19 декабря мы наконец-то добрались до развалин хасмонейско-иродианских зимних дворцов в Иерихоне (на арабском это место называется Тулюль Абу эль-Аляйк; н. ц. 191.140). Несмотря на то, что в настоящий момент развалины находятся в запущенном состоянии, во II-I вв. до н. э. здесь были расположены одни из наиболее шикарных сооружений во всей Иудее. Дворцы были раскопаны в 1973-1987 и 1998-2000 гг. израильским археологом Эхудом Нецером, и находки подробно описаны в четырех увесистых томах археологических отчётов. Нецер также полагает, что он раскопал здесь синагогу, датируемую периодом правления хасмонейской царицы Александры Шломцион (76-67 гг. до н. э.), однако далеко не все специалисты согласны с его интерпретацией назначения этого здания. За все фото благодарю
seagull_gull).
По всей видимости, хасмонейские дворцы были изначально построены в начале периода правления первосвященника Иоанна Гиркана (134-104 гг. до н. э.); археологи идентифицировали семь различных стадий в истории хасмонейского дворцового комплекса от его основания и до разрушения вследствии землятресения в 31 г. до н. э. Общий план хасмонейского дворцового комплекса:
Ирод Великий (37-4 гг. до н. э.), утопивший последнего хасмонейского первосвященника Аристобула III в одном из дворцовых бассейнов (об этом более подробно ниже), впоследствии построил здесь аж три новых дворца. Ирод вообще веселый был мужичок - он не только Аристобула, брата своей жены Мирьям, утопил - но и саму Мирьям, а также её дедушку, бывшего первосвященника Гиркана II, отправил в "верхнюю тундру". В Вавилонском Талмуде, трактат Бава Батра 3б, рассказывается о том, что некую девочку [имеется в виду его жена-хасмонейка Мирьям], которая убила себя об землю, прыгнув с высокой крыши, Ирод спрятал в мёд на семь лет. Затем приводятся размышления наших мудрецов благословенной памяти касательно того, зачем он это сделал: "Некоторые говорят: "Он её трахал" (т. е., мёртвую, в меду), а некоторые говорят: "Он её не трахал". Те, которые говорят, что он её трахал - считают, что он спрятал её [в меду] чтобы удовлетворить свою похоть. Те, которые говорят, что не трахал её - считают, что он спрятал её чтобы сказали, что он женился на царской дочери" (перевод мой - М. Т.). Про Ирода много страшных историй рассказывают, но вы в них не верьте - ведь любому здравомыслящему человеку должно быть очевидно, что он был совершенно исключительным и замечательным человеком.
Сначала немного полезной информации, а потом - ништяки.
Кликабельная карта маршрута (северо-восточная часть карты № 8, "Север Иудейской Пустыни и Мертвого Моря":
Развалины находятся на израильской территории, но граничат с палестинской "Зоной А". С одной стороны, если бы мы попросили официальное разрешение израильской армии на посещение этого места, то, вне всякого сомнения, получили бы отказ. С другой стороны, место выглядит довольно безопасным, и по пути мы встретили довольно много туристов (большинство из них, правда, иностранцы). Можно дойти до развалин и вернуться, не пересекая границу Палестинской Автономии. Мы все-таки её пересекли, потому как решили возвращаться обратно по асфальтированной дороге (старая дорога из Иерихона в Иерусалим), с целью посещения развалин хасмонейско-иродианской крепости Кипрос.
Оставив машины у въезда в поселение Мицпе Йерихо, мы спустились по грунтовой дороге в ущелье Прат (Вади Кельт; на карте № дороги 8126). В конце спуска, слева, видны впечатляющие развалины иродианского акведука.
