простые керамические чаши, потемневший медный чайник, ящик для заварки, бамбуковые ложки.
Сама церемония чаепития проходит в несколько этапов: сначала гости собираются и готовятся к ритуалу, проходя по каменной дорожке через чайный сад к чайному домику. На пути к тясицу гости созерцают причудливые камни и растения и настраиваются на особый лад. После этого гости умываются и переступают через порог тясицу, предварительно сняв обувь. Хозяин, проследовав за гостями, угощает своих посетителей легкими и красивыми закусками, после чего гости снова покидают домик, чтобы немножко погулять и подготовиться к самому важному элементу церемонии. По возвращении всех начинается заваривание зеленого чая. После долгого ритуального приготовления гости наконец начинают пить чай, беседуя с хозяином о прекрасном: о красоте цветочной композиции, изречении, написанном на специальном свитке, о чаше с чаем и, наконец, о самом чае...
Читать далее в блоге автора
id77 пишет о болезненной процедуре нанесения японских татуировок:
...Говоря о якудза, невозможно обойти стороной такой вопрос, как татуировки.... Ничто так не попортило репутацию японской татуировки, как связь с гангстерами. Так как у якудза были время, деньги и необходимость идентификации друг друга, члены группировок стали идеальными клиентами для тату-мастеров. Около 70% преступников имеют те или иные татуировки в традиционном японском стиле. А по данным полиции и все 80%.
Так как татуировки это не просто украшение для якудза, с нанесением рисунков на кожу связано несколько ритуалов. Во-первых, татуировка должна быть нанесена вручную, когда краска вводится под кожу с помощью специальной палочки с бамбуковыми или стальными иглами. Для нанесения контура татуировки используют от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности используют комплект из 30 иголок в виде пучка. Эта связка называется «хари» и прокалывает кожу со скоростью 90-120 уколов в минуту. Современные тату-машины не используются хори (мастерами), это тоже своеобразная часть ритуала.
Сказать, что это больно - ничего не сказать. Время нанесения такой татуировки может занимать до 1,5 лет, что, несомненно, показывает, насколько выносливы и свирепы носители традиционных татуировок Японии.
Так же существует целый ритуал, которому повергаются члены якудза после нанесения татуировки. Как именно проводится данный ритуал, я, к сожалению, так и не узнала, но общий смысл - исключение новичков из числа «нормальных» членов общества и вступление в закрытую группу «самураев 20 века». С этого момента представитель якудза уже не может жениться на женщине, происходящей из «хорошей семьи», его не примут на работу в учреждение, не находящееся на контроле у преступного синдиката...
Татуированного врача не примут на работу ни в одну клинику. Помимо всего прочего татуировка может вызвать дискриминацию ее обладателя и во многих иных ситуациях. Например, во многих общественных банях Японии запрещено мыться людям, имеющим татуировки. Лет 18 назад татуированных людей не допускали в бассейны и тренажерные залы...
Читать далее в блоге автора
tov_boluta рассказывает о «непозволительном бесстыдстве» японских бань:
...Немногочисленные европейцы, которых судьба заносила в Японию, с приличествующим порядочному христианину ужасом перед любым проявлением телесного единогласно отмечали непозволительное бесстыдство, наблюдаемое ими в банях. И еще их неприятно удивляла температура воды.
Японцы же, в свою очередь, сильно укрепили свою аргументацию в деле обоснования варварской природы европейцев, когда прознали, что Таунсенд Харрис, первый американский консул в Японии, принимает по утрам холодную (!) ванну...
Читать далее в блоге автора
mishajp пишет о малоизвестном в Европе и неприятном для христиан японском ритуале попрания символов:
...Фуми-э (яп. 踏み絵, фуми «наступать» + э «изображение») - изображения Иисуса Христа и Девы Марии, использовавшиеся религиозными властями сёгуната Токугава для выявления тайных христиан. Подозреваемому предлагалось наступить на такое изображение, чтобы доказать, что он не является христианином. Использование фуми-э началось во время преследования христиан в Нагасаки в 1629 году...
Чиновники заставляли каждого человека наступить на изображение. Тех, кто отказывался сделать это, опознавали как христиан и отправляли в Нагасаки. В соответствии с политикой периода Эдо христиан убеждали отказаться от своей веры; те христиане, которые отказывались сделать это, подвергались пыткам. Если после этого они продолжали исповедовать христианство, то правительство казнило их. Иногда казни проводились на горе Ундзэн в окрестностях Нагасаки, где некоторых христиан бросали в жерло вулкана...
Образы, которые содержатся в специально сделанном ящичке, отлиты из латуни и составляют примерно фут в длину. Их попрание происходит следующим образом: после того, как совет следователей усаживается на циновку, все обитатели дома, большие и маленькие, вместе с живущими тут же семьями должны собраться в большом покое. Окажется жилье близких соседей слишком маленьким для проведения церемонии - придут сюда и они. Покрытые бронзой фигуры лежат на голом полу; назначенный для проведения э-фуми писец раскрывает свою книгу и зачитывает все имена; каждый, чье имя прочтено, подходит и проходит по изображению или наступает на него. Матери поднимают маленьких детей, которые ещё не могут ходить, и ставят ногами на изображение, что расценивается так же, как если бы они прошли по нему. Когда это закончится, хозяин дома ставит свою печать под свитком, как свидетельство того, что они держат сторону следствия, и для того, чтобы дознаватели могли отчитаться перед правителем.
Обычно фуми-э вырезались из камня, но порой изготавливались из других материалов (дерево, бронза) или представляли собой рисунки. Большинство, если не все фуми-э были тщательно выполнены, отражая высокие стандарты искусства периода Эдо...
Читать далее в блоге автора