Первая советская рок-группа «Сокол» сочинила первую рок-песню на русском языке в 1965-м году.
Одним из первых шагов перестройки стало признание альтернативной музыки. 23 октября 1985 года в Москве открылась легендарная рок-лаборатория, помогавшая начинающим музыкантам с записями и концертами. «Журнал ЖЖ» собрал воспоминания блогеров о «золотых годах» русского рока
Московская рок-лаборатория - общественная организация, созданная «по инициативе сверху», постановлением тогдашнего первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина, с целью контроля за концертной деятельностью московских рок-групп. Лаборатория проработала более шести лет, помогая таким коллективам, как «Чёрный обелиск», «Ария», «Бахыт-Компот», «Браво», «Бригада С», «Ва-банкъ», «Вежливый отказ», «Звуки Му», «Коррозия металла», «Крематорий», «Манго-Манго», «Монгол Шуудан», «Ногу свело!», «Э. С. Т.» и многим другим. Музыканты, журналисты и блогеры, соприкасавшиеся в те годы с Московской рок-лабораторией, вспоминают золотое время советского рока.
Музыкант soz-data-ccount о том, что участие в работе МРЛ могло заинтересовать «лишь начинающие группы»:
Я не был членом Рок-Лаборатории. Группа ДК была запрещена в 1984 году и по существу распалась. Тем не менее, я общался с руководством МРЛ в частном порядке, поскольку студия «Колокол», существовавшая тогда при ЕНМЦ, тиражировала мои записи. Мне ничего не платили, впрочем.
Членство в МРЛ могло заинтересовать лишь начинающие группы. Состоявшихся музыкантов она вряд ли могла чем привлечь. Любая группа - это предприятие. Какой бы она не была «андеграундной», инструменты и электроника стоят немалых денег, а устав рок-лаборатории запрещал коммерческую деятельность...
- Расскажите про сам процесс провождения концертов в МРЛ? Нужно ли было согласовывать стиль выступления/тексты песен? Если да, то как, и с кем, и в каком формате? Остались ли документы (литовки) подтверждающие этот процесс?
Да, литовки были обязательными. А потом ввели «тарификацию», которую кроме как издевательской не назовёшь. Тем не менее, литовали практически всё, никто особо не придирался, но ритуал был, повторяю, обязательным. Вполне возможно, у кого-то что-то осталось, но эти амулеты вряд ли кто считал ценными.
- Были ли Вы когда-либо физическим свидетелем курирования МЛР сотрудниками КГБ? Как это выглядело? Приходили ли они на концерты? Нужно ли было писать отчеты и т.д?
Кураторами рок-клубов были территориальные управления КГБ. В частности, Московская рок-лаборатория курировалась по линии УКГБ по Москве и Московской Области. Я это точно знаю, поскольку сам имел контакты с 13 Отделом 5-го Управления КГБ, но на «федеральном» уровне. Никто из этого факта секрета не делал и многие музыканты, особенно с опытом «предолимпиадной чистки» были довольны, поскольку «органы» по сути «крышевали» тему...
Читать далее в блоге автора
Журналист marochkin о том, как создавалась первая советская газета о рок-музыке:
26 декабря 1988 года вышел в свет первый номер «СДВИГ-афиши» - газеты Московской рок-лаборатории. Это была первая в стране рок-газета, изданная типографским способом тиражом в 10 тысяч экземпляров...
Где-то я прослышал, что рок-лаборатория никак не может наладить выпуск своего журнала... Вот я и решился прийти в лабораторию и предложить свою помощь. Имея за плечами не только факультет журналистики МГУ, но и опыт газетной работы, в своих возможностях я не сомневался. Тем более, я был лично и довольно давно знаком с Ольгой Опрятной, сменившей тогда на нелегком посту первого директора рок-лаборатории Булата Мусурманкулова...
Заветная папочка наполнилась новыми текстами довольно быстро. И все было готово, но не хватало одной малости: не было названия журнала! Да, это самое трудное: придумать имя новому изданию! Дважды по этому поводу собирался худсовет рок-лаборатории, но никто ничего придумать не смог. У меня сохранился список, содержащий около полусотни названий, но все они либо банальны, либо неоправданно экстравагантны, и только правды жизни в них не просматривалось. Но одним весенним утром Ольга Опрятная пришла на работу и с порога заявила: «Я знаю, как будет называться журнал - СДВИГ: Свидетельство Длительной Выдержки И Героизма».
Рок-лаборатория не могла и не хотела выпускать журнал андеграундного типа, и поэтому его отдали читать в Московский горком комсомола. Больше месяца он гулял по чьим-то кабинетам, и каждый день в лабораторию звонили десятки людей и спрашивали: ну как там журнал? что слышно? «Пока все тихо», - отвечала Опрятная...
В марте 1987 года нас наконец пригласили к секретарю по идеологии МГК ВЛКСМ Виктору Васильевичу Баженову. Он объявил, что горком согласен поддержать выпуск нового журнала, но с одним условием: статью Липницкого надо снять... «Объясните, что вас не устраивает?» - уперлись мы. К всеобщему удивлению, первый пласт вопросов удалось снять достаточно легко: комсомольцев раздражали слэнг и то, что Ленинград в статье именовался «Питером».
Читать далее в блоге автора
bigbeet67 о том, как рок-лаборатория «всячески помогала»
Вот ещё одна вещь, которая мне дорога. Не потому, что она автобиографична, а потому, что называется «Папа-рок»; - это прозвище мне дали в 1987 году в Московской рок-лаборатории как самому старому её участнику, а я написал песню-спасибо за такое нетривиальное признание моего 20-летнего к тому времени стажа на рок-сцене.
