Oct 08, 2012 15:02
Долгожданная экранизация романа Сергея Минаева, и еще более долгожданный Данила Козловский в главной роли. Современный «герой нашего времени», демонстрирующий колоссальный разрыв внутри сегодняшнего общества. Остается только удивляться, как это все умещается в один временной отрезок. И следить за поисками пресловутой «духовности» там, где от понятия осталось одно слово, в мире, ассоциирующем это понятие с матерным словом. И в кино, где даже квартирка «настоящего питерского интеллигента» выглядит «гламурненько».
Тот случай, когда книгу с фильмом не хочется сравнивать. Не то, чтобы фильм лучше, и не то, чтобы книгу не стоит читать тем, кто ее еще не открывал. Но фильм однозначно смягчает обычное изображение Минаевым жизни в Москве. Кокаин - много и часто, нивелирование понятия любви и отношений - еще чаще, полное отсутствие дружбы там, где хоть немного затесались деньги и слава. Да, и вообще - культ денег и культ славы. Причем, то, как Минаев «отрицает» значимость денег и славы, дает право относить его философию к абсурду. Тот самый всепонимающий «герой нашего времени» непременно в замечательной квартире с панорамным видом, на бэхе с номерами «177» в кругу по сути таких же, но только далеко не всепонимающих. От этого изречения вроде «это всего лишь бабки» или ярость на тему «друг/начальник кинул/подставил» напоминают пропаганду езды на троллейбусе из окон бентли. Смешно, мило, грустно.
Если книга отвлекает аллюзией на Пелевина и Бегбедера, стиль которых Минаев смешал то ли нечаянно, то ли вынужденно, и выдает с головой его насмешливое отношение к провинции и абсолютные стереотипы, то фильм освобождает от автоматического желания сравнивать и опровергать. Фильм во многом романтизирован, а в финале птицы летят, небо голубое - значит, все не так уж и плохо.
Превосходный саундтрек. Вася Обломов, услышанный массами благодаря стебу «Еду в Магадан», а еще больше благодаря тому, что мало кто этот стеб понял, нормальный русский поэт. В паре с Васей - романтически настроенный Паша Чехов. Благо, что рэперы проложили путь смысловой поэзии к ушам современников. Тема все та же - беспросветность, бег по кругу, подмена ценностей… а вывод - да и ладно.
Фильм смотреть стоит, снят - как для клипа, вполне, а въевшиеся уже навсегда в русские фильмы приемы Бекмамбетова с «наездами-отъездами» в достаточной мере скрашивают. Морали - хоть ложкой ешь. Короткие монологи героя, они же выплески мыслей-гнева автора, в духе «Я ненавижу нас за то, что мы хотим казаться тупее» - это все хорошо. Другое дело, что те, кому фильм адресован, такие же, и, даже посмотрев его, останутся такими же. А те, кого фильм негласно ставит в пример, то есть, с настоящей любовью, дружбой и собакой впридачу, они либо в это время с детьми уроки на завтра учат, либо ту самую собаку выгуливают.
Морализаторство вещь ненадежная, ее нужно чем-то подкреплять. ДухLess опирает ее на студентку со склонностями залить шубы краской и поджечь парочку дорогих машин. Начисто не желая видеть очевидное - что теперь будет куплена еще одна шуба, а, значит, зверьков умрет еще больше, а подоженная машина вызовет далеко не мир и справедливость, да и вообще ничего, кроме как омон с дубинками, не вызовет. И вот на более-менее трогательный собирательный образ неформалки с ведром краски и плюшевым медведем, взваливается вся роль «добра». Нет, чтоб как в русских сказках - если уж борется добро со злом, то хотя бы один на один. А тут кругом зло, куда ни плюнь.
С образами в фильме беда, однозначно - они все собирательные и от того малоправдоподобные. Состоявшиеся актеры, вроде Ефремова, уже имеют закрепившийся образ. Наркоман-алкоголик, успешен - да, умен - да, пройдоха и циник - да, плюс обаяние и харизма. Вот берет его режиссер в картину - и полфильма, как минимум, спасено. Он живет в этом образе, ему веришь. Ничего хорошего или неожиданного - знаешь, что не будет, но, тем не менее, веришь. Кожевниковой, старающейся изображать «телку» - не веришь. Слишком милая и душевная. Глупую - еще может. Но трехминутный мат в ее исполнении - и все, рука ищет пульт, на что бы переключить. Дети в современном русском кино - хоть плачь. «Ма-ма ска-за-ла день-ги в би-дон-чи-ке». Здесь в эпизоде всего один мальчик, и роль у него ракового больного, так вот вопрос: неужто во всей России ни одного ребенка нет, кто может сыграть, а не «стишок» рассказать? Где-то же в Советском союзе находили детей, которые жили на площадке, так жили, что не то, что верить или нет, к ним побежать обнять хотелось, если они в кадре грустили. Деревянная игра актеров, которые не чувствуют и не проживают то, что изображают, проела, кажется, и русский, и украинский кинематограф.
К сожалению, приходится признать - если б это кино снимали-играли американцы, уж кто-нибудь на премьере да пустил бы слезу. Ведь было же - и мальчик там смертельно болен, и близкий друг застрелился, и любовница вроде как сердце разбила, и все вокруг так подставили, что карьеры больше никогда не будет, и даже любовь на подходе «та самая»… Могло бы и «торкнуть», и сподвигнуть на что-то. А так - по рядам фразы в духе «что-то рыбой воняет, ты не слышишь?» и редкие смешки от целенаправленного штампованного сарказма в сценарии. Даже не увлекло.
«Большинство из нас считает себя умнее большинства», - цитата из саундтрека. Его стоит слушать перед тем, как идти на сеанс, а лучше - каждый раз перед тем, как начинать что либо ругать или хвалить. Вот, пока что так - один бизнесмен мне сказал: «Не люблю я фильмы, где все так же грустно и тяжело, как в жизни». Как оно выглядит сейчас - показали, спасибо, теперь бы альтернативу с позитивом. Хотя вряд ли будет.
Автор: Лиза Хворс