Лучшие фильмы французского криминального кино

Nov 02, 2015 16:00


Несмотря на свой блеск, статус и богатую историю, Париж остаётся очень криминогенным городом - и даже
борется за звание криминальной столицы Франции с Марселем. На воровском арго Париж именуют Панамой
Изображение: Falcon® Photography, 2015 год
Наверное, таково французское мифотворчество: человек, преступивший закон, здесь не совсем преступник, - скорее, культурный герой. Власть разоблачает правонарушителя, а он открывает глаза на её скелеты в шкафу. И нигде в мире больше такого нет. alex-delarg делится субъективным топом своих любимых «поляров». Наверняка у каждого киномана есть самый любимый жанр, представителей которого он может смотреть без разбора. У меня любимых таких жанров три - гангстерская сага, спагетти-вестерн и французские поляры. Поляром называют французское криминальное кино, смесь нуара и криминальной драмы. В общем-то термин довольно размытый, возможно какие-то фильмы из нижеследующих и не являются чистым поляром. Итак, составил топ 15 любимых представителей жанра:

1. Стукач / Le doulos (1962)
С этим фильмом у меня сложно складывались отношения. Дело в том, что я впервые смотрел его еще до киноманского увлечения, и на протяжении просмотра меня не покидала мысль «Господи, что ж за фигню я смотрю???!!». Однако позже мне на глаза попалось интервью Квентина Тарантино, где он взахлеб рассказывал о шедевральности этой картины. Пересмотрел - влюбился в него.
Жана-Пьера Мельвиля я совершенно искренне полагаю лучшим французским режиссером. И «Стукач» бесспорно шедевр. Мельвиль позаимствовал идею героя меж двух огней из книг Дэшилла Хэммета (это вообще популярная идея, достаточно вспомнить «Телохранитель» Куросавы, «За пригоршню долларов» Леоне, «Перекресток Миллера» братьев Коэн и др.). Он перенес стилистику американского нуара на французскую почву - крутые парни (обязательно в шляпах), циничный главный герой балансирующий между двух огней (в своих интересах использует и полицию и гангстеров), черно-белая графика, виды злых улиц. «Стукач» - потрясающе красивый фильм, каждый кадр хоть в рамочку (что редко бывает в криминальном кино).
Кстати, помните вступление к «Криминальному чтиву», где дается три определения к слову pulp? В эпиграфе к «Стукачу» дается три определения к слову Le doulos - интересный момент, не так ли?

2. Самурай / Le samouraï (1967)
Еще один поляр от Жана-Пьера Мельвиля. Это без сомнения один из самых значительных фильмов в истории кино. История о хладнокровном наемном убийце будет еще не раз обыгрываться в кино. Поклоны к «Самураю» можно встретить во «Французском связном» Фридкина, «Киллере» Джона Ву, «Леоне» Люка Бессона, «Пес-призраке: Путь самурая» Джармуша и других. Ален Делон здесь создал один из самых моих любимых мужских образов в кино, в других фильмах постоянно эксплуатировал образ Джеффа Костелло. В общем брутальное, серьезное кино про и для настоящих мужиков

3. Сицилийский клан / Le clan des Siciliens (1969)
Крутой поляр, о преступной сицилийской семье, затеявшей крупную аферу. Динамичное, драйвовое, мужское кино. Актерский состав потрясающий - Жан Габен, Ален Делон, Лино Вентуро - звезды французского кино. Снято все очень здорово. Сцена угона самолета - грандиозная. Сцену с посадкой на шоссе спародировал Эльдар Рязанов в «Невероятных приключениях итальянцев в России» и Владимир Меньшов в «Ширли-мырли».
Кто не видел - очень рекомендую ознакомиться

4. Легавый / Un condé (1970)
Этот поляр Ива Буассе смело можно причислить к забытым шедеврам. О фильме «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом вышедшем на пару лет позже знают все. Но в «Легавом» тема полицейского, который восстанавливает справедливость незаконными способами поднята-таки пораньше. Шикарен главный актер Мишель Буке (его многие знают по фильму «Игрушка» с Пьером Ришаром). Отлично показано, как защитники закона могут быть гораздо хуже его нарушителей.

5. Красный круг / Le cercle rouge (1970)
Великий фильм Жана-Пьера Мельвиля. Концептульно он схож с другим шедевром «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне (вообще эти два режиссера довольно близки, хоть и работали в разных жанрах). Три случайно пересекшихся бандита замысливают операцию, которая должна их обогатить. Здесь вообще трудно найти хоть один недостаток. Отличный сценарий, потрясающая постановка (особенно сцена ограбления), несмотря на молчаливый и неспешный темп смотрится все так, что боишься хоть кадр упустить. И, конечно, отличный актерский состав - Ален Делон, Джан Мария Волонте. Ив Монтан и - внезапно в очень серьезной драматичной роли - комик Бурвиль (играл с Луи де Фюнесом в «Разине» и «Большой прогулке»).
Результат - картина, которую я могу пересмотривать до бесконечности, наслаждаясь каждым кадром. Шедевр не просто в своем жанре, а вообще.

6. Двое в городе / Deux hommes dans la ville (1973)
Удивительным образом, этот фильм перекликается с советским шедевром «Калина красная» Василия Шукшина - та же тема преступник, который перевоспитался. пытается вернуться к нормальной жизни. Однако прошлое его не отпустит. Только если у Шукшина главного
героя достали бывшие друзья, то здесь инфернальное зло олицетворяет полицейский комиссар.
Режиссер и сценарист Хосе Джованни - сам бывший гангстер, который в молодости сидел в тюрьме (где и начал писать сценарии и книги) - был довольно уважаемым человеком. За честь поработать с ним считали самые звездные актеры 1960-70-х. Вот и здесь - Жан Габен, Ален Делон (отличная роль, он прям раскрывается как хороший драматический актер), Мишель Буке, и в эпизодах юный, никому не известный Жерар Депардье. Джованни знал о чем снимал, поэтому и картина получилась очень сильной

7. Прощай, полицейский / Adieu, poulet (1975)
Еще один мой любимый фильм. Вроде обычный поляр о честных полицейских, но получилось здорово. Отличный дуэт Лино Вентуры и Патрика Деваэра. Смотрится легко и здорово. Финальная сцена - просто кайф.