Весёлое было время: наконец-то, благодаря Рок-лаборатории, мы пели, что хотели, играли везде, куда нас приглашали, а некоторые даже получили статус профессионалов с соответствующей ставкой за отделение; у меня, помнится, была 11 руб. 50 коп. Никаких денег со своих гастролей мы РЛ не отчисляли, и на что они жили, я даже не знаю. Наоборот, нам всячески помогали: кому-то магнитофонами для записи, кому-то базами для репетиций, кому-то гастролями за границей. Мало того, наши трудовые книжки лежали там, и нам начислялся стаж как всякому гражданину СССР. В их офис всегда можно было приехать и потусоваться, узнать новости, встретить коллег, просто отдохнуть душевно. Меня, как ветерана, иногда звали послушать-оценить молодые группы: «Ногу свело», «ЭСТ», «Клиника» - то, что я запомнил. Выходила газета «СДВИГ», и мы гордились, что в первом номере на развороте была именно наша фотография. Но главным событием были, конечно, ежегодные фестивали: это было настолько интересно и захватывающе - и в то же время ответственно: уже тогда «Горбушка» стала намоленным местом, и хорошо выступить там было делом чести.
Я всегда буду с признательностью и уважением относится к таким людям, как Ольга Опрятная, Саша Агеев, Володя Марочкин, уже хотя бы потому, что сейчас их преданность делу, бескорыстность и отчаянность не с чем сравнивать. Особенно если знать, что сегодня некоторые исполнители отстёгивают своим «продюсерам» 90% гонорара.
Читать далее в блоге автора
tyomson об осмыслении самой музыки московскими рокерами 80-х
Вот тут недавно снова разгребал и выудил любопытный журнальчик московской рок-лаборатории за 1990 год. Возможно, кто-то из вас помнит такой журнал, точнее альманах. В нем среди прочего были интервью с Петром Мамоновым, Миком Джегером, статья о Роллинг Стоунз, а также рассказ писателя Оззи Осборна. Под катом - пара отсканированных страниц - просто для представляения и несколько мыслей на которые меня навели материалы этого журнала.
В интервью с Петром Мамоновым меня поразило вот такое высказывание (заметьте - это 1990 год!)
П.М.: «Понимаете, это не новая мысль, об этом уже говорил Брайан Ино. Сегодня музыка давно уже занимает другое место - это фон будничной жизни. Скажем, если раньше я шел с пластинкой „Пинк Флойд“ или „Битлз“ как с куском золота и слушал ее всю не отрываясь и не один раз, то сейчас под музыку я делаю какие-то свои дела. Изменился сам подход к ней, теперь она служит для создания определенного настроения в вашем доме или концертном зале... Вот, например, Брайан делал музыку для аэропортов - люди ждут...»
21 год прошел. Это тогда уже была не новая мысль! Я вот думаю - если уже тогда дела обстояли таким образом, то сейчас эта тенденция увеличилась в тысячи раз: музыка для большинства людей не больше чем фон.
Читать далее в блоге автора
z3000 о значительно большей роли рок-музыки в конце 80-х
Наткнулся на запись программы «Музыкальный Ринг - Московская рок-лаборатория против ленинградского рок-клуба», я ее видел тогда еще по телику, но не помню какой год, 87 или 89. Участвуют группы «Вежливый отказ», «Джунгли», «Игры», «Центр», «Звуки Му» и «Авиа». Начал смотреть, не смог оторваться, пока не досмотрел до конца. Многие вещи сейчас по-другому воспринимаешь, поражает, например, зашоренность совковой публики и интеллектуальность музыкантов.
Читать далее в блоге автора
Журналист Зафар Хашимов, погибший в 2012 году,
в блоге от 2004 года:
Приличных команд в Лаборатории было только четыре - «Центр», «Звуки Му», «Бригада С» и «Вежливый отказ», все остальное - какая-то мутная московская шушера, расплодившаяся на волне рок-моды. Вова Марочкин снимал для «Зомби» фотокомиксы, а мы, как ребята фактурные, все такие в костюмах, плащах и темных очках, участвовали в съемках в качестве моделей. Так в «Убийстве Бориса Гребенщикова» мы с Гревцевым стреляли в Борис Борисыча, а в «Мандариновом рае» Сукачев убивал уже нас из какого-то мерзкого игрушечного автомата. Ужас, всюду крофф.
На концерты разного рода ездили регулярно и большими компаниями. Мы, то есть «зеленоградцы», считались «правильной» публикой и на многие мероприятия нас даже зазывали. Кстати платить за билеты тогда не считалось «западло» - стоили они очень разумно и мы понимали, что прибыль организаторов в большинстве случаев минимальна - это еще не стало бизнесом. В итоге у нас сложилось достаточно полное представление о том что творится на рок-сцене, по крайней мере, Москвы и Ленинграда.
Рок-музыкант
Евгений Хавтан:
- Мы оттуда смылись сразу. Я как только туда пришел - сразу понял, что рок-лаборатория - не моя тема. Группы приятные, а что дальше? Это то же самое, что Ленинградский рок-клуб, который неминуемо распался. Мы побыли там чуть-чуть и пошли дальше работать. Профессионально. Для рок-лаборатории мы были попсой. Считалось, что для рок-музыки мы слишком попсовые, а для поп-музыки - слишком рок. В России никогда не было настоящей поп-музыки, в моем представлении поп - это New Order, The Smiths и Belle &Sebastian. Мы ближе к ним. А в рок-лаборатории мы были чужими. Все эти самиздатовские рок-журналы - «Ухо», «Урлайт», как только мы ушли, сразу нас стали поливать грязью. А группы там были отличные.