yuracontraveto подробно рассказывает нам о самых простых настольных играх, с которых стоит начать знакомство с миром игр. Филлер (Filler) - игра с очень простыми правилами и очень короткой длительностью партии. Используются, чтобы занять время; например, в ожидании игроков для более серьёзной игры. Или для увеселения неискушенной публики.
Чаще всего филлеры - это карточные игры или игры с кубиками, т. к. именно эти компоненты позволяют вложить в филлеры необходимые эмоции. Как то: азарт, скорость, простоту правил и процесса. В филлеры можно усадить играть маму, папу, дедушку, бабушку, младшую сестру и пса Шарика. Причем, зачастую даже всех одновременно(; Очень часто филлеры базируются на простых механизмах сравнения чисел или сбора необходимых символов, ведь именно эти условия наш мозг воспринимает проще всего, и уже с первых минут игроки будут способны делать осознанные ходы. Что немаловажно для игры длительностью 10-30 минут.
Филлеры смело используют стандартные геймдизайнерские находки в упрощенном (или неусложненном?) их виде. Чтобы взять карту, нужно просто взять карту(: Не купить ее, не заработать во время атаки, не добыть хитрой трехходовкой у соперника. Просто в правилах (или текстом на карте) сказано, что вы должны взять карту тогда, когда _вставьте_нужное_простое_условие. Как пример - Дурак на стандартных картах. Вы в конце хода любого игрока добираете руку до 6 карт. Или UNO - берете карту тогда, когда сами не можете сыграть карту или когда на вас действует эффект сыгранной карты другого игрока.
Еще одна характерная черта филлера - простые вариации действий в ход игрока. Например, Love Letter, игрок в свой ход берет 1 карту в руку и играет 1 карту с руки. Coloretto - игрок либо берет все карты из одного ряда себе, либо кладет карту из колоды в любой доступный ряд. Пиратские кости - игрок либо повышает ставку, либо обвиняет предыдущего во лжи. В Sobek игрок либо берет карту в руку, либо играет карту (карты) с руки. Can`t Stop - либо бросай кубики, либо не бросай кубики(:
Очень частый способ завершить игру - это первым достичь какого-то условия (или остаться последним, кто это условие не выполнил). И наверняка такой игрок будет победителем партии, чтобы не заморачиваться(; UNO - первым избавиться от карт с руки. Saboteur - докопаться до золота (или не успеть этого сделать). Hanabi - совершить определенное число ошибок. Munchkin - первым достичь 10го уровня. Бирюльки - не потревожить фигурки в стакане.
Филлеры лучше всех справляются с задачей настолок по объединению за одним столом самых разномастных игроков. Даже детям зачастую поддаваться не приходится, ибо делают взрослых на раз-два. Например, Set, где дети с лету схватывают правила и нервничают из-за непонимающих родителей. Lost Cities, в котором единственное требование для игроков - умение считать. Kakerlakenpoker, что суть вариация игры "верю - не верю". Ligretto (у нас - Блиц) на скорость и внимательность, в которых возраст не имеет значения. Jenga, в которой взрослые подшофе дяди уступают почти всем(:
Филлеры таковы, что их легко взять с собой почти куда угодно. Производители даже иногда делают упор на это свойство означенных игр. Hive с бакелитовыми фишками и мешочком. Фишкам не страшны дождь и грязь; мешочек удерживает свое наполнение во время перевозки. Также имеется карманный вариант Улья, где фишки почти в 2 раза меньше. Jungle Speed, который тоже поставляется с мешочком для карт и тотема. А есть еще вариант экстремальной игры, где карточки пластиковые, а вместо мешка карабин, на который эти карты цепляются. В Эрудите поле и фишки пластиковые, плюс имеется мешочек(: Пентаго сплошь из пластика, а также имеется крышка, которая фиксирует текущее положение в игре (правда, неиспользованные шарики надо таскать отдельно). Пиратские кости - это 5 стандартных кубика на игрока. Карточные же филлеры обычно имеют маленькие коробочки, и при этом сами колоды не очень большие. UNO - 108 карт, Coloretto - 89 карт, Set - 81 карта, Зельеварение - 76 карт, ЗооМагия - 72 карты, Золото! - 60 карт, King`s Bounty - 106 карт.
Выбор игрока в филлерах практически всегда крайне скуден, думать над ходом долго не нужно. Решения редко влияют на всю игру в целом, они больше тактические, так что простроить стратегию - та еще проблема. Таким образом, филлер - это много мелких малозначащих ходов, которые в конце концов приводят к финалу и определению победителя(:
Но есть у филлеров, этих странных настольных играх на фоне мастодонтов типа Arkham Horror, Race for the Galaxy, Dungeon Lords, Space Alert, Firefly, одно примечательное свойство... Они продаются тоннами! Филлеры дешевы, направлены на огромную аудиторию, до неприличия разнообразны. А потому геймдизанерам не стоит считать разработку филлеров чем-то, что ниже их гордости и самооценки(; Несколько удачных филлеров могут стать неплохим финансовым подспорьем и дать время на разработку других проектов. Но и филлеры нужно уметь делать. Можно сравнить филлеры с рассказами на 30.000-70.000 символов. В принципе, написать такое не сложно, но вот органично уместить в этом свою мысль не каждому дано. Это вам ведь не повесть или роман в два миллиона закорючек. Сильно не разойдешься(:
Что могу посоветовать разработчикам по части филлеров?
Первое - ужать комплектацию. Чем меньше в игре компонентов, и чем они стандартнее, тем больше шансов быть изданным. Впрочем, и передергивать не стоит, в России пока не возьмутся издавать с нуля игру типа Coin Age. Это еще советское количественное - а что мы людям продавать будем? Ну и советское потребительское - я за 16 карт заплатил 300 рублей?!
Второе - донельзя упростить вариации хода игроков. Правила должны объясняться за минуту и быть понятными всем. Натурально, ВСЕМ. Ну, скажем, начиная с 7и лет. Всю вариативность нужно смещать на комбинаторику элементов. Иными словами, если вы скажете, что игроку нужно сыграть в ход 1 карту, то он это воспримет легко, даже если этих карт на руке у него будет 5. И сравните с: в свой ход игрок делает одно из 8и действий, после чего идет перечень и подробное описание. Игрок в первом случае быстро освоится с процессом, во втором будет тупить уже над первым ходом.
Третье. Использовать простые механики и понятные для игроков дилеммы. Очень круто будет, если вы сможете придумать оригинальную механику, но для филлера она должна быть ясна и открыта, располагать игрока к ее использованию, а не отпугивать его сложностью. По этой причине многие филлеры используют стандартные базовые механики набора карт, их розыгрыша, сбора сетов, количественного сравнения значений. Это проверенные работающие схемы, которые пользуются спросом и банально продаются. Дилемма же должна звучать примерно «ты можешь сделать это, но тогда ты не сможешь сделать это», а не «если ты сделаешь это, то в твоей ситуации ты не сможешь через 2 хода получить вон то, что может тебе помочь в достижении вот этой цели, правда, другая твоя цель станет дальше от тебя на 1 ход». Филлер не столько еврогейм, сколько америтреш(:
Четвертое. Как можно больше использовать дизайн компонентов. Не стоит заставлять игроков каждый раз лезть в правила что-то уточнить. Если в конце игры мы считаем ПО, то вынесите подсчет на карты-памятки или сделайте его очень простым и доступным в любой момент игры. Игрок должен САМ делать свои ходы и принимать решения, а не спрашивать совета у остальных. Тогда игрок получит намного больше удовольствия от процесса.
Обсудить в блоге автора Редакция кириллического сегмента LiveJournal