Поедая глазами: размышления об истоках и смысле фуд-порно

Nov 06, 2015 14:00


«...хотя фуд-порно и возникло на почве проблемных дискурсов о еде, в этом мирке нет ни единого намека на проблемы и последствия. Это слайд из вселенной, в которой неизвестны гастрит, ожирение, стесненность во времени и средствах». Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и её любовник», 1989 год
Натюрморт в живописи был призван выразить бренность жизни и мимолётность любых радостей - и лишь потом изображения еды стали манифестацией красоты и изобилия. В XX веке акцент на получение удовольствий уже становится максимальным. Как эволюционировало восприятие еды и что общего у него с порнографией, рассказывает shmandercheizer.
Об отличительных признаках фуд-порно:
В 90-е - начале 2000-х годов многие заговорили о тенденции гиперреализма в массовой культуре. Изображение материи и плоти такими, какими их вряд ли увидишь в реальности, стало модным в рекламе, фотографии, кино. Гиперреализм по мнению Бодрийара (он ввел этот термин еще в начале 80х) проник не только в визуальную сферу, но стал общей чертой всей культуры постмодерна. Современную порнографию и квадрофонию он также отнес к феноменам гиперреального. Однако едва ли не наибольший размах эта манера получила в фотографии - и даже не порнографической, а в фотографии еды в глянцевых журналах, а затем и в интернете. Это явление получило название фуд-порно.

Прежде всего, что это такое?
Термин food-porn в 1979 году использовал один активист в борьбе за правильное питание (основал «Центр за науку в интересах общества»), который таким образом обозначил то, что не заслуживает называться едой. Его центр в основном занимался исследованиями питательности и полезности продуктов, поэтому под фуд-порно он видимо имел в виду нездоровую пищу. Однако, как замечает автор одной из заметок о фуд-порно, намного ближе по смыслу к современному пониманию и раньше по времени был термин gastro-porn журналиста Александра Кокбёрна. В 1977 году в своей статье тот написал, что невозможно не заметить параллели между руководствами по сексуальным техникам и книгами с кулинарными рецептами - в обоих случаях максимальный акцент сделан на получении удовольствия. Возможно автор вышеуказанной заметки прав, считая, что термин от первого в итоге обрел смысл от второго.

Как бы то ни было сегодня под фуд-порно понимается прежде всего фото и видео, в котором сделан сильный упор (в том числе в визуальной подаче) на процесс приготовления пищи и демонстрацию готовых блюд. Причем, отличить фуд-порно от любого другого изображения кулинарии удастся лишь по нюансам и формальным признакам. Коротко и иронично эти признаки сформулировал в своем тексте об этом феномене Василий Корецкий. Вот эти признаки:

1. Натюрморты в книге или журнале занимают больше места, чем, собственно, рецепты;
2. Изображенные на фотографиях продукты обладают очевидной антропоморфностью: поросята имеют загар, жареная курица так и норовит понежиться на листьях салата, клубничка бежит купаться в кристально чистой воде и так далее;
3. Избыточный дизайн блюд, не являющихся кондитерскими изделиями;
4. Присутствие в кадре в меру упитанной женщины, получающей оральное удовольствие от дегустации (неважно чего) или смеющейся над салатом;
5. Злоупотребление уменьшительно-ласкательными суффиксами в названиях блюд или рецептов;
6. Злоупотребление прилагательными и образами в тексте рецепта;
7. Использование в рецепте заведомо труднодоступных ингредиентов;
8. Худоба автора книги или ведущего гастротелепередачи.

К этому списку стоит добавить лишь еще один признак (пожалуй, самый главный) - это маниакальный интерес к сокращению дистанции между зрителем и объектом, достигаемый крупными планами, фокусами на тактильных деталях, тактильными метафорами и откровенными намеками на не-диетичность блюд.

В последнее десятилетие фотографии в стиле фуд-порно стали массовым явлением. При этом в визуально препарированной плоти, выглядящей ярче, четче и реальней, чем любая реальная вещь - есть нечто сюрреальное, словно это фотоснимок фантазии. Что-то завораживающее и тревожное промелькивает в этих бесчисленных снимках с хештегами #food_porn и #foodgasm. Как и любая другая вещь, касающаяся наших фантазий и желаний, фуд-порно позволяет почувствовать всю двусмысленность тех объектов, то мы вожделеем - возможно они никогда не были ценны сами по себе, а важен лишь эффект от искажения поверхности, самого взгляда на них?

