Ирина Титова: "Мне себе всегда нужно ставить сверхзадачи" ЧАСТЬ 2

Dec 04, 2012 09:33




А как у тебя со временем?
- Сейчас перед Новым годом у меня будет большая загруженность - начинаются корпоративы.
Тебя приглашают выступать на них?
- Да. На самом деле, моя основная занятость - это выступления. У нас создаются новые проекты. Допустим вот, может ты видела, у нас был спектакль недавно «Сказочная Древность» в театре Терезы Дуровой на Серпуховке. Там был очень интересный формат. Из обычного там были: чтица, музыканты и я всё иллюстрирую песком. Но это ещё было совмещено с театром теней. Это было что-то очень крутое и живое!
А ты запись уже выкладывала на сайте?
- Хотя это была достойная премьера, мне хочется его ещё на нескольких площадках поставить, поэтому пока не имеет смысл выкладывать запись этого спектакля. Что-то подобное когда-то делали до нас, но в этом не было никакой новации. Не то, чтобы я нас хвалю, хотя конечно, очень хвалю, у нас замечательные ребята! (смеётся) У нас получилось что-то совершенно необыкновенное, потому что каждое движение меня и тени, оно было синхронизировано.
Вы, наверное, долго репетировали?
- Да, мы очень много репетировали. Я буквально жила в этой студии, в театре, когда мы репетировали. У нас очень здорово получилось.



Ира, откуда изначально пошло искусство рисования песком?
- Это пошло от замечательной уникальной женщины Кэролайн Лиф. Она канадский художник-аниматор. Если вы знаете мультик Петрова «Старик и море», он сделан маслом по стеклу, и вот эта техника маслом по стеклу была изобретена непосредственно Петровым. А все эти техники работы по стеклу разными материалами изобрела как раз Кэролайн Лиф. Именно она создала первый песочный мультик «Песок, или Петя и волк». Кажется, это был 1969 год. Это была именно анимация, то есть стирается один рисунок, рисуется другой и таким образом появляется движение, как в классической анимации.
Извини, у тебя песок на лбу.
- (смеётся) Да, как обычно. Проблема в том, что всегда приходится выступать в чёрном, а это чёрное всегда оказывается в белом песке.



Никто не подхватил новаторство Кэролайн?
- Никто. Нет, рисовали какие-то мультики, это называется сыпучая анимация, когда просто делаются мультики с помощью песка: стираешь - рисуешь новый кадр. Но это всё было пока ещё один венгерский аниматор Ференц Цаку не решился попробовать сделать такой же мультик, просто он пробовал разные новые техники, материалы и взял песок, сделал первый мультик и понял, что возможности песка намного больше, чем это можно предположить. И, по-моему, он первый выступил с песком, понял, что с ним можно делать совершенно потрясающие перформансы.
А как ты про них узнала? Вам в университете рассказывали?
- Это просто обычный сёрчинг, когда я сама непосредственно начала этим заниматься (смеётся). Сначала я увидела ролики, а потом уже узнала, кто это делает. У нас многие знают Ксюшу Симонову, которая выступала на «Минуте славы». Именно она сделала настолько популярным это дело в России, как это есть сейчас. С ней лично я не знакома.