Свернув направо, мы продолжили вниз по ущелью (большую часть пути до монастыря Св. Георгия Хозевита мы шли по тропе вдоль современного арыка, проходящего по левой, т. е., северной, стороне ущелья, однако иногда спускались вниз и шли по руслу). От монастыря мы шли по тропе, также проходящей по северной стороне вади. На карте это маршрут обозначен красным (до монастыря - это маршрут №8110; от монастыря до выхода из вади - №8101). В этих пещерах в византийский период обитали монахи:
Монастырь Св. Геогия Хозевита:
Вид на Иерихон из устья Вади Кельт:
Развалины дворцов:
Кладка "опус ретикулатум" в третьем дворце Ирода:
Т. н. "круглый зал" в бане, находившейся в северной части третьего дворца Ирода:
После посещения дворцов, мы перешли на южную сторону вади, и, пройдя через палестинскую деревню, вышли на асфальтовую дорогу, ведущую из Иерихона в Мицпе Йерихо (дорога перегорожена в нескольких метрах восточнее стоянки рядом с монастырем Георгия Хозевита). Палестинская деревня:
Мы попили чай-кофе в развалинах сторожевой башни (?), расположенной на выезде из Иерихона. Башня, по-моему, мамлюкская. Фото внутри башни:
На пути мы также посетили развалины хасмонейско-иродианской крепости Кипрос (на арабском - Телль эль-Акаба; в хасмонейский период здесь находилась либо крепость Трекс, либо крепость Таурус; Ирод заново отстроил крепость, и назвал ее Кипрос, в честь своей матери). Крепость Кипрос являлась еще одним звеном в хасмонейско-иродианской системе пограничных укреплений (с севера на юг: Сартаба-Александрион, Док, Кипрос, Гиркания, Иродион, Махеронт-Мукавир-Мехвар, Масада). На вершине горы мы встретили израильскую парочку, которая приехала сюда на трактороне, и группу арабов из лагеря беженцев Акабат Джабер (к югу от Иерихона), которые жарили куриное мясо на решетке. Арабы пригласили нас попить бедуинского чаю, но мы вежливо отказались по причине того, что времени у нас было немного. Вид на Иерихон с вершины Кипрос:
Иерихон считается самым низким и самым древним городом на Земле (первая защитная "городская" стена было возведена здесь ок. 8000 лет до н. э.). Про город и его "историю" - типа, про то, как местная блудница Рахав (которая потом стала прародительницей царя Давида и Иисуса Христа) укрыла израильских шпионов, и про то, как стены города пали после того, как израильские захватчики ходили вокруг города семь дней и трубили в трубы - рассказывать не буду. Скажу лишь, что археологи практически единогласно пришли к выводу, что в то самое время, когда Йехошуа Бен-Нун должен был захватывать Иерихон, этот "город" представлял из себя убогую деревню. Никаких городских стен, которые чудесным образом рухнули под звуки труб, у этой убогой деревни не было - они были разрушены задолго до этого.
Иерихон изобилует историческими и археологическими достопримечательностями, но кроме вышеупомянутых дворцов, все они находятся в "Зоне А", а поэтому посетить их весьма непросто. Древний Иерихон был расположен на Телль эс-Сультан (см. карту). На Телль-эс-Самарат Эхуд Нецер обнаружил театр и ипподром, датируемый периодом правления Ирода. "Джабаль Курунтуль" называется так, потому что по средневековой традиции именно здесь Иисус постился сорок дней и был искушаем аццким Сотоной; в хасмонейский период на горе находилась крепость Док - правитель этой крепости Тальмай Бен-Хабубу убил здесь Симона Хасмонея, отца Иоанна Гиркана, который также приходился Тальмаю тестем. В византийский период здесь был основан монастырь; он до сих пор действующий.
Кроме этого, в самом Иерихоне, и в расположенном поблизости Нааране, были обнаружены две позднеантичные синагоги, а в Хирбет эль-Мафджар раскопан шикарный омеядский дворец (т. н. "Дворец Хишама") - на скульптуры сиськастых голых женщин, украшавших его интерьер, можно посмотреть в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Халиф Хишам ибн-Абд эль-Малик правил между 724-43 гг. н. э. и - так говорят - был праведным и вел аскетический образ жизни. А вот его племянник и наследник халиф Валид ибн-Язид (743-44) был развратником и пьяницей, и скорее всего, именно он и построил этот дворец. Арабский поэт и ученый Абу эль-Фарадж аль-Исфахани рассказывает, что Валид, прослушав понравившийся ему стишок, в экстазе разорвал свои одежды, и голышом нырнул в наполненную вином ванную, выпил столько, что уровень вина в ванной значительно понизился, и был вытащен из неё в бессознательном состоянии ("Книга Песен" 3:303). Вот одна из скульптур из "Дворца Хишама":
А теперь, собственно, о хасмонейско-иродианских дворцах.
