Можно ли быть в России профессионалом своего дела?

Nov 09, 2015 14:00


Социолог из США Николас Эберштадт высказывает идею, что главный враг россиян - это «опасный образ
жизни», т. е. постоянные мысли о мрачных перспективах, стресс и отсутствие надежд, что серьёзно сокращает
продолжительность жизни. Кадр из фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби», 1984 год
В характере россиян парадоксально сочетаются две особенности: с одной стороны, мы привыкли надеяться только на себя и близких, а с другой - пассивно ждём от государства соучастия в нашей судьбе. По мнению evgknyaginin, такой уход от ответственности не даёт в России проявиться настоящим специалистам. Читатели делятся комментариями.
О специфике профессионализма:
А. Илларионов в своем журнале привел мнение американского экономиста и социолога Николаса Эберштадта:

По уровню среднего и высшего образования Россия демонстрирует отличные результаты. Все люди из России, с которыми я общался, прекрасно образованы. Но это не дает никакого заметного внешнего эффекта... Образование в России не преобразуется в человеческое благосостояние. Я не знаю почему, я только могу наблюдать этот феномен и отмечать его.

Давайте попробуем объяснить этот феномен. Для начала предлагаю вам ответить на три вопроса:

- Ваш хороший знакомый попросил вас посмотреть его компьютер, который стал «зависать». Ну, что вам стоит сделать доброе дело и помочь ближнему! Поможете?
- К вам подошел известный режиссер и предложил сняться в телевизионном сериале. Ну, а чего, не боги горшки обжигали, тем более что вы когда-то участвовали в художественной самодеятельности. А, может, это ваше призвание! Согласитесь попробовать при условии, что это не повредит основной работе?
- Позвонила ваша родственница и попросила совета, какое лекарство ей лучше использовать от температуры и недомогания. Ведь вы же не жлобяра, поделитесь с ней заветным рецептом?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, вас следует изолировать от общества как опасного преступника. Я не шучу.

Вон Садальский в ЖЖ постоянно ноет насчет того, что ветераны сцены нуждаются в помощи государства. А уж артисты, заверяет он, не останутся в долгу, отблагодарят партию, правительство и лично дорогого вождя за их неустанную заботу. Они это умеют.
А давайте задумаемся, почему ведущие советские киноактеры вынуждены просить милостыню, а, например, американские - ни в чем не нуждаются? Американским киноактерам больше платили и они сумели накопить денег? Да, но, в таком случае, почему ставки американских киноактеров оказались значительно выше, чем аналогичные ставки в СССР и в нынешней России?

Все очень просто, об этом позаботилась учрежденная в 1933 году Гильдия киноактеров США. Эта гильдия, с одной стороны, обеспечила давление на продюсеров и прокатчиков, а, с другой, предотвратила наплыв в профессию людей с улицы.
Чем же были плохи эти люди? Основной их недостаток был в том, что они были готовы сниматься за гроши, то есть, говоря современным языком, демпинговали. При этом они могли быть превосходными актерами. В 1909 году известный русский актер Павел Орленев решил было отправиться покорять Америку, но его жена Алла Назимова, которая к тому времени добилась в США больших успехов, отправила ему телеграмму: «Прошу тебя, оставь мне этот единственный уголок в мире, а у тебя и без Америки много места». Все дело было в том, что Орленев из любви к искусству готов был выступать почти задаром (наш человек!), а это могло пагубным образом сказаться на гонорарах американских актеров и самой Аллы Назимовой.
Кроме того, люди с улицы не сбрасывались в общак Гильдии, из которого, в том числе, оказывалась помощь неимущим актерам.