То есть это правда, что впервые ты прикоснулась к песку, когда зашла в гости к своей подруге-психологу?
- В какой-то степени, да.
Ты к ней на консультацию приходила?
- Нет, просто в гости. Интересно посмотреть, кто чем занимается, потому что педагог - это не профессия, это диагноз. Всё интересно, что происходит. Я всегда интересовалась методами арт-терапии, кстати, песок - это на данный момент, я считаю, один из самых эффективных методов арт-терапии. Просто вопрос в том, что никто не умеет это делать. Я имею в виду именно арт-терапию, а не песочную терапию. Арт-терапия до сих пор мало изведана. Я пытаюсь писать различные программы с моими любимыми экспертными группами, с детишками, и стараюсь узнавать новое, очень жду, когда мне выпадет возможность более плотно поработать с детьми аутистами, глухонемыми детишками. Я знаю людей, которые работают в реабилитационных центрах и используют песок в качестве какого-то вспомогательного материала в психологической работе, и эффект потрясающий. Очень хочется узнать все возможности песка, как он может влиять на самовосстановление, на реабилитацию, на детишек из детдомов, я пробовала себя в таких коррекционных учреждениях. Песок даже используют, когда переводят детей из одного детского дома в другой. Великолепный эффект, детки действительно успокаиваются, они релаксируют.
Неужели на ребёнка песок производит такое сильное впечатление?
- Что такое песок для ребёнка - это первый материал, с помощью которого он становится не просто наблюдателем, но и созидателем, человеком мыслящим и творящим. Безусловно, когда ребёнок чувствует себя творцом, он раскрепощается, например, стадия агрессии, которая присуща многим детям в процессе реабилитации, она проходит быстрее.
А что педагог делает? Просит что-то нарисовать?
- Да-да. Но конечно, если ребёнок маленький, тут больше идёт арт-терапия обычная классическая, потому что маленький ребёнок, он скорее будет подбрасывать песок, но это тоже хорошо! У маленьких детей может быть самое разное развитие.



Ты можешь сейчас быстро песком сделать что-то наподобие дружеского шаржа?
- Могу, но тебе придётся очень долго стоять (смеётся), у песка есть недостаток - он очень недолго сохраняет форму. Есть специальное средство, чтобы закреплять песок, но это слишком длительный процесс. И закрепитель очень резко пахнет. Но с другой стороны, выступление с песком, оно тем и прекрасно, что оно мимолётно, не сохраняется. Это постоянно живое движение, постоянная трансформация объектов.
Какие инструменты ты используешь, кроме рук? Кисточку вот я видела и то ли трубочку какую-то, то ли палочку, не поняла.
- Могут использоваться кисточки, карточки.
Банковские карточки?
- Можно и банковские. Я так два раза чуть не потеряла свою - давала кому-то порисовать. Самое прикольное на корпоративах просить кредитные карточки порисовать. Я у сбербанка любимый постоянный клиент - постоянно теряю карточки.
То есть ты настоящий творческий человек!
- Да (смеётся). А вот карточкой можно рисовать более прямые объекты. Например, можно сделать паруса у корабля.



Ногтями можно?
- Можно, но у них есть такое неприятное свойство - в самый неподходящий момент ломаться. Поэтому я иногда в своей работе, но не на выступлениях, использую зубочистку.
А ты ещё художником по костюмам работала, да?
- Да, это недолгий мой труд был, но это было забавно.
Что ты там делала? И где это было?
- В одной театральной мастерской это было. На самом деле, для меня самой это было открытие, потому что в чём я себя никогда не представляла, так это в работе с костюмами, но как оказалось, у меня было несколько достойных эскизов, что-то даже получилось.
Ты сама шила?
- Нееет, но я умею. Нет, художник по костюмам просто рисует, но он должен знать ткани, должен давать подробное описание цветов и тканей, которые возможно подойдут для того или иного образа.



Для того чтобы сэнд-артом заниматься, нужны какие-то особенности: длинные тонкие пальцы на руках, высокий рост, или хорошее зрение, чтобы красиво рисовать?
- У меня не такие уж тонкие пальцы… Длинные, но не тонкие. Дело в том, что художник, когда рисует, он отходит от своего полотна на несколько шагов и ещё прищуривается. Мне рассказывали историю про одного дяденьку, который был очень старый и слепой на один глаз, носил ещё очки, и он был художником. При этом, когда он учил своих ребят, он брал мольберт, всегда говорил, что нужно прищуриваться, отходил на 5 шагов от этого мольберта и ещё одним своим глазом прищуривался. Нужно постоянно видеть, особенно с песком, нужно видеть то, что ты делаешь, немного размытым. Я очень часто прищуриваюсь, у меня даже была в своё время привычка, от которой я с трудом избавилась: когда я рисовала вот так… (почти закрывает глаза)
А что этот прищур даёт?
- То, что ты видишь картину целиком. Дело в том, что наш глаз и так с трудом улавливает песок, потому что пытается ухватиться за отдельную часть. Поэтому очень часто, когда я работаю, я подключаю камеру к монитору и смотрю через монитор, что я делаю, потому что на камере и на столе получаются немного разные вещи: то, что ты вишь вживую и то, что ты видишь потом на экране.