Общий план:
Как было сказано выше, первый дворец в Иерихоне был построен Иоанном Гирканом. Это было двухэтажное здание размером 60 на 50 м., и в нём находились бассейны, разукрашенные фресками комнаты, и башня. Гиркан также соорудил акведук, по которому вода из Вади Кельт текла для орошения "царского поместья", им же основанного (площадь 45 гектаров). Здесь выращивались финиковые пальмы (в-основном, для производства финикового вина) и опобальзам (для производства дорогостоящего бальзама).
Первая стадия хасмонейских дворцов:
Сын Гиркана, царь Александр Яннай (103-76 гг. до н. э.) соорудил второй акведук, по которому вода текла во дворцы из источников Нааран и аль-Уджа. Он также соорудил два больших бассейна, разбил несколько садов, и построил укрепленный дворец на месте предыдущего, сооруженного его отцом.
Дворцовый комплекс в период правления Александра Янная:
Вдова Янная, царица Шломцион Александра, расширила дворцовый комплекс, построив два дворца, которые Нецер называет "близнецами". Он предполагает, что они предназначались для двух её сыновей, которые постоянно конфликтовали - Гиркана II и Аристобула II - но это лишь одна из возможностей. Нецер также считает, что в период правления Шломцион, одно из помещений дворцового комплекса было превращено в синагогу, но, как я уже заметил выше, его интерпретация принята далеко не всеми исследователями. Дворцы в период Шломцион:
По всей видимости, в начале правления Ирода Великого (37-31 гг. до н. э.), потомки Хасмонеев продолжали пользоваться своими дворцами. Около 35 г. до н. э. Ирод построил свой первый дворец на противоположном берегу Вади Кельт, немного восточнее хасмонейского комплекса. В этот период Ироду пришлось арендовать Иерихонские плантации у Клеопатры, которая выпросила их у Марка Антония по причине приносимых ими баснословных прибылей (Флавий рассказывает, что она также очень хотела трахнуть Ирода, но Ирод решил, что он свой уд не на помойке/свалке/в дровах нашёл). Изначально алчная и похотливая Клеопатра уговаривала Антония вообще казнить и Ирода, и набатейского царя Малиха, и передать все их владения ей. Вот что пишет об этом Флавий:
"Правда, у Антония хватило здравомыслия, чтобы понять, что первая часть ее требований - убийство достойных людей и знаменитых царей - просто нечестива, однако он поразил этих людей в самое сердце тем, что лишил их своей дружбы. Он отрезал значительную часть их земель, включая пальмовую рощу под Иерихоном, где производится бальзам, и подарил их царице... Ирод смягчил ее враждебность ценными дарами и взял у нее в аренду за 200 талантов в год земли, отторгнутые от его царства." (Иудейская Война 1, 18, 5).
Этот самый бальзам считался наилучшими духами во всем греко-римском мире, был баснословно дорог, производился только в Иудее, и секрет его производства ревностно охранялся. Римский автор Плиний Старший (23/24-79 гг. н. э.; погиб при извержении Везувия) писал в своем монументальном труде "Естественная история", что начиная со времен Гнея Помпея, захватившего Иудею в 63 г. до н. э., дерево опобальзам фигурировало в триумфальных шествиях римских полководцев наряду с пленными (12: 111-112).
