Казанский трамвай: краткий исторический очерк

Nov 20, 2015 12:50


В Советском Союзе на трамвае могли бесплатно ездить дети, рост которых был меньше 1 метра. Отсюда пошло выражение «метр с кепкой». Изображение: Казань, улица Большая Проломная, начало XX века.
20 ноября казанскому трамваю исполняется 116 лет. Краевед и журналист rdp4v рассказывает об истории трамвайного дела в Казани: «Давно намеревался написать книжечку о старой Казани. Это должна была быть не историческая монография, а сборник написанного за много лет, с дополнениями, уточнениями и новыми материалами. Для пробы решил выкладывать те главки, которые уже в высокой степени готовности. Очерк о трамвае был издан к его столетию». Казань середины XIX века: самый большой тогда волжский город стоит в нескольких верстах от ее берегов. Появляются пристани первых пароходных компаний и надежная связь пристаней, Архангельской и Пороховой слобод с городом становится все более настоятельной - ведь по весне связь с городом прекращалась на недели.

Первым шагом в изменении ситуации стала постройка Адмиралтейской дамбы, вторым - учреждение в 1854 году дилижансного сообщения Толчок - Волжские пристани. «...Сообщение между казанско-волжской пристанью и Казанью... - посредством омнибусов... 4 дилижанса (омнибуса), крытых и удобных для помещения в каждом из них 12 пассажиров... В экипажи эти, снабженные кондукторами, будут впрягаться в дышло по 2, а в случае надобности, по 4 лошади... Каждодневно через слободу... до гостиного двора, через каждые полчаса с 8 утра до 10 вечера... с взиманием... по 10 коп. серебром в один конец» - писалось в «Казанских губернских ведомостях» за 25 января 1854 года.



Так в Казани появился первый общественный транспорт. Четыре года спустя та же газета писала о том, что пароходная компания «Кавказ и Меркурий» организовала сообщение между пристанями и городом посредством «великолепной выделки и весьма спокойных дилижансов в 6 рослых красивых лошадей на двенадцать лиц каждой». Для перевозки клади использовались большие телеги с тройкой лошадей. За место в дилижансе брали 50 копеек серебром при четырех пудах клади бесплатно. Дело это, правда, через год заглохло, став невыгодным для владельца.



Через 12 лет делается попытка устройства конки: Казанской губернской управой в 1867 году заключен договор с промышленником Шитовым на строительство конных железных дорог от Проломной улицы к пристаням длиною 7 верст. Но предприниматель, на которого хотели возложить еще и надзор за исправность самой дамбы, от договора отказался.
Основателем казанских конно-железных дорог стал отставной инженер-штабс-капитан П.П.Панаев. 1 января 1870 года Министерство путей сообщения одобрило проект конно-железной дороги в Казани.

Пять лет спустя, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка. Первые ее вагоны покатились из Адмиралтейской слободы в город. Вагоны были привезены из Москвы, «отличались, чистотой и прочностью работы», но были «не совсем просторные», в двух классах вагона могло поместиться не более 40 человек. «Погода благоприятствовала событию, стоял погожий осенний день. Вся дамба была украшена флагами и бумажными фонарями, за час до молебствования на середину дамбы прибыло 12 вагонов. Все украшены: флагами и зеленью; с кучерами и кондукторами, одетыми в парадную форму... После молебствования было предложено собравшимся прокатиться на трамваях (иногда конки назывались и так - Л.Ж.) в город. В два часа дня конно-железный поезд тронулся», - писала газета той поры.



Сначала были открыты две линии: «Волжская» - от Толчка до Дальнего устья и «Проломная» - от Толчка по Проломной улице через Рыбную площадь до церкви Сошествия св.Духа в Суконной слободе. С организацией движения конки не сразу все шло гладко. Начало «правильного» (т.е. по расписанию) движения пяти вагонов конно-железной дороги на линии «город - пристани на Волге» стало возможным лишь 11 сентября 1876 года - через год после открытия конки.

Развитие трамвая не у всех вызывало добрые чувства. Возникали даже профессиональные конфликты на почве конкуренции, что весьма похоже на лоббирование коммерческих «маршруток» в девяностые годы. Снова выдержка из газеты, и снова из «Волжского листка»: «Легковые извозчики не выехали на свои биржи (так назывались стоянки извозчиков - Л.Ж.). У них появилось стремление уменьшить конкуренцию трамвая... В настоящее время по городу ходит до 50 вагонов электрической железной дороги. Их водят 25 вагоновожатых и сопровождает 50 кондукторов. Ежедневная выручка - до 500 рублей. Пробег вагонов - около 25 верст в день... Общий штат прислуги (сцепщики, смазчики, ремонтные рабочие, слесари, электротехники) составляет 200 человек. Главное требование извозчиков - сокращение движения трамвая до 7 часов вечера и запрещение возить на трамвае в Устье багаж.»
Вообще, ранняя история казанского трамвая часто подтверждает слова о том, что ничто не ново под луной. Многим казанцам памятно приземление вертолета на трамвайный вагон недалеко от остановки «Ул.Восстания» в 80-х годах. А гораздо раньше нечто подобное произошло с воздушным шаром отчаянно храброго воздухоплавателя, парашютиста и издателя одной из казанских газет Юзефа Маврикиевича Древницкого. «Казанский Телеграф» за 11 августа 1909 г.: «Полет состоялся около 8 часов вечера, несмотря на дождь. Он стал 409-м в жизни Древницкого. Чуть не произошла катастрофа. Шар с места рванул в высоту много выше той, что была раньше. Древницкому не удалось отделиться с парашютом, и он стал спускаться с шаром. Шар, стремительно падая, мог перевернуть парашют. Исключительное самообладание Древницкого позволило ему приземлиться около Евангелистовской церкви... Шар повис на трамвайных проводах... Древницкому удалось уклониться от проводов и он сел на берегу Кабана.»

Назовите еще один город в мире, где на на трамвайные провода опускается воздушный шар, а на трамвайный вагон - вертолет!

Публикуется с сокращениями: Читать полную версию материала

s_планирование, история, s_история, транспорт, s_транспорт, main, s_город

Previous post Next post
Up