У всех твоих работ есть сюжет и какая-то история?
- Да, естественно сюжет - это самое главное, пожалуй, что есть. Хотя, что принимать за сюжет. Вообще классические сюжетные нормы для песка неприменимы, потому что песок - это всё-таки трансформация.
А ты долго готовишься к выступлению? Или нет такого, что еженедельно проходят выступления?
- У меня каждую неделю проходят выступления. Я уже не помню, когда была бы неделя без выступлений… А нет, помню, отдыхала одну неделю весной. Я с самолёта прямо поехала на выступление. У меня очень много проектов. Я не говорю, что все они коммерческие, просто есть постоянная работа, связанная с перформансами. Естественно к любому перформансу надо готовиться.
Ты ежегодно делаешь к Новому году новый ролик. У тебя к каждому празднику ролики готовятся?
- Ну, есть некоторые стандарты, есть свадьбы, есть Новый год… Ну, как ни странно я на 9 мая несколько раз выступала. Специально я готовлю только под свадьбы и Новый год. А так всё спонтанно. Только благодаря тому, что я делала ролик на День народного единства, я узнала, что есть такой праздник.
А к концу света не планировала что-то сделать?
- У меня есть великолепная задумка. Значит 2012 год, рисуется бокал с шампанским, ёлочка, Новый год и потом берётся куча песка и со всей силы бросается в стол. Это очень красиво выглядит.
То есть разрушенный Нью-Йорк ты не будешь рисовать?
- Я могу нарисовать город в огне, я вообще люблю рисовать мелкие фигуры в огне, потому что это очень красиво выглядит. А конец света… Дело в том, что в какой-то момент увлечение концом света стало уже не смешным. Я за зомби-апокалипсис. Просто не хочется накликать, на самом деле (смеётся).



Тебя наверняка в какие-то программы звали на ТВ?
- К Дарье Донцовой звали, не пошла.
В качестве кого?
- Там была программа про депрессию и про способы, которыми можно излечиться от депрессии.
А какое самое дурацкое тебе сделали предложение?
- Ну, кроме того предложения, что сделал мой муж… Было ещё одно. Хотя он мне не делал предложение.
Как же вы поженились?
- Поженились мы очень забавно. Просто в один прекрасный день я проснулась с кольцом на пальце. Мне даже не задали вопрос, меня просто поставили перед фактом. Окольцевал и ушёл спокойно на работу. Ничего не объяснив.
Как романтично!
- Очень романтично. А на свадьбе он спросил можно ли вместо подписи поставить крестик.
Вы, правда, искали после свадьбы обручальные кольца по мотивам «Властелина колец»?
- Это была такая сказка! Это вот эти ребята из 7BiOZ придумали очень интересную штуку в стиле "Властелина колец". Общая суть: мы приехали в коттедж, который сняли, нас вышли встречать три человека, приехали мы в 12 ночи, ну с родителями сначала посидели, в ЗАГСе постояли и приехали туда. Выходят три человека с чашкой вина и просят положить кольца. Мы спрашиваем, а где все остальные. А остальные все пьяные уже. Ну, понятно, молодцы. В тот момент, когда мы кидаем кольца в чашку, меня подхватывает кто-то или что-то, и начинает всё крутиться с этого момента. То есть 2 часа это был замечательный квест. Это была необычная свадьба, это была лучшая свадьба, как говорят участники непосредственно действий. Не было скучно никому. Моя лучшая подруга, которая не умеет рисовать, выступала для меня с песком. Она специально училась, приехала в студию, забрала стол, придумала для меня ролик, выступила. Это было очень мило и здорово. Я сейчас собираюсь разводиться и хочу ещё такую же свадьбу себе.
Это шутка была?
- Да, это абсолютная шутка, она появилась прямо во время свадьбы, потому что это было незабываемое приключение, хотелось бы повторить.