В это же время Ирод, как уже было сказано выше, утопил в одном из бассейнов хасмонейского дворцового комплекса последнего хасмонейского первосвященника, Аристобула III. А дело, говорят, было так:
"Когда вскоре наступил праздник Кущей (празднующийся у нас с большой пышностью), он весело провел эти дни, предаваясь вместе со всем остальным народом удовольствиям. Впрочем, по этому поводу чувство зависти вскоре побудило его привести в исполнение задуманное намерение. Дело в том, что, когда юный Аристобул, достигший тогда семнадцатилетнего возраста, в полном первосвященническом облачении приступил к алтарю, чтобы принести жертву и совершить все по установленному ритуалу, и при этом обнаружилась его необыкновенная красота и статность, явный признак его родовитого происхождения, собравшуюся толпу народную охватил нескрываемый экстаз, и все вспомнили о деяниях, совершенных его дедом, Аристобулом. Побежденная этим чувством, толпа сейчас же обнаружила свое настроение, стала громко и бурно выражать свой восторг кликами и пожеланиями всякого благополучия, так что тут обнаружился весь восторг народа, притом в более высокой степени выражалась благодарность за прежде полученные благодеяния, чем то было позволено в присутствии настоящего царя. Вследствие всего этого Ирод решился привести в исполнение свой замысел относительно юноши. Когда однажды, после праздника, Ирод обедал в Иерихоне, куда Александра пригласила его вместе с сыном, царь весело шутил с юношею, а затем увлек его в отдаленное место и здесь стал предаваться в его обществе различным играм и юношеским забавам. Но так как здесь стало слишком жарко, то они скоро утомились и вышли освежиться к тем большим прудам, которые находились на дворе и несколько освежали полуденный зной. Они сперва глядели, как купались служители и приближенные, а затем и Аристобул, по совету Ирода, полез в воду. Тут приятели, которым Ирод заранее отдал соответствующее распоряжение, стали как бы в шутку погружать Аристобула в воду и не раньше отпустили его, пока он не утонул. Таким образом погиб Аристобул, которому было всего только восемнадцать лет. В течение одного года он был первосвященником, а преемником ему вновь стал Ананил." (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, 15, 3, 3).
Около 25 г. до н. э. Ирод соорудил второй дворец на развалинах хасмонейских дворцов, которые пострадали из-за землятрясения в 31 г. до н. э. Второй дворец Ирода:
Около 15 г. до н. э. Ирод построил на обеих сторонах Вади Кельт свой самый роскошный, третий, дворец.
Вверху - план иродианского дворцового комплекса; внизу - северная часть комплекса (третий дворец):
Дворцы Ирода пострадали после его смерти, когда его сын Архелай, которому по завещанию Ирода досталась Иудея, отправился в Рим, а в Иудее начались беспорядки. Ирод всех этих пидарасов (в плохом смысле), защеканцев и пиздюков держал в ежовых рукавицах, но после того, как он умер, начался беспредел:
"В Перее (северное Заиорданье, где проживало много евреев - М. Т.) Шимон, один из царских рабов, счел, что его красивая наружность и мощное телосложение дают ему право водрузить на голову царский венец (типа - "Я -Мессия" - М. Т.). Он рыскал повсюду с шайкой грабителей, сжег дворец в Иерихоне и много других великолепных загородных дворцов, обеспечивая себя легкой добычей. И он действительно обратил бы в пепел каждое выдающееся сооружение, если бы Грат, начальник царской пехоты, не призвал бы лучников из Трахона и отборные отряды из Себастии и не вышел бы навстречу разбойнику. В последовавшем сражении переяне понесли тяжелые потери. Сам Шимон устремился в бегство вверх по ущелью, однако Грат преградил ему путь, а неожиданный удар во время бегства переломил ему шею." (Иосиф Флавий, Иудейская Война, IV, 2)
Дворцовый комплекс был окончательно разрушен вследствии землятресения, происшедшего в 48 г. н. э. Нецер сообщает, что на территории раскопок были найдены незначительные свидетельства человеческой деятельности в византийский и ранний арабский период, но, по большому счету, место было заброшено до XX в. В недалеком будущем мы обязательно повторим эту экскурсию, так что следите за анонсами.