При этом в фуд-порно можно увидеть не только новое веяние, но и традицию. Например, если рассмотреть его как историю конструирования актуальной формы натюрморта и нового зрителя. Увы, многие не замечают явную иронию в воскрешении натюрморта в наши дни. Натюрморт вырос из жанра Vanitas, возникшего в позднем средневековье и ставшего актуальным в раннем барокко - этот жанр изначально был ориентирован на воспроизводство символов и аллегорий, напоминающих о бренности жизни и мимолетности любых достижений и удовольствий. Впоследствии натюрморт, как мне кажется, станет не столько экраном для смыслов, сколько демонстрацией художественной техники (изобилие форм, оттенков, фактур), но некоторый намек на недолговечность материального в нем остается. Возврат к натюрморту и в последующие столетия всегда будет тесно связан с изменениями техники (например, обращение к нему в импрессионизме, кубизме и т. д.). Забавно, что именно современный любитель «заморачиваться» на счет еды ничего не желает знать о бренности бытия.


Изображение: Nadja Tatar, 2012 год

Читать далее в блоге автора

О параллелях с порнографией:
С одной стороны, современную порнографию и фуд-порно объединяет стремление продемонстрировать не реальные объекты\тела, а то, как их представляет рамка фантазма. Мечта конструирует объекты желания противоречивым образом: одновременно как нереальные и доступные. Ничего общего с простой фотографией это не имеет. Уже с появлением фотографии порнографы столкнулись с проблемой, что простое изображение обнаженных тел не всегда выглядит возбуждающе. Именно поэтому фуд-порно заимствовало некоторые приемы съемки у порнографии - последняя все-таки обладает большим опытом в создании иллюзий.

Сюда следует добавить и функциональное сходство этих феноменов. Если попробовать точно определить место фуд-порно в сознании потребителя, то в целом оно займет место аналогичное повседневному использованию порнографии - это либо активное фантазирование (как с мастурбацией, так и без), либо напротив ритуал расслабления (снять нагрузку с головы, отвлечься). Первое - бытует не только при просмотре порнофильмов, но и без всякой меры используется в рекламе для привлечения внимания, второе - вырабатывается как род защиты против этого. Фуд-порно используется точно так же. Это сфера фантазий, которую искусственно раздражают глянцевые журналы и люди, питающиеся полуфабрикатами, но мечтающие о большем. Или в более редких случаях - это чистой воды эстетика, наслаждение цветом и формой на картинках, которое в очень малой степени провоцирует слюну.

С другой стороны, многие критикуют этот термин как неадекватный.
Во-первых, потому что «фуд-порно» - это рекламный термин, привлекающий внимание скандальностью, которой по сути нет. Ничего запретного в фотографировании еды нет, а если кого и шокируют сочные сладкие или жаренные продукты, то только зашизованнх адептов здорового питания (их все больше становится, но не настолько, чтобы провести аналогию с теми, кого эпатирует порнография).

Во-вторых, критики сетуют на разницу в задачах. Порнография, по их мнению (о святая простота!), рассчитана целиком на возбуждение, в то время как задачи фуд-порно более разнообразны. Среди таковых навскидку можно выделить следующие: формирование спроса, привлечение внимания, подтверждение статуса, эстетизация.

Этот критический довод весьма спорен. Имхо подлинная задача порнографии - это поддерживать иллюзию, что наслаждение существует в сексе. И это весьма схоже с тем, как я понимаю фуд-порно. И совсем неудивительно, что создавать поддержку для размещения наслаждения в еде в западном обществе начали в эру фаст-фуда, полуфабрикатов и консерв. Здесь следует еще раз отметить, что в наше время происходит изменение самого восприятия порно. Как заметил Жижек, возможно современный типичный зритель порнографии - это уже не тот, кто возбуждается и онанирует параллельно просмотру, а тот, кто интерпассивно наслаждается сексом на экране (т. е. другие получают наслаждение за меня, освобождая меня от такой необходимости, что позволяет избегать требования и разгрузить голову без прямой физиологической разрядки).

Резюмирую: при всей схожести порно и фуд-порно, в последнем, как это ни парадоксально, более явно звучит тема желания (а не только удовольствия). Порнографы «понимают» желание более утрировано, чем те, кто увлекается фуд-порно. Как ни странно, но в фуд-порно я вижу не только вуаеристское удовольствие, но и прибавочное наслаждение от рождения и испытывания самого желания. Последнее ощутимо при умеренных формах увлечения фуд-порно, при выраженном фанатизме - совсем иная история (об этом в конце).

Читать далее в блоге автора

Метаморфозы фотографирования и обсессий:

Изображение: eyecmore, 2015 год

Как же совершилось визуальное превращение еды в объект желания?

То, что произошло в фотографии блюд в 60-е, я бы описал как переход от декора к дизайну (коротко я об этом писал тут, где-то писал и подробно, но Хз где). Собственно, тот же переход происходил в архитектуре, живописи, интерьерах в довоенный и послевоенный периоды, где-то раньше, где-то позже. По сути последний значительный стиль, который в большей степени декоративен - это ар нуво, и начиная с 50-х (в оп-арте и поп-арте) мы ничего подобного уже не видим. В фотографии еды до «Великолепных обедов» основная ставка была сделана на дополнительные украшения - салфетки, свечи, цветы, тарелки; это было актуально и для фотографий в журналах, и для обычных фото. Сама же пища снималась при обычном освещении, общим планом, так как она бы лежала на обеденном или кухонном столе.

Джон Доминис (известный фотограф, работавший в LIFE) полностью изменил свой подход: он посчитал, что если сама еда не возбуждает желания (и смотреть, и попробовать), то никакие дополнительные атрибуты не помогут. Отец Доминиса был шеф-поваром, да и сам фотограф любил готовить, поэтому он быстро нашел возбуждающую манеру съемки. Ставка была сделана на крупные планы, неожиданные ракурсы, комбинированные съемки и искусственные эффекты (так, например, в его фотографиях табачный дым имитировал ароматный пар от мясных блюд). В последствии фотографы, работающие в рекламе, изобретут десятки приемов, позволяющие подать продукты в наилучшем свете.

Стремление использовать фактуру продуктов или особую нарезку/подачу для эстетизации блюд тоже вписывается в идею дизайна. Сегодня дизайнерский подход продолжает доминировать, хотя иногда используется и декор (вот хороший пример совмещения дизайна и декора в фотографии еды). Принцип дизайна предполагает свободу от субстанциональных качеств предметов (и самого субъекта), поэтому больше, чем декор подходит для создания иллюзии - желанного, вкусного, изысканного.

Пытаясь найти некую результирующую в фуд-порно, обычно говорят либо о сублимации (еда вместо секса), либо о вуаеризме (еда как секс). Прежде и я придерживался схожего мнения, но теперь нет. Действительно, порнографичность современной культуры во многом выражается в подспудной фетишизации всего, в превращении вещей, тел, аффектов и их репрезентаций в товар. Проблема с таким объяснением в том, что все мы, находясь в контексте современной культуры, немного фетишисты, так почему некоторые - более явно? Те, кто не сбежал от цивилизации в тайгу, по большей части одинаково подсажены на замену реальности знаками. Люди больше смотрят кулинарные книги и шоу, чем готовят. Люди чаще созерцают эротические сцены и секс, чем бывают открыты такому опыту. В этом смысле те, кто слишком серьезно относится к изображению еды - выглядят несколько скандально на фоне остальных. На мой взгляд, фуд-порно - это не просто еще одно явление современности, это симптом. Т. е. самое интересное не в том, что это что-то современное или массовое, а в том, что это распространенный симптом (вроде анорексии, которая тоже получила широкое распространение относительно недавно), который таковым не считают. Любитель фуд-порно мне представляется вовсе не классическим невротиком, не первертом, и не психотиком, здесь речь идет скорее о «пограничном неврозе». Термин «пограничный невроз» все чаще возникает в клинике неврозов, поскольку новые реалии сталкивают психотерапевтов с чем-то непохожим на классическую структуру истерического и обсессивного неврозов.

Читать далее в блоге автора

Некоторые выводы:
Еда - амбивалентный феномен, она может нести как удовольствие (и орально-вкусовое, и визуальное), общение, успокоение или чувство бодрости, так и напротив - боли, тяжесть, усталость и бессилие, изоляцию или неодобрение от других. Негативные ощущения не только повышают уровень тревоги, но и актуализируют вопросы идентичности (кто я?). Не в силах принять и адекватно символизировать эту амбивалентность, такой субъект попросту придумывает две «еды» - одна «хорошая» (она желанна уже потому, что представляется своего рода беспроблемным партнером), другая «плохая» (маркер того, что в ней плохо - возникает либо биографически, либо заимствуется из дискурса).

Поэтому фуд-порно - не просто реализация иллюзии что наслаждение сохраняется в еде, но для некоторых его фанатов и способ убежать от необходимости интегрировать негативные феномены (касающиеся пищи). Последнее сложно не заметить: хотя фуд-порно и возникло на почве проблемных дискурсов о еде, в этом мирке нет ни единого намека на проблемы и последствия. Это слайд из вселенной, в которой неизвестны гастрит, ожирение, стесненность во времени и средствах, недоступность качественной пищи/воды, даже банальное отсутствие аппетита. В реальном же мире, еда - всегда компромисс. И возможно, это учит нас очень многому. В то же время в крайних ситуациях порно и фуд-порно остаются лазейкой к поддержанию наших фантазий, которые тоже необходимы. В конечном счете именно фантазии разжигают аппетит к жизни.

Приятного аппетита.

Читать далее в блоге автора

s_культура, culture, main, красота, еда, lifestyle, культура, s_еда, фотография, привычка

Previous post Next post
Up