«Обычное количество клавиш на тимбиле - 18. Минимальное для адекватного инструмента
(если только это не бас-тимбила, где клавиши уж слишком широкие) - 14. Максимальное,
которое я смог насчитать - 22». Изображение:
antoshananarivo
«Что русскому - балалайка, казаху - домбра, а финну - кантеле, то жителю Мозамбика - тимбила, наиболее известный и уважаемый здесь традиционный музыкальный инструмент».
antoshananarivo об огромном ксилофоне, самом музыкальном фрукте и традициях африканского звукоизвлечения.
Тимбила - это, если говорить по-умному, инструмент класса ксилофонов (от греч. ξύλον - дерево, φωνή - звук), а по простому - набор дощечек, по которыми стучат палочками. Многие, вероятно, помнят подобный инструмент из детсадовского детства - металлофон - только он значительно меньше и проще тимбилы по конструкции, и вместо дошечек там металлические пластинки, но идея та же.
Металлофонон сходство с известными нам музыкальными инструментами отнюдь не ограничивается - cамо слово «тимбила» (timbila) вызывает в памяти известные в Восточной Европе цымбалы (например,
гуцульские): тимбила - цимбила - цимбала - цимбалы. Удивительно, но они и по сути своей похожи, с той лишь разницей, что в цимбалах вместо клавиш-дощечек - струны, которые установлены не поперёк, а вдоль корпуса, но способ игры ровно тот же - молоточками стучать.
Не менее интересно, что «тимбила», как и «цимбалы» - это множественное число. А единственным числом от «тимбила» будет «мбила», потому что в бантоидных языках слова изменяются не с конца, а с начала. Язык же, из которого пришло это слово, называется «шопи» (chopi), и народ шопи как раз и знаменит в Мозамбике и за его пределами своей тимбило-музыкой. Шопи живут через одну область к северу от Мапуту - после
Шаи-Шаи - в провинции Иньямбане (Inhambane), докуда я, к сожалению, не доехал, но нужные тимбило-люди нашлись и в Мапуту - столица всё-таки.
Вообще, по всей Африке ксилофоны в традиционной культуре широко распространены, но в разных странах и у разных народов они, вполне ожидаемо, имеют свои особенности. Помимо же Африки подобные инструменты из дощечек-клавишей издревле известны в Юго-Восточной Азии. И учитывая, что жители недалёкого от Мозамбика Мадагаскара приплыли как раз с индонезийских островов и достоверно привезли с собой некоторые музыкальные инструменты (а именно, вали), логично предположить, что и тимбилу они привезли тоже. Но эта теория разбивается о тот факт, что как раз на Мадагаскаре ксилофонов-то и нет. Что, впрочем, совершенно не умаляет его культурно-музыкального богатства, но уже другими инструментами.
Во всей остальной Африке ксилофон - это, как правило, сольный инструмент. Более того, даже встречаются «ансамбли наоборот» - когда на одном огромном ксилофоне одновременно играют несколько человек (
как в Уганде). Вообще, сольная игра на инструментах для народной музыки более-менее характерна во всём мире, поскольку в деревенских условиях составить инструментальный ансамбль значительно сложнее, чем, например, собрать хор, ну, если только деревня не цыганская или музыканты хотя бы не полупрофессиональные. Ведь пели раньше все, а играть умел далеко не каждый. Это потом уже Андреев создал академический русский оркестр, для которого были сконструированы разные типы балалаек: прима, альт, тенор, бас. А в народной культуре балалайка была одна, без разделения на категории. А вот тимбила как раз тем и уникальна, что европейцы, впервые попав к шопи, уже обнаружили у них целые тимбило-ансамбли, состоявшие из инструментов разных размеров и тональностей. Сейчас, правда, и тимбила звучит в основном сольно, а ансамблем - редко, особенно в Мапуту, но это уже из-за глобализации и общего упадка традиционной культуры.
Устроена тимбила так. Имеется длинная деревянная рама, к которой крепятся поперечные перекладины, через них протягиваются вдоль две длинные верёвки, к которым уже и крепятся дощечки-клавиши. Идея тут в том, чтобы клавиши висели близко к раме, но могли упруго колебаться на верёвках, не задевая раму, и таким образом издавать звук. Впрочем, эта часть конструкции достаточно очевидна. А вот дальше начинается интересное и не очевидное, чего на нашем детсадовском металлофоне и близко не было.
Дело в том, что клавиши имеют собственные резонаторы-усилители звука: под каждой из них в раме проделано отверстие, ведущее в отдельный резонатор, прикреплённый под рамой - полый плод дерева, называемого массала. Это съёдобный плод и растёт он, кажется, только в Мозамбике и некоторых соседних с ним странах - едят в нём мякоть, обсасывая её с семян, она весьма вкусна и напоминает пожалуй что дыню. Сам плод массалы (massala, не путать с индийским чаем «масала») похож внешне на грейпфрут, но имеет цельную крепкую оболочку - вот её-то и берут для резонатора тимбилы, вынув содержимое. А в других странах Африки их делают из схожих по физическим свойствам с массалой тыкв-горлянок.