Как думаешь, в Египте рай для сэнд-арта?
- Ты имеешь в виду, что там много песка? Во-первых, песок для песочной анимации просеивается, промывается, он не пыльный. Процесс по очистке песка жуткий и поэтому, к сожалению, не всегда получается сделать то, что хочешь.
А может у тебя задумки какие-нибудь есть: на пляже шоу устроить, например?
- Шоу можно устроить, где угодно и даже на пляже. Я не хочу устраивать что-то банальное. Можно конечно на пляже, но это должен быть уникальный пляж, и шоу должно транслироваться на белой отвесной скале. Для меня лично важно, чтобы это выходило за какие-то рамки.
Наверное, это мероприятие будет по карману только олигархам.
- Ну, это в принципе не бюджетное занятие, чем я занимаюсь. Нет, не в плане, что я много зарабатываю (смеётся). Есть ещё агентские и менеджерские проценты/взносы.



Ты можешь рассказать про свою татуировку на руке?
- Она недоделанная, и уже очень давно. Вообще это спутники Одина вороны Хугин и Мунин, то есть Думающий и Помнящий. Но на самом деле, это немного от другого пошло, просто их двое, поэтому я их так называю. Есть такое ирландское поверье, оно называется Ирландский рай - души умерших превращаются в воронов и возносятся к небесам, это способ реинкарнации. По сути, птица во многих культурах служит символом перевоплощения и реинкарнации. К тому же вороны самые умные и долгоживущие птицы.
Давно она у тебя?
- Да нет, 2 года где-то. У меня ещё на шее есть татуировка. Она тоже недоделанная. Райна - это радуга, символ долгого пути, бесконечного.
Почему ты вдруг татуировки стала себе делать?
- Ну, мне в принципе нравятся татуировки. Это то, на чём ты не можешь остановиться. Если ты уже сделал одну, то хочется ещё и ещё. Только вопрос в том, что многие делают по глупости или необдуманно. Мои татуировки - это символы моего существования, как напоминание на руке, чтобы помнить. Я делаю татуировки, чтобы просто не забыть.



Ира, а как ты выбираешь музыку для выступлений?
- Я очень строго к этому отношусь. Музыка - это очень важно и это одно из самых главных, что держит меня на плову, и я ненавижу, когда музыку на мои выступления подбирает кто-то другой. У меня есть небольшая база музыки, которую я выбираю под свои выступления. Она всегда соответствует 2 критериям: отсутствие вокала и чтобы музыка была инструментальной.
А качественная электронная музыка?
- Нет-нет-нет. Даже не убеждай меня в обратном. Я почти не воспринимаю электронную музыку. Я могу её слушать, она может идти фоном, но для моей деятельности я не хочу, чтобы она использовалась. Музыка должна быть мелодичная и спокойная, и не должна рвать зал.
А с какой группой ты выступаешь?
- Группа МААТА. А в записи я беру Яна Тирсена, несмотря на то, что после «Амели» он стал очень популярен. Ещё у Миядзаки великолепная музыка. Это композитор, который написал музыку к мультфильмам «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо». А ещё по поводу музыки… У меня, кстати, есть комплекс, я мало кому в этом признаюсь. То, что я стала художником, а не музыкантом. Я очень люблю музыку, но меня никто никогда не отдавал в музыкальную школу. Но в тоже время мне очень нравится процесс создания музыки, потому что это живой процесс. Когда я только думала, что буду художником, я очень комплексовала, потому что я понимала, что у меня никогда не будет контакта с моим зрителем. Ну, что я максимум приду на выставку, выпью вина и пойду обратно. А сейчас у меня есть эта возможность, и это просто невероятно. И я вам честно могу сказать, когда я начала заниматься песком, у меня не было мысли, как с остальными работами, ну что если не получится, то буду другое что-то делать. Я просто чётко поняла, что если я не буду заниматься песочной анимацией, если это не станет моей профессиональной работой, то я просто вообще ничем в жизни не буду заниматься. У меня было настолько сильное желание заниматься именно песком, а для меня, как для близнеца по знаку зодиака, раньше было важно менять род деятельности, но сейчас для меня главное достигать чего-то нового в моей сфере. Я уже больше не размениваюсь.



