Именно так Константин Паустовский называл маяки. Увидев, что 7 августа отмечается Всемирный день маяка, учёные из Лаборатории ЖЖ
lj_lab задумчиво посмотрели вдаль, представляя себя смотрителями башен на берегах далёких морей… А потом пошли читать и считать, что о маяках пишут блогеры ЖЖ.
Photo by Courtney Corlew on Unsplash
Выяснилось, что на просторах ЖЖ за последний год о маяках писали достаточно часто - больше 6 тысяч раз. Людям нравятся маяки: они красивые, романтичные, от них веет одиночеством, которого иногда так хочется в большом городе. И они спасают жизни, ведь главная функция маяка - обозначить опасные для судоходства участки, помочь проложить верный курс и спасти моряков от кораблекрушения (366 упоминаний в ЖЖ за год). Кстати, существует
психологический тест «Вы потерпели кораблекрушение»: что бы вы взяли с собой в шлюпку, чтобы спастись?
В общем, в первую очередь маяк - постройка
для навигации (5,1 тыс. упоминаний). При помощи маяков подавали кораблям (38,8 тыс. упоминаний) сигналы опасности (66 упоминаний) ещё древние египтяне и викинги. Люди они были творческие, и в итоге маяки стали не только полезными, но и красивыми: знаменитый Александрийский маяк (58 упоминаний) входит в Семь чудес света - увы, до нашего времени он не сохранился. Но кое-что от него
всё-таки осталось. А представить, как он выглядел раньше, можно в Пекине - там в одном из парков возвели его уменьшенную копию.
Изначально фарватер (922 упоминания) освещали с помощью живого огня. В Ирландии до сих пор сохранился маяк, огонь на котором поддерживали монахи близлежащего монастыря: днём и ночью, в любую погоду. На плавучих маяках - да, такие тоже были - там, где невозможно было построить стационарный, - этим занималась команда судна, выполнявшего роль путеводной звезды. Но со временем появились специальные люди - смотрители маяков (194 упоминания).
Photo by Diamond Sandhu on Unsplash
Изначально в их обязанности входило бесперебойное поддержание огня и техническое обслуживание здания.
На эту должность требовались крепкие люди: постоянно подниматься на башню, ворочать тяжёлое оборудование было не каждому под силу. А уж срочной помощи на маяках, которые часто расположены вдали от цивилизации, тем более не дождёшься - так что медицинские знания были преимуществом. Но смотритель мог нанять себе помощников.
Тяжелой работой смотрителей восхищались, вокруг них образовался романтический ореол. Сами маяки ассоциируются с
тайнами, о смотрителях
пишут книги и снимают фильмы. Особенно мрачен и необычен недавний «
Маяк» С Уиллемом Дефо (114 упоминаний) и Робертом Паттинсоном (150 упоминаний)
Но вот вопрос:
почему так редко пишут о тех, кто строил маяки? А им ведь приходилось не менее тяжело, чем смотрителям. Только представьте, каково это - возводить здание среди голых скал, о которые постоянно бьются волны.
Photo by Tina Rolf on Unsplash
По мере развития технологий обязанности смотрителей упрощались физически: появились мощные электрические и световые установки, радиосигналы (218 упоминаний), новые оптические приборы.
Вот как выглядели смотрители в 1930-х. Сейчас многие процессы на маяках автоматизированы, но профессия не исчезла. И от современных смотрителей требуется даже больше, чем раньше: помимо физической выносливости и способности хорошо переносить долгую изоляцию они должны разбираться в разнообразном оборудовании и быть очень ответственными.
Многие маяки по-прежнему функционируют, но есть и те, что постепенно превращаются в историческое наследие (901 упоминание), становятся достопримечательностями (11,9 тыс. упоминаний), связанными с историей мореплавания.
Photo by April Walker on Unsplash
Так что если вас манит романтика маяков, можно устраивать себе классные тематические путешествия! Вот, к примеру, небольшой маршрут по
маякам Ленинградской области, маяк
на Онежском озере, рассказ об
одном из маяков Куршской косы и умопомрачительные фото
из Исландии.
Главное - любить сами маяки, а не человека-маяка. Почему?
Вот здесь наглядные примеры.
А у вас бывает настроение, когда хочется стать смотрителем маяка и сбежать от всех? Расскажите в комментариях!