Кадр из фильма Пьера Гранье-Дефера «Прощай, полицейский», 1975 год

8. Полицейский пистолет «Питон-357» / Police Python 357 (1976)
Это просто кайф, мощнейший полицейский триллер. Очень лихо закручена интрига. Полицейский (которого играет Ив Монтан) влюбляется в проститутку, которая сожительствует с его начальником. После одной из ссор, он напивается до беспамятства, а наутро девушку находят убитой. Этому полицейскому поручают расследовать ее убийство. Он, уверенный, что сам убил должен найти убийцу (то бишь самого себя), при этом хочет уйти от наказания.
В общем сюжет абсолютно нетривиальный, предсказать как развернутся события в следующую минуту невозможно. Сценарий самое сильное звено фильма, вкупе с мощной постановкой и гениальной игрой Ива Монтана превращают картину в практически идеальный триллер. Если вы любите кино, которое дает пищу мозгам на протяжении посмотра - смотреть обязательно. Шедевр.

9. Угроза / La menace (1977)
Своего рода дилогия с фильмом «Полицейский пистолет «Питон-357». Тот же режиссер - Ален Корно, тот же Ив Монтан в главной роли, тот же жанр криминального триллера. И снова - шедевр. Казалось бы предыдущий фильм задает такую планку, что превзойти - нереально. Однако ж Корно это удалось. И снова - сценарий самое сильное звено.
Главный герой немолодой бизнесмен. У него две любовницы - стареющая-нелюбимая и молодая красотка. Он хочет уйти к молодой. Тогда старая любовница совершает самоубийство, так чтоб выглядело как убийство и все улики указали на молодую любовницу. Полиция арестовывает девушку, ее возлюбленный от нее прилюдно отрекается и дает показания против нее, и начинает вести свою игру, цели кторой будут непонятны до самого финала.

Мощнейшее кино. Предсказать как развернуться события и чем все закончится - невозможно. Финал предельно жесткий. Ив Монтан просто божественно играет загадочного героя, до самой развязки непонятно что за игру он ведет. По сути идеальный триллер, который я настоятельно всем рекомендую. Отличное кино

10. Женщина-полицейский / La femme flic (1979)
В общем-то обычный поляр, просто в главной роли - женщина, актриса Миу Миу (известна по фильмам Бертрана Блие «Вальсирующие», «Вечернее платье»). Это и накладывает свою специфику, делает более драматичной что-ли. В общем, ничего особенного, просто хороший фильм.

11. Откройте, полиция / Les ripoux (1984)
Светлый образ полицейского так часто героизировался во французском кино, что неизбежно должен был быть нанесен ответный удар. И он был нанесен. Комедиограф Клод Зиди снял фильм о продажных полицейский. Молодой идеалист поступает на службу в полиции, а старый пройдоха-напарник сбивает его с пути истинного, да так, что тот становится еще хуже учителя. Довольно забавная комедия, своего рода анти - «Прощай, полицейский». Главные герои, хоть и продажные полицейские, но очень уж симпатичные. Смотрится весело. Было снято еще два продолжения. Вторая часть редкое убожество, а третью я не смотрел.

12. Полиция / Police (1985)
Опять же, довольно обычный поляр, но меня зацепил. Прекрасно показаны будни полицейских, которые здесь показаны скорее с человеческой, а не с профессиональной стороны. Живые, далеко не идеальные люди, которые занимаются не совсем обычной работой. Ну и Депардье в главной роли очень хорош.

13. Кузен / Le cousin (1997)
После долгого перерыва Ален Корно вернулся к жанру поляр. И снова снял не совсем обычный фильм. На первый план вышел полицейский стукач. Если обычно в кино принято стукачей изображать либо мерзкими крысами, либо загнанными в угол жертвами, то здесь стукч - просто крутой злодей. Это не полицейские его используют, а он ими вертит в своих интересах. Не скажу, что шедевр, но все-таки приличный фильм, к тому ж интересный с точки зрения слома стереотипа

14. Набережная Орфевр, 36 / 36 Quai des Orfèvres (2004)
Бывший полицейский оперативник Оливье Маршаль снял шедевральную полицейскую драму. Традиции поляров типа Мельвиля удачно сочетаются с заимствованием из более современных фильмов, типа «Схватки» Майкла Манна. Мощный дуэт Отой - Депардье, впрочем этот фильм наверняка и так все видели, можно подробно и не расписывать.


Кадр из фильма Оливье Маршаля «Набережная Орфевр, 36», 2004 год

15. Однажды в Марселе / MR 73 (2008)
Еще один шедевр от Оливье Маршаля. Получился мощный нео-нуар. Атмосфера хоть ножом режь, отличный сценарий, бенефис Даниэля Отоя. Для меня это лучший триллер 2000-х, по уровню ничем не уступающий классике вроде «Молчания ягнят» или «Семи». Плюс очевидно, что полицейская практика не прошла даром для Маршаля, чувствуется его знание того, о чем он снимает. Шедевр.

culture, видеообзор, искусство, main, полиция, s_искусство, кино, преступления, s_кино

Previous post Next post
Up