Государство Аравия стало называться Саудовской, чтобы прославить семью Саудитов (Ас-Саудов) -
правящую династию, которая находилась у власти с момента образования страны в 1932 году
Изображение:
Newtown grafitti, 2012 год
nasto-na-sto работает в
Саудовской Аравии и рассказывает о местных нравах: «Люди часто спрашивают: „А правда, что в этой стране особенно не любят христиан? Обязательно ли покрывать платком голову, закрывать руки и ноги? А пляжи? А про опекунов? Правда, что каждая женщина должна иметь „опекуна“, который принимает множество важных решений от лица женщины?“ Ну, в целом всё так и в то же время не так».
Жизнь гораздо сложнее и многограннее. То есть, все эти правила существуют и их соблюдают. Но они часть рутины, к которой привыкли и на нее особенно не обращают внимания.
Я не могу сказать, что христиан не любят. Их тут достаточно много и все они иностранцы. Саудовцы все мусульмане. У нас на работе есть несколько христиан из Индии и бОльшая часть английского факультета (которые носители языка). Главное, чтоб они не демонстрировали свою веру (в виде крестов, символов амулетов и ритуалов). Библию тоже никто не выкладывает на стол. И чтоб не вели разговоры о вере с местными, так как это будет расценено как попытка обращения. А так они (христиане-экспаты) и праздники как Рождество и Пасха отмечают. Но между собой, внутри дома. Сама была свидетелем как саудовки-студентки поздравляли с Рождеством преподов.
Было несколько случаев - в газетах писали - что задержали на границе людей при попытке ввести в страну религиозные символы. Но там их было много, явно на продажу или для распространения, а не для личного пользования.
Согласно исламу, нельзя менять облик данный создателем. То есть, татуровки это уже нельзя. Но у меня есть девочки - студентки с татуировками на руках, на ногах и на шее. Они носят на запястьях всякие красные и черные шнурки, плетеные фенечки с побрякушками на них. Да, и есть студентки готы. Ну, которые все черные или темно зеленые. Это так неожиданно! Просто разрыв всех шаблонов.
По поводу одежды. Да, одежда должна быть просторной и скрывать тело. Ступни и кисти рук не требуется закрывать. Но босоножки они почти не носят. Или балетки или что-то типа мокасин или кроссовок. Я как-то спросила у своих студенток, почему они не носят открытую обувь. Они сказали, что им так удобней, что так чище, и еще что у них нет времени на педикюр. По поводу закрывать ли лицо они (саудовцы) до сих пор спорят. Большинство саудовок лицо закрывают, так как у них лицо это очень секси. Это как у нас ходить с обнаженной грудью. Голову покрывают шарфом большинство включая иностранцев. Хотя в Рияде в торговых центрах шарфы с голов многие иностранки снимают. Мне знакомая говорила, что в торговых ценрах у нее были случаи, когда ее останавливала полиция нравов и напоминала ей покрыть голову. Говорили вежливо «сестра, ты в Саудовской Аравии. Соблюдай правила.» А вот абаю - это такая черная накидка типа халата - надо носить всем. Она как раз и обеспечивает то требуемое закрытие тела.
Пляжи тут двух типов. Есть пляжи принадлежащие большим международным компаниям, как например Арамко (Aramco). Они закрытые, там в основном иностранцы. Там можно купаться и загорать как на обычных пляжах. Но туда можно попасть только если есть знакомые работающие в компании.
У нас таких знакомых нет, и мы не смогли осуществить мечту о пляже. Так что наши купальники не пригодились. Я купаюсь в Египте, где тоже консервативно, хоть и не так как в Саудии, в темных шортах и темной синтетической футболке. Они не просвечивают, когда намокнут, и быстро сохнут. Ну и шляпу с полями на голову, чтоб тень на лице и плечах.
А открытые общественные саудовские пляжи не располагают к купанию. Там семьи сидят в кабинах и могут подойти к воде чтоб ноги намочить. Дети купаются.
Про опекуна все правда. Например, чтобы получить паспорт для поездок заграницу женщине надо письмо от опекуна, что он не возражает. Паспорт выдается на десять лет. Значит эти десять лет она будет свободно ездить без каких-то дополнительных проблем. Но тут все хорошо пока все хорошо. Если муж и жена в конфликте или в предразводе, и ей понадобилось куда-то поехать, то тут вот он и может проявить мелочность и не дать ей разрешения. И ничто ей не поможет.
Медицинскую страховку тоже получают от опекуна. Но если женщина работает и самостоятельна, то и страховку и местный паспорт она получает через работодателя.
Когда мы сюда только прехали, и я была домохозяйкой, моим опекуном и спонсором был муж. Мне выдали идентификационную карту (местный паспорт) и мед. страховку, на которых было написано, что я жена такого-то и мне не разрешено работать. Когда я нашла работу, то, чтоб не нарушать закон, мне надо было сменить мою карту (чтоб убрать запись, что работа мне не разрешена). Муж писал письмо, что он не возражает, чтоб спонсорство меня было снято с него и передано работодателю. Стаховку мне тоже сменили на работодателя, и я стала независимой женщиной. Правда, теперь мне надо спрашивать разрешение на выезд заграницу не у мужа, а у работодателя. Но мужчинам-иностранцам тоже надо у работодателя разрешаться.
Кстати, про мед. помощь. Впервые я столкнулась с этим в Египте. К врачу на прием не ходят по одночке как у нас. Всегда кто-то из семьи сопровождает и сидит во врачебном кабинете все время приема. Всегда есть стул для члена (и даже членов) семьи. Сопровождающий не обязательно должен быть мужского пола. Это может быть и дочь, и мать, и сестра. Здесь в Сауди тоже самое. Всегда приходят к врачу кучей, со всеми детьми.
На счет того, что женщины не могут никуда ходить самостоятельно тоже так и не так. Теоретически они всегда должны быть в сопровождении мужчины. На эту роль годятся даже младшие братья и сыновья. На практике, они действительно по одинчке не ходят и не ездят, а мужчины заняты (да и лень и не интересно). Поэтому они собираются в группы - сестры, кузины, и т. д. и отправляются по своим женским делам. Их главная проблема в том, что они не могут водить машину. Практически каждый саудовский дом держит наемных водителей, часто несколько. И все равно им надо координировать водителей: кто и куда и насколько заберет водителя. Опять же, во многих семьях мужчины не против, чтобы их дочери и жены водили. Они их сами учат и дают возможность получить права, пока они заграницей. Студентки тоже говорили, что они переезжают границу с Бахрейном и садятся за руль. Не говоря уж о дальней загранице. Недавно читала в местной газете, что был арестован саудовец, который позволил своей дочери вести машину где-то на маленьких улочках. Она сидела за рулем, кто-то из водителей заметил женщину за рулем и сообщил в полицию.
Ну, в общем, как-то так. Страна контрастов.