Ты всю жизнь намерена заниматься песком?
- Да. Я хочу открыть выставку картин.
Не песочных?
- Песочных. Сейчас в телефоне покажу. Песок - это уникальный графический материал. Я считаю, самый лучший.
Я прочитала, что ты проводишь мастер-классы и курсы, то есть любой человек может приобщиться к сэнд-арту?
- Да, конечно. Есть мастер-классы, а есть курсы - это две разные вещи. Курсы - это когда человек приходит с конкретной целью научиться. Редко для себя, скорее для профессиональной деятельности. Очень много педагогов приходит, которые хотят для своей профессии получить новые знания. А мастер-класс - это когда человек приходит буквально на один день, я учу, ему нравится, и это для себя делается. Просто чтобы человек потрогал песок, узнал, что это такое и прорелаксировал, потому что это очень сильный релакс. Песок впитывает статическое электричество, иногда об этом говорят более красиво, что он впитывает негативную энергию. Но есть совершенно научное объяснение, просто он впитывает статику.
Тебе бы хотелось, чтобы больше обычных людей приходило на занятия, а не педагогов?
- Мне всё равно, главное, чтобы человек был хороший. Были разные. Был случай, о котором стоит написать. Песок - это очень красивая техника, может, за счёт того, что он такой стихийный, создаёт немного эффект старой фотографии. Естественно большинство роликов связаны с красотой, красиво рисуются, романтические лёгкие темы. Ко мне пришла девочка, она оказалась такой немного своеобразной. Зашёл разговор о её дипломе, что она будет делать. Она сказала, что она будет снимать рождение человека. Я говорю, ну замечательно, и начинаю давать ей советы. Начинается всё это дело со звезды, которая появляется на небе, две руки её держат, потом она превращается в ребёнка. А девочка смотрит на меня, как на дуру, когда я ей всё это объясняю. Выяснилось, что всё не так должно быть. Я спросила, а как? Она говорит: «Ну, матка расширяется…» Она была медиком!!! (смеётся) Я упустила этот момент. У неё был научный подход к этой задаче.
Она сделала этот ролик?
- Не помню, что-то у неё со временем было, до диплома дело не дошло.
Ты прям диплом после занятий выдаёшь?
- Сертификат от центра нашего с моей подписью. Как ни странно, многим он нужен для работы.
И напоследок: можешь рассказать, какая у тебя мечта?
- Мне очень хочется в другой стране организовать студии и развивать эту деятельность. В данном случае моя цель - в Америке. Мне интересно создать настоящий цельный творческий проект с другими людьми из другой страны. Я хочу раскрыть все возможности песка, мало кто понимает, насколько они огромны. Чтобы это стало общеизвестным. Чтобы песочный стол стал необходимым предметом в любом школьном заведении.
А ты не планировала написать учебник?
- Я пишу сейчас видео-пособие.



Короткий блиц:
Любимый фильм? - Это фильмы, которые в детстве меня потрясли: «Куда приводят мечты» и почему-то «Таинственная река» Клинта Иствуда.
Любимый мультфильм? - Все работы Миядзаки. А ещё любимый мультик «Великолепный мистер Фокс».
Идеальный день? - Суббота.
Ты ешь по ночам? - Да.
В какую страну ты хочешь поехать в ближайшее время? - В Италию.
Лень двигатель прогресса? - Лень его тормоз.



http://sanddraw.ru/
http://sanddream.ru/

фотограф Катя Краска
интервьюер Мария Прохорова

группа ВКонтакте - Добавляйтесь!!! :)

художник, аниматор, девушка

Previous post Next post
Up