Камень преткновения в переговорах СССР и англо-французского блока
СФЕРА ВЛИЯНИЯ - количество и размеры государств, чей политический статус зависит не от собственных военно-политических сил, а от военно-политической силы государства (империи), обеспечивающего сохранность в т.ч. и собственного политического статуса собственными военно-политическими силами.
Из предыдущей заметки (см.
эту заметку) становится ясна исключительная важность переговорного процесса между СССР и англо-французским блоком. Поэтому определение объективных целей сторон в переговорах, а также их ход, позволяет найти и вычленить основную причину того, что Договор о взаимопомощи так и не был заключен. Итак, приступим.
В пространстве есть два качества, две крайности - что и ничто, существование чего-либо и его отсутствие. Это существование включает в себя стадию роста, стремящуюся к пределу, и стадию угасания. Стадии характерны количественным изменением, стадия роста - увеличением, стадия угасания - уменьшением. Если предметов существования несколько и они хоть как-то взаимодействуют в обозначенном временном отрезке, то в зависимости от их количества и стадий в этом отрезке осуществляется переход какого-то их количества в иное качество, в том числе в стремящееся к пределу ничто. Это, так сказать, преамбула вопроса.
Связав пространство со временем, на интересующем нас временном отрезке мы наблюдаем следующее: взаимодействие империй (относительно крупных военно-политических сил) континентальных и островной после Первой мировой войны (ПМВ) временно компенсировалось переходом некоторых первоначальных участников в иные качества. Но стадии роста у оставшихся участников разные:
- Англия и Франция (АиФ) находятся на стадии угасания, так как их сфера влияния достигла максимума. Сейчас их устраивает сложившееся положение вещей; они готовы обойтись без общего конфликта, перейти в какое-то заранее неизвестное новое качество плавным взаимодействием без потрясений.
- Германия и СССР появились в новом качестве из бывших участников ПМВ и находятся на стадии роста. Поэтому их не устраивает данность и они растут разными темпами - поначалу с внутренними, а потом и внешними конфликтами, - увеличивая свою сферу влияния через контроль над малыми военно-политическими силами (др.), ранее контролировавшимися АиФ.
Размеры внутренних и внешних конфликтов характеризуют стадию роста, их отсутствие - стадию угасания с плавным взаимодействием.
По мере роста Германия и СССР достигают критической точки, когда для сохранения баланса от АиФ требуется уже не пассивная политика типа умиротворения (Мюнхен-1938), а активная. Отличие друг от друга таких видов политики заключается в том, что пассивная политика не препятствует росту, а активная пытается перевести хотя бы одного из участников в стадию угасания или же в новое качество. Новая политика АиФ по факту вынуждает ее делать новые шаги, она больше заинтересована в изменении именно ситуации неконтролируемого роста, чреватой конфликтом с неизвестным исходом (также см.
эту заметку), а не плавным взаимодействием.
Таким новым шагом новой политики АиФ и явилось предложение соглашения с СССР, так как предложение Германии в русле пассивной политики статус-кво не вынудило ее перейти на стадию сохранения либо угасания. По сути само соглашение, если убрать цели, которые преследовали обе стороны, равнозначно для обеих сторон - предлагается перевести именно Германию в новое качество при возможном конфликте. Качества и стадии роста как АиФ, так и СССР остаются прежними. Непринятие договора обусловлено существенной разницей в целях сторон, а разница целей - в различных стадиях роста и угасания пытающихся договориться государств.
Активностью политики статус-кво АиФ продиктованы обязательства Польше (др.). Польша есть и фактический второй фронт (созданный в Версале как замена, эрзац фронта РИ), теряющий свое значение с ростом СССР и Германии, и сама по себе военно-политическая сила, контроль над которой еще более усиливает одного из участников в стадии роста и уменьшает военно-политическую силу АиФ. Цель переговоров для АиФ заключается в сохранении статус-кво: не утрачивая своей военно-политической силы (контроль над Польшей и др.), перевести Германию в стадию угасания или перевести ее в новое качество совместно с СССР и с новым балансом взаимодействий военно-политических сил (также см.
эту заметку):
Для СССР цель заключается в росте с сохранением своего качества. Этот рост обеспечивается степенью активности политики с неизбежными конфликтами, сначала внутренней, а затем и расширением своей сферы влияния. На тот момент времени правильный выбор согласия или несогласия с вариантом АиФ зависит от соотношения степени своего роста со степенью роста Германии.
От этой степени, стадии роста и зависит, кто перейдет в новое качество в возможном общем конфликте. У кого такая степень выше, тот сделает следующий шаг в нарушение баланса статус-кво, в результате чего АиФ инициирует конфликт и становится на сторону участника с меньшей стадией роста, что позволяет тому обеспечить дальнейший свой рост через новое качество проигравшего в общем конфликте.
Таким образом, согласие или несогласие на переговорах с вариантом АиФ определяет следующее:
1. Уменьшение степени активности политики роста (согласие):
а) Нарушение баланса со стороны Германии. Конфликт инициирует АиФ, Германия переходит в новое качество.
б) Сохранение баланса. СССР и Германия из стадии роста переходят в стадию угасания. Взаимодействие происходит плавное, без общего конфликта, со временем какой-либо из участников переходит в новое качество.
2. Сохранение степени активности политики роста (несогласие): Конфликт инициирует АиФ, оценивая степень стадии роста двух участников и определяя, кто перейдет в новое качество.
Приходится констатировать, что отказом заключения соглашения на условиях АиФ СССР сохраняет степень активности, но ставит в зависимость от решения АиФ неизменность своего политического статуса (сохранение государства в данном качестве). Это обусловило дальнейшие действия (см.
эту заметку), из объективного анализа которых следует, что:
Катастрофа 1941 года - прямое следствие сталинской политики, характеризующейся как "активная без подстраховки". Для наиболее верной политики, имеющей наилучшее соотношение геополитических достижений и затрат, требовалось приложить больше как временных и материальных, так моральных и интеллектуальных усилий. Также можно посетовать (и это особенно горько сознавать) на утрату преемственности имперской дипломатической школы, кадров и пр.
© А.П. Ба-н, 2013.