Ирина Титова: "Мне себе всегда нужно ставить сверхзадачи" ЧАСТЬ 1

Dec 04, 2012 09:32

Ирину я увидела несколько месяцев назад по телевизору на канале «Москва 24». Возможно, тогда ещё не было проекта «Живые интервью», но эта девушка меня сразу сильно впечатлила. И вот, читая свою 500 френдовую ленту, я натыкаюсь на пост с кратким рассказом про Иру Титову. Почитала все ссылки, изучила фотографии - ну, точно, это оказалась она. Ирина не только на экране, но и в жизни красивая, обаятельная, умная девушка. Когда Ирина работает с песком, она воистину похожа на настоящую принцессу, которая своими руками и усилием мысли оживляет песок, и он становится послушным, словно мудрая змея, которой факир играет на флейте, только змея, кажется, не летает так высоко. То, что делает Ирина, настоящее волшебство! Посмотрите фотографии великолепной Кати Краски в интервью, и вы сами убедитесь в этом! Знакомьтесь, Ирина Кысь Титова.

Ирина родилась и выросла в Москве в семье историков. С раннего детства проявляла живой интерес к рисованию. Закончила художественно-графический факультет МПГУ. Несколько лет занимается песочной анимацией, развивает этот вид искусства в нашей стране невероятными темпами, обучает детей, взрослых, снимает ролики на заказ и для себя. Изучает тайны мироздания путём погружения сознания и рук в свойства и возможности песка.





Что означает твоё прозвище Кысь?
- «Кысь» - это очень интересная история. Дело в том, что Кысь, если кто-то знает книгу Татьяны Толстой «Кысь», отчасти оттуда пошло, но если рассказывать мою самую страшную тайну, то когда я была совсем маленькой, когда я только родилась, я родилась с кисточками на ушах. У меня были длинные пушистые чёрные кисточки, как у белки. Был такой атавизм у меня. Но они выпали потом, естественно.
Как жаль!!!
- Да, у меня такая же реакция была, когда мне рассказали. Поэтому вот и Кысь. Сначала была Рысь, но потом решили, что это как-то странно, поэтому оставили Кысь. Это пошло ещё с института, девушка, которая давала мне прозвище, решила, что Кысь мне подойдёт больше. Но, правда, поскольку это ещё и книга Татьяны Толстой, то конечно, если отталкиваться от неё, то это не очень лестное прозвище.



Ирина, скажи, ты всегда хотела стать художником?
- Да, я не то, что даже хотела. Я всегда знала, что буду художником. Уже в какой-то момент желание стать художником переросло в некую предрешённость стать художником. Наверное, так мало у кого бывает.
Это твои родители решили?
- Нет, решила я сама, когда стала рисовать в манеже, но естественно мои родители укрепили эту веру, потому что мой отец, он сейчас доктор наук, профессор, но в молодые годы он был совершенно невероятным художником-графиком. Но это очень забавная история, потому что из-за того, что он дальтоник, то есть не различает цвета, естественно в Советское время он не смог поступить ни в один из художественных ВУЗов. Сейчас бы, конечно, с этим было проще. И в какой-то степени он, можно сказать, несостоявшийся художник. Нет, он рисует до сих пор для себя, рисует великолепно! Естественно он научил меня каким-то первым вещам.
Мама тоже кандидат или доктор?
- Мама работала преподавателем, а в прошлом она экскурсовод, сейчас пишет книги.
О тебе напишет?
- Нет, она больше для себя пишет - фэнтези литературу.
Издаётся?
- Ну, рассказы издавались в своё время, а сейчас она пытается написать одну большую-большую книгу, но поскольку она реально очень большая, там три тома должно быть, она всё ещё пишет её. Она сначала хочет всё для себя понять, очень трепетно к этому относится, потому что она сама достаточно долго работала редактором.