Но на этом хитрости не кончаются, ибо каждая массала-резонатор имеет кроме входного ещё и выходное отверстие. На него снаружи надевается небольшое «горлышко» в виде половинки мелкой массалы, а само отверстие затягивается полиэтиленом. Раньше использовались плёнки животного происхождения, а теперь берут простые полиэтиленовые пакеты, но только самые тонкие. Задача плёнки - «примочить» звук, добавить ему лёгкое, впрочем, эстетически вполне приятное, дребезжание. Именно этими маленьким плёночками и достигается характерный тембр тимбилы.
Вообще, следует заметить, что европейцы у своих акустических инструментов больше предпочитают чистый звук, а вот в африканской традиции звук, наоборот, любят так или иначе «примочить». Выходит, не волосатые металлисты первыми придумали «примочки»-то, а кучерявые негры.
А из массалы, кстати, в Мозамбике ещё делают свистульки - что-то вроде окарины.
Исторически строй у тимбилы был свой, не темперированный, но сейчас всё более-менее пришло к общемировому знаменателю, и строй её стал диатоническим, то есть, соответствующим белым клавишам пианино, ну, в пределах погрешности настройки. Хотя вполне допускаю, что тимбилы и в традиционном строе встретить ещё можно.
Настраивают инструмент сразу при изготовлении следующим образом: вначале вырезают клавишу заведомо более толстую, чем нужно, а потом начинают понемногу срезать дерево с нижней, нерабочей её поверхности, пока не будет достигнута нужная нота. Если со временем нота «поплывёт», то рубанком её можно опять подстроить.
Дерево для рамы тимбилы берут обычно недорогое и достаточно мягкое, ибо инструмент и без того не лёгкий, лишний раз его утяжелять никакого смысла нет. А вот для клавиш обязательно хорошее дерево: звонкое, прочное и не подверженное изменениям погоды. Наиболее подходящее из местных сортов дерева не знаю, как назвать на хоть каком-то из европейских языков, но местные его называют «мвендже» (mwenge/mwendje). Его и жучок, говорят, не ест. Всю раму сожрёт, а клавиши - не тронет. Но такое дерево, естественно, и денег стоит.
Обычное количество клавиш на тимбиле - 18. Минимальное для адекватного инструмента (если только это не бас-тимбила, где клавиши уж слишком широкие) - 14. Максимальное, которое я смог насчитать - 22. А больше - уже никаких рук всё равно не хватит. Кстати, в этом состоит ещё одно отличие тимбилы от западноафриканских ксилофонов-балафонов - у тех клавиши у́же, и, следовательно, умещается их на инструменте больше. Но зато мозамбиканцы, как мы уже видели, с лихвой это компенсировали ансамблевой игрой, да и по крайним клавишам всё равно играют редко.
Палочки вот тоже имеют свою хитрость. Для хорошего звука и сохранности клавиш они обматываются резиновым материалом - раньше это была специальная смола, а теперь покупают резинку в магазине автозапчастей, но не любую, а какого-то специального типа.
Ну вот, всё устройство инструмента рассказал, можно и музыканта к нему подпускать. Музыкант обычно садится перед тимбилой на низкую табуретку, одну ногу просовывает между клавишами и ручкой рамы, а второй подпирает эту ручку снаружи - так устойчивее.
Итак, поскольку тимбила устроена не так тривиально, как можно было вначале подумать (и материала хорошего надо, и объём работ немал, да ещё и крупногабаритная для перевозки), то и стоит она вовсе не три копейки. Инструмент, на котором можно более-менее играть, не сувенирный, едва ли можно найти в Мозамбике дешевле 300 евро. Хорошая профессиональная тимбила от известного мастера вроде Венансиу Мбанде (Venancio Mbande), выпустившего несколько дисков в США и Европе - уже 1000 евро. И это цена на месте из первых рук. Сколько она может стоить в Европе или России с учётом доставки, растаможки и накрутки - даже прикидывать не хочется. Я, правда, видел пару раз в продаже в России маленькие и недорогие ксилофончики из Ганы, возможно, что и вам они встречались, но поверьте - это совершенно не то. Впрочем, и в Гане есть хорошие большие ксилофоны, но их я в России не видел.
С тимбилой воочию меня познакомил сеньор Массангайе (Massangaie), он сам шопи, живёт в Мапуту и работает в музыкальной школе преподавателем по классу тимбилы, являясь, таким образом, хранителем своей национальной культуры, с которой и иностранцев охотно знакомит - за что ему большая сердечная благодарность. Он и за рубежом выступал не раз - в ЮАР, Португалии, Дании, ещё где-то.
Вообще, шопи в Мапуту занимают несколько двойственное положение: с одной стороны, многие из них традиционно работают мусорщиками, что, конечно, не является престижным занятием, но с другой - их весьма много в правительстве страны, а это совсем другое дело. Ну и вот, конечно же, они главные тимбило-музыканты, уже без всякой двойственности.
Так что послушайте-ка на видео, как тимбила звучит. Ведь балалайку, домбру и кантеле вы, вероятно, и без меня слышали, а такой замечательный инструмент, как тимбила, где ещё встретите - Мозамбик от нас не близко. А если у вас вдруг металлофон завалялся где-то на антресолях - то самое время его достать!
Click to view