Техника медитации от самоучки

Nov 06, 2015 20:30


Медитация на пустоте, - практика ощущения пустоты вокруг и внутри себя, - считается одной из самых сложных, но и самых эффективных, поскольку не опирается ни на какие идеи. В романе Виктора Пелевина «Generation П» объектом такой медитации служит телевизор. Изображение: Matt Deavenport, 2014 год
Все давно знают, что медитация - это такая модная восточная практика, которая помогает достичь особых духовных состояний. Одним кажется, что при этом они обретут просветление, другим - что увидят будущее, третьим - что найдут решение всех проблем… Техник и видов медитации очень много. fryusha делится проверенной на себе. Медитация в моём понимании - это контролируемое отключение ощущений собственного тела и прекращение активного логического мышления.
Думаю, что вхождение в такую медитацию доступно всем. Мы же все умеем спать, стало быть находиться в - пусть бесконтрольном - состоянии, когда тело живёт самостоятельно, а мозг в какой-то степени отключается от насущных дел.

Должен сразу оговорить, что я самоучка. В 60-х при моих первых попытках никаких учебников не было, поэтому я выдёргивал крохи информации из всего, включая художественную литературу.
В 90-х появилась куча эзотерической литературы, но она мало что дала вразумительного. Я воспринимал её уже со скепсисом, исходя из накопленного опыта. Например, кто-то из авторов писал, ссылаясь на источник на санскрите, которого я сроду не читал: «Вхождение в медитацию невозможно, если есть слизь». И объяснял, что надо отказаться от слизи всяких житейских помыслов. Возможно, он прав, но по моей практике - невозможно при слизи насморка.
В тех же 90-х я трижды с разрешения старосты пятидесятников ходил на их молитвенные собрания: смотрел, как они входят в транс, а потом их расспрашивал - но это мне тоже ничего не дало.

В 00-х стала доступной обширная информация в интернете, но её слишком много, и не всегда она понятна. В принципе - в интернете есть всё. Я просто поделюсь своим опытом самоучки, чтобы избежать лишних ошибок.

По моей просьбе в 80-х мои друзья-буддисты обратились к своим знакомым ламам с моей просьбой проконсультировать заочно мои вхождения в медитацию. И гордо рассказали, что иногда при медитации у меня настолько замедляется сердцебиение и ослабляется дыхание, что дважды моя жена-врач пугалась - жив ли я. Ламы пришли в ужас. И сказали, что ни в коем случае нельзя входить в медитацию самоучкой и в одиночку: рядом должен сидеть Учитель, который контролирует ход медитации.

Думаю, что они правы, и именно поэтому рассказываю про свои ошибки.

Для вхождения в медитацию надо отключить внешние раздражители или их восприятие органами чувств. Хороший йог, наверное, это может сделать запросто, а я начинал свои упражнения ночью с закрытыми глазами в ночной тишине. Попутно обнаружил, как у меня много чувств! Осязание простыни, влажность воздуха, температура воздуха и сквозняк, ощущение ориентированности в комнате, запахи, желание поесть и много чего ещё!
Просто телу не нравится, чтобы его отключали, поэтому оно изо всех сил напоминает о себе.
Тело может жить своей жизнью: у него есть непроизвольные реакции, гуморальная саморегуляция и т. д. Но оно привыкло слушать мозг: внушением гипнотизёра или самовнушением можно почувствовать запах, жару или холод, по рассказам - сам никогда не видел - получить ожог от монетки обычной температуры у гипнотизёра.

Начинал я по неправильной методике (взятой у Джека Лондона!): начиная с большого пальца на ноге, внушал себе, что я его не чувствую. Первый раз я «уговорил» палец за полчаса - и ни на что большее у меня сил не хватило. Стоило мне внушить себе онемение пальца, как он тут же начинал болеть, чесаться, напрягать мышцы - организм проверял, всё ли в порядке. Со временем, когда тело привыкло, что это временное состояние и тревожиться не надо, я перешёл на более крупные блоки (ступни, ноги, таз, живот грудь и т. д.), и дело пошло скорее. Очень осторожно проходил участки «лёгкие» (затруднялось и урежалось дыхание) и «сердце» (замедлялось сердцебиение). Голову до конца побоялся отключать: было ощущение, что тогда обратно не вернусь.
Так вот, эта методика - неправильная!
Попытка самовнушения, что у вас нет тела или что оно онемело, не чувствует и т. д. - это очень нехорошо. Хуже может быть только прочитанное мной в советское время (кажется, в журнале «Вокруг света»), что на каких-то островах для вхождения в медитацию монахи (?) мысленно внушают себе, что тело состоит из камня, - и рассыпают его в песок или мысленно превращают тело в дерево и сжигают его. Упаси Бог заниматься самовнушением, что у вас какой-то орган онемел, или отсутствует, или что вы его устранили!

Моя теперешняя практика.

В принципе - можно в любой позе: точно так же, как можно заснуть сидя в транспорте. Но удобнее - лёжа на спине в знакомом и комфортном месте. Руки - свободно вдоль тела, ноги не перекрещены, шея не согнута. Глаза закрыты, тишина - по максимуму, надо не вслушиваться в звуки, запахи. Максимально расслабить тело. На самом деле в йоге это - Шавасана, поза мертвеца. Если вы просто освоите её как следует, а больше ничего, то это уже много: правильно выполненная 10-минутная шавасана заменяет обычный более долгий отдых.

Теперь я не отключаю своё тело по частям или целиком, а поступаю проще. Мысленно прохожу от стоп до макушки, вслушиваясь: всё ли в порядке, не пытается ли какой-то участок или орган своей реакцией обратить на него внимание, всё ли расслабленно. После этого внушаю себе - не то, что тело онемело или не существует и т. д., а - что просто я даю ему отдых расслабиться и заняться собой. После этого начинаю заниматься отключением мыслей.

В шавасане для этого рекомендуют сосредоточить своё внимание на точке на лбу или на груди. Я пробовал, но мне удобнее всматриваться в темноту перед глазами. При этом - не думать ни о чём.

Поначалу не думать ни о чём бывает затруднительно. Если есть какие-то будоражащие мысли, то я представлял себе камушки на дне под прозрачной водой и начинал в них вглядываться. В этом случае появляющиеся мысли отвлекают - камушки видны не так чётко, - приходится снова сосредотачиваться на разглядывании воображаемых камушков, отвлекаясь от мыслей.
Этап «не думать ни о чём» - поначалу не менее труден, чем отключение тела. Но это практика, необходимая и для медитации, и для отдыха в шавасане.
После этого, не чувствуя тела и не думая о нём (вообще ни о чём не думая), я вглядываюсь в темноту перед глазами.

Поначалу достижение расслабления тела и - не побоимся этих слов - расслабления мозга утомительны, поэтому попытка медитации перейдёт в сон. Ничего плохого в этом сне нет, это одновременно практика расслаблений и хороший отдых.

мозг, main, психология, s_философия, опыт, s_советы, science, философия, советы

Previous post Next post
Up