Тебя родители не заставляли пойти учиться на экономиста, например?
- Нет. Нельзя сказать, что меня кто-то к чему-то принуждал. Никогда в жизни мои родители ни к чему меня не принуждали. Исключая лишь то, чтобы учиться, сдавать сессию и какие-то такие элементарные вещи. Я училась в институте, и потом коснусь ещё одной интересной страницы моей биографии, я была учителем изобразительного искусства в общеобразовательной школе на полной ставке. Это было забавно, конечно.
Сколько ты выдержала?
- Год. При этом я ещё тогда работала с песком, то есть это естественно всё усугублялось. Ну, просто я решила, что если у меня педагогическое образование, то мне нужно как-то попытаться поработать в школе, узнать чему меня учили столько лет. Да, это можно сказать, самая интересная работа в моей жизни была (смеётся). И вот когда я училась в институте, когда я пообщалась с рисующими детьми в школе, я заметила, что очень многих из них родители переубеждали становиться художниками. И мне, пожалуй, все всегда завидовали, потому что мне ни разу в жизни никто не сказал, что «нет, не иди!».
Как им это удалось? У них ещё дети есть?
- Нет, я у них одна. Ну, просто видимо они очень много работали на протяжении своей жизни, воспитывала меня в основном бабушка, можно сказать (смеётся). В плане профессиональной деятельности они всегда знали, что я смогу что-то сделать. Хотя, честно говоря, они очень долго несерьёзно относились к моему увлечению песком. Да я и сама к нему несерьёзно относилась. Я вообще не представляю, как я докатилась до жизни такой, почему сейчас это моя единственная деятельность и основная.
То есть песок для тебя был как хобби?
- В какой-то степени как хобби, но достаточно быстро это всё переросло в работу. Но даже когда это переросло в работу, я не могу сказать, что это приносило мне очень много денег.



А коммерческий проект с песком можно сделать?
- Это телевидение, это реклама, но я в этом не участвовала и, слава Богу. Нет-нет-нет, я не занимаюсь этим вообще.
Ты отказываешься?
- Я отказываюсь от некоторых проектов, если они такие откровенно попсовые, или если они неприятные. Я всё-таки блюжу чистоту моего портфолио (смеётся). Ведь песок - это уникальное искусство, которым очень мало, кто владеет. В основном в Москве, если кто-то новый появляется, то это мои ученики. Я просто единственный из песочных аниматоров, кто обучает.
А остальные не могут обучать?
- Остальные не хотят обучать и правильно делают (смеётся). Это я одна такая глупая.
Это чтобы не плодить конкуренцию?
- Ну, во-первых, чтобы не плодить конкуренцию. А во-вторых, чуть позже я поняла, что не только в этом дело. Это не скупость. Дело в том, что я сама этому училась. Помощи никогда ни у кого никакой особо не просила. И я понимала, что только когда мои руки привыкнут, когда у меня появится привычка, навыки и наработки, только тогда я смогу это нормально делать и только тогда я буду что-то подсматривать и чему-то учиться. Но естественно это было долго. Наверное, если бы сейчас меня кто-то этому обучил, у меня процесс пошёл бы быстрее. То есть те знания, которые ты приобретал, знания о том, как сделать стол, знания даже таких мелочей, как какой сустав нужно выставить, как пальцы нужно сложить в определённый момент, с какой скоростью, как работать двумя руками, как делать те или иные элементы - это же всё очень сложно, на самом деле.



Тебя в интернете назвали «пионером российского сэнд-арта». Ты читаешь о себе в интернете? Тебе это интересно?
- Очень интересно, но я боюсь (смеётся). Если пишут, то хорошо. Не пишут - я постараюсь сделать так, чтобы писали.
А сейчас ты больше выступлениями занята или продолжаешь активно обучать желающих?
- Я не перестаю учить людей. Если раньше у меня было огромное количество групп, я вела очень много людей, то сейчас… На самом деле, вопрос учить за денежку или нет никогда не стоял, потому что я… нет, естественно, чтобы отбить аренду помещения какая-то денежка идёт, но финансовой цели в обучении людей у меня никогда не стояло. Это не альтруизм, если честно. Тут есть одна корыстная мысль: я очень много получаю от моих учеников. Особенно в процессе работы, когда мы делаем дипломный проект, когда они снимают свои собственные работы, и когда мы вместе с ними сидим и продумываем всё. И в процессе этой работы у меня появляются совершенно необыкновенные навыки. Почему я ещё достаточно быстро начала делать ролики на заказ, потому что у меня очень хорошо развилось воображение, связанное именно с песком. Потому что песок очень сильно отличается от других видов искусства даже по способу и по технике исполнения. Когда я помогаю другим людям, или они сами, может быть, открывают что-то, и мы вместе как-то поставили определённым образом руку, и что-то получилось, мы начинаем это развивать.



Эмпирическим путём всё получается.
- Да-да-да. Любой художник или почти любой лишён вот этой радости совместной деятельности. И когда у меня появляется возможность поработать с кем-то, неважно ученик или другой профессионал, художник, музыкант - я всегда очень рада этой возможности, потому что только в споре рождается истина, как говорил Сократ, если не ошибаюсь. Но вообще любое общение с творческим человеком, к тому же с человеком, который занимается тем же, чем и ты, что в моём случае вообще редкость, потому что я моих коллег не знаю ни одного, то есть я о них знаю, но лично очень мало с кем общалась - это потрясающий опыт.
Коллеги?
- Которые занимаются песком. Которые сами начали работать с песком, они занимают свою определённую нишу. Их, конечно, очень мало, но я общалась, слава Богу, с хорошими.