Запишите себе на носу - если вы из самых лучших побуждений, из сострадания к ближнему занимаетесь чужим делом, либо вторгаетесь со своими порядками в чужую епархию, значит, вы штрейкбрехер и вполне заслуживаете того, чтобы для начала получить по ушам.
Кто-то, наверное, воскликнет: «Так ведь мастера по ремонту компьютеров оборзели до того, что за один приезд на место тысячи полторы берут, а то и больше!» Это верно. А знаете, кто в этом виноват? Такие же доброхоты, как вы, которые исправляют незначительные поломки, а напрочь убитые компьютеры (смартфоны, телевизоры, стиральные машины и др.) оставляют специалистам. И частные врачи потому заламывают цены, что им преимущественно достаются пациенты, которые уже дышат на ладан. И авторемонтники потому встречают вас так неприветливо, что зачастую вынуждены исправлять огрехи отечественных доброхотов.
В России же традиционно принято обращаться за помощью в ремонте автомобиля к соседу по гаражу. «Одна голова хорошо, а две - лучше», гласит народная мудрость. Это верно, но лишь в том случае, если дело касается профессионалов, а два профана, как показывает опыт, гораздо хуже одного.

Какой смысл в России становиться специалистом своего дела, неустанно повышать свою квалификацию, если все выгодные заказы с большой вероятностью достанутся проходимцам, которые по большому счету не смыслят в профессии ни уха, ни рыла? А специалиста вдобавок назовут спекулянтом и кровососом, который наживается на нуждах и страданиях простого народа.

Как быть в этой ситуации? Нужно причислить всех, кто занимается делом, к профессиональным гильдиям или цехам, после чего эти гильдии сами разберутся с «чужаками». Ну там, кислоты в рожу плеснут актрисе «из народа», самодеятельному строителю стропила подпилят, «бомбиле» голову монтировкой отрихтуют. Жестоко, конечно, но только так Россия может стать страной профессионалов своего дела, а не территорией воинствующих дилетантов.

Только этого в России никогда не будет. Догадываетесь, почему? Правильно, профессиональные гильдии не нуждаются в опеке со стороны партии, правительства и преподобного Николая Угодника. А в нашей высокодуховной державе это, мягко говоря, не приветствуется.

Обсудить в блоге автора

vitiran не согласен:
Не согласен. Всякие Том Крузы имею профессиональное актерское образование? Прочитал биографии нескольких топовых актеров - максимум актерские курсы. Крутейший режиссер Висконти имел режиссерское образование? Нет. Самые топовые оперные певцы - Карузо, Паваротти имели консерваторское образование по классу вокала? Нет. Да и вообще, за 5 лет без должного рвения НИЧЕГО не выучишь. У меня друг ***рит целые порталы, веб-игры и собственные движки не имея оконченного образования, а мои бывшие одногрупники(с красными дипломами!!!) 2 строчки кода написать не могут, программисты блин

Ответить
mittja про то, что смысл есть:
Специалист в России прекрасно себя чувствует, передаётся из рук в руки, сам выбирает клиентов. И порой утирает нос иностранцу. Смысл становиться специалистом очень даже есть.

Становятся специалистами в основном благодаря непрерывному самообразованию. Думаю, ВУЗы здесь не при чём. Большинство ВУЗов заточены на продажу дипломов, а не на «гарантированное получение работы у лучших работодателей отрасли». И это не только российская проблема. Я с ходу могу только, пожалуй, «Карнеги Меллон» назвать, где на факультете менеджмента студента, не создавшего собственную компанию к третьему курсу, просто отчисляют.

И спрос сейчас как раз на работников, которые могут в случае чего подменить коллегу. Т. е. нужны скорее многостаночники, а не узкие специалисты. Недавно исследовал требования финских работодателей, поэтому такой вывод и делаю.

Призыв «изолировать от общества» людей, помогающих друг другу, решающих проблемы друг друга за деньги или бесплатно вызывает только улыбку. Взаимопомощь между людьми никак не влияет на доходы специалиста. Если он действительно специалист, он легко монетизирует свои навыки без всяких гильдий.

Ответить
gordeich74 не видит противоречий:
Ну вот я сам ремонтируюсь у гаражных мастеров - надёжных, проверенных, пришёл к ним по рекомендации. А что лучшее мне предложат официалы? Почему они не могут с ними конкурировать, если они такие хорошие? Почему потребитель должен быть лишён права выбора?

Тем более мы знаем много бизнесов, куда посторонних действительно не подпустят. Ну и как, снизились от этого цены, выросло качество?

Ответить


общество, развитие, main, люди, s_Россия, политика, Россия, society, s_общество

Previous post Next post
Up