- Мальчики, мои любимые мальчики... Это было хорошее время, Джордж, - вздохнула она, поглаживая пальцем старую фотографию.
Он немного помедлил с ответом, потом тяжело произнес, будто взвалив гору на плечи:
- Это была война, Кони.
- Она была настоящая. Великобритания могла бы гордиться ею.
...
Уже на выходе его остановил ее немного нервный, с нотками старческого брюзжания, голос:
- Узнаешь что-то плохое - не возвращайся. Я хочу помнить о вас только хорошее.***
...эта сцена, которую я, еще не зная сюжета и не понимая, о чем в принципе идет речь, зачем-то выписала, в общем-то, раскрывает все содержание, всю суть, весь трагизм кинокартины, название которой - "Tinker Tailor Soldier Spy". (Фильм был снят по мотивам романа Джона Ле Карре, в основу сюжета которого положено расследование одного из агентов британской разведки МИ-6 по причине утечки информации и поставлении "мусора" из Москвы).
Впервые я познакомилась с Гэри Олдменом, когда мне было лет эдак 10, и связано это было с фильмами о Гарри Поттере. "Узника Азкабана" я, малявка и соплячка, пересматривала втихаря от мамы раз эдак -дцать. Но это была присказка, сказка впереди, ведь Сириус Блэк кончился, не успев начаться. А Гэри Олдмен, старый добрый Гэри Олдмен, которого я затем узнала и по "Сиду и Нэнси", и по "Дракуле", Олдмен стал для меня первой детской, или даже юношеской любовью. О нем-то, ну, или почти о нем и пойдет речь.
Есть книги для медленного чтения - книги, читая которые ты обязан заглядывать в примечания, другие источники, ссылки на какие-то труды и тома и т.д. А есть такие фильмы. "Фильмы для медленного просмотра". О них мало говорят, мало пишут, их мало смотрят. Это тоже можно понять: под них не посидишь в кинозале с бутылкой колы и пачкой попкорна.
Сегодня я решила, что доросла до "взрослого" фильма для медленного просмотра - для "Шпион, выйди вон!" (Tinker, tailor, soldier, spy). Я ошиблась - не доросла. Это стало понятно уже почти в самом начале, но не помешало мне досмотреть фильм. Вместо 2-х часов я смотрела его почти пять. По 10 раз пересматривала уже пройденные куски, обращалась к посторонним источникам... и все равно уверена, что не поняла и десятой доли того, что нужно было понять. Впрочем, у меня все впереди, это точно.
Не буду пересказывать сюжет. Скажу только, что фильм стОящий, а Гэри Олдмен - гений. Образ умного, громко молчащего, пожилого, но не старого шпиона - это как бы тот же Штирлиц, но только совсем уже "взрослый" и "наоборот". Не знаю, как у других, но лично у меня от его героя мурашки по спине бегали: не хотела бы я оказаться под колпаком у Джорджа Смайли, ох, не хотела бы. Точно выверенные движения рук, деловито, но слегка торопливо поправляющих очки в момент волнения, выражение глаз - мимолетный взгляд, вроде бы случайный, но цепкий, как репейник, - спокойная, нечеловечески спокойная уверенность, гибкий, живой ум, превосходство - моральное, внешнее. Все это соединено в одном человеке. На его фоне все юные сотрудники МИ-6 выглядят такими мальчишками, словно разница между ними не 30 лет, а все 100. И такими нелепыми становятся эти гордецы-карьеристы, работающие на два фронта, разоблаченные шпионы, разочарованные в дружбе и сломавшиеся под пытками, глупые влюбленные мальчишки, строящие из себя Джеймсов Бондов, такими невообразимо несуразными кажутся его же ровесники, возомнившие себя великими комбинаторами, когда оказывается, что неулыбчивому молчуну Смайли стоит шевельнуть бровью, чтобы о них больше никто не вспомнил.
И на фоне всех этих заигравшихся во взрослые игры мальчишек, на фоне всего это беспощадного, сухого, неоправданно жестокого мира особенно дико выглядят воспоминания - будто бы счастливые, но, по ходу фильма, все больше и больше пропитанные фальшью, - женщины, изменяющие мужьям и снова возвращающиеся к ним; слезы этих кажущихся взрослыми мальчиков, замурованных в руинах собственных иллюзий; белая сова, вылетевшая из камина с пылающим хвостом на школьном уроке; мальчишки, бегающие за автомобилем; несколько "случайно" зацепленных кадров с людьми, которые стали жертвами игр "королей разведки"...
Под конец у меня сложилось ощущение, что мне не надо было всего этого видеть, что это "закрытое", что просто нельзя забираться так глубоко. Но в этом и прелесть фильма.
Кстати, состав у него действительно звездный, да и некая мультипроектность вызывает доверие. Словом, если вы в состоянии воспринимать художественные фильмы о реальных событиях нашего непредсказуемого прошлого, то этот фильм вам стоит посмотреть. Правда, стоит.