Почему ты на художника пошла учиться именно в МПГУ?
- Потому что туда было легче поступить. Потому что я никогда не пыталась брать деньги у своих родителей, и тем более мне было стыдно поступать на коммерческое отделение. А, к сожалению, у меня было два выбора: или ждать три года и поступать в какой-нибудь художественный ВУЗ, потому что обычно в Строгановку, МАРХИ не поступают с первого раза. Нужно быть вундеркиндом или со знакомствами, чтобы поступить туда с первого раза. Иногда даже вундеркиндом быть недостаточно. Есть такое секретное правило, особенно в МАРХИ, правило 4-х лет, если не ошибаюсь, когда 4 года человек пытается поступить, и в итоге его берут за упорство. И второй выбор: пойти в МПГУ. Я поняла, что не могу и не хочу ждать. Я хочу учиться, и чем быстрее я закончу, тем раньше начну работать. Хотя работать я начала буквально с первого курса. Кстати, и, слава Богу, что я поступила в педагогический, потому что эта учеба, она дала мне возможность работать. Я с первого курса работала и содержала себя сама. Мне очень нравилось работать не потому, что я зарабатывала деньги, а потому, что я каждый раз получала новый опыт. Благодаря тому, что я работала дизайнером, это была отдельная стезя моей жизни, я до сих пор сама себе могу сделать сайт, визитку, что угодно и главное, что я буду уверена в результате.
А на первом курсе ты дизайнером работала?
- Иллюстратором. У меня есть несколько детских книжек проиллюстрированных. Книжки наших молодых писателей. Чуть-чуть поработала художником по костюмам в театральной мастерской. Это отдельная история. Я могу очень долго рассказывать, кем я работала (смеётся).
Я, честно говоря, себе представляла, что ты нигде не работала, а всю свою жизнь посвятила песку! Ты с 2007 года с ним работаешь?
- Нет, получается 2008-2009 года. А обучаю, наверное, с 2009-2010-го. И выступаю на постоянной основе, наверное, примерно с того же времени. Я немного путаюсь в датах, я считаю годы по Новогодним роликам: я удаляю старый и вставляю новый Новогодний ролик.
Почему удаляешь?
- Потому что мне не нравится. Я считаю, что нужно постоянно обновлять хотя бы вот эти работы. Я не стремлюсь сделать как можно больше новых, у меня есть два любимых, которые я никогда не пересниму, но остальные все я стараюсь переснимать, потому что я нахожу какие-то новые приёмы в процессе работы, в процессе выступлений, которые могу использовать в этой работе. И мне хочется всё время улучшать. Поэтому я сейчас очень рада, когда мне дают какие-то интересные заказы. Ну, что такое песок? Это вышел, выступил, или сделал - снял, смонтировал под лиричную музыку, отослал. Но мне нравится, когда, допустим, цветной песок - заказ для телевидения был. Это что-то новое. Всегда нужно усложнять задачу. Мне себе всегда нужно ставить сверхзадачи, чтобы идти к ним, даже если я не достигну этих сверхзадач, хотя бы у меня будет опыт, который я получу в процессе движения. Вот у меня сейчас тоже есть несколько сверхзадач. Надеюсь, что всё получится. Конечно, очень хочется снять анимационный ролик. Именно анимационный.



Про вред для здоровья интересно узнать. Какие проблемы могут возникнуть при работе с песком?
- Ну, могу перечислить, как минимум две проблемы. Первая проблема заключается в том, что ты очень долго стоишь, поскольку, сидя работать очень сложно. Я бы даже сказала, практически невозможно. Потому что ты должен полностью видеть лист, полностью всю картину, поэтому я очень редко даже детям, если я занимаюсь с детьми, разрешаю садиться. Потому что самая большая ошибка, на мой взгляд, многих школ, поскольку я с этим уже столкнулась, что дети не видят полностью лист, не видят в пространстве своей работы, и в связи с этим у них немного искажается художественное восприятие. Но их приучают так работать с самого раннего детства, а будучи взрослыми приходится переучиваться или стоять, или, как минимум, работать за мольбертами, если говорить о художественной деятельности.
То есть всех надо поставить на ноги, но при этом спина отваливается?
- При этом отваливается спина, да. Как раз есть такая проблема со здