Мурманск. Музей атомного ледокола «Ленин»

Nov 09, 2015 14:30


Все 10 ныне существующих в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России. На 2014 год 6 из них остаются в строю. Изображение: hudozhnik2010, 2009 год.
Силуэт этого корабля известен многим: в советские времена его часто публиковали на открытках, почтовых марках и т.д. Первый в мире атомный ледокол был гордостью СССР. Сегодня он - на вечной стоянке и сам по себе - интересный музей Мурманска, рассказывает hudozhnik2010. Конечно, добраться до Заполярья большинству жителей Москвы или Санкт-Петербурга - это целое дело, но если, как говорили в фильме «Бриллиантовая рука», «будете в наших краях»... Посмотреть есть на что.

Атомный ледокол «Ленин» - одна из главных городских достопримечательностей Мурманска. Первый в мире с ядерной силовой установкой на борту, спущенный на воду 5 декабря 1957 года. Более 30 лет он трудился в Арктике, проводя караваны кораблей по Северному морскому пути, плавал на Северный полюс, а в 1989 году был отправлен «на пенсию», выведен из состава флота, законсервирован на вечной стоянке в порту Мурманска и в 2008 году превращен в музей. Стоит, впрочем, сказать, что в конце 80-х находились «умные головы», которые предлагали пустить уникальный корабль на металлолом, но общественности удалось его отстоять.



Даже на фоне современных атомных ледоколов «Ленин» смотрится внушительно. Несмотря на то, что на нем не было таких «прибамбасов», как огромный бассейн и фитнесс-зал, а каюты не просто маленькие, а даже тесные. Но в 50-х годах он казался ожившей фантастикой: «атом», оказывается, может быть и мирным, работать на благо людей в самых труднодоступных морях, закованных льдами.



Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность, и это позволило продлить сроки навигации по Севморпути. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль, самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тысяч миль, из них во льдах 563,6 тысячи миль.



Просторный капитанский мостик «Ленина» - первое, что показывают посетителям. Здесь несли свою вахту капитаны и их помощники. По воспоминаниям тех, кто плавал на ледоколе, бывало, что по льдине им «дорогу перебегал» белый медведь. На мостике раздавался крик: «-Не задавите мишку!» и приходилось крутить руль в сторону. А однажды экипаж ледокола наблюдал настоящее побоище между белыми медведями и моржами.









Коридоры «Ленина». По сторонам - двери в каюты



Большая лестница в холле - всё, как положено на больших кораблях.




А это кают-компания, отделанное деревом. Главные украшения - резная карта Северного морского пути и мраморная статуя Ленина.


А это салон в каюте капитана, где принимали самых высоких гостей. Среди них были, в частности, Фидель Кастро и Юрий Гагарин.


Одна из вип-кают, с туалетом и ванной. Но таких кают на «Ленине» было немного,хотя даже и здесь ощутима теснота.


Интерьеры обычной столовой.


А это медпункт ледокола, где был и свой рентгеновский аппарат, и операционная, так как до ближайшей больницы - сами понимаете, порой тысячи километров. Иногда пациентами были не только члены команды и пассажиры, но и жители северных поселков и стойбищ - бывало, их доставляли на операцию вертолетом.






Мастерские корабля. Если выше была целая мини-больница, то тут целый мини-завод - до ближайших крупных предприятий ведь тоже тысячи миль, и потому сломавшиеся детали, бывало, вытачивали на месте.


Турбинный зал.


Реакторный зал.


Этим репортажем, подготовленным hudozhnik2010, ЖЖЖ продолжает серию материалов о малых музеях России. Они, как правило, остаются без внимания СМИ, и очень мало людей знают об их существовании. Просим наших читателей посетить один из таких музеев в вашем населённом пункте, и выложить его описание или в своём ЖЖ (и прислать нам ссылку на пост), или прислать материал к нам на почту livejournal.magazine@gmail.com (желательно, с фотографиями экспонатов музея) - мы опубликуем его с указанием вашего авторства и благодарностью от нас.

s_история, history, s_СССР, main, музеи, СССР, история, s_техника, техника

Previous post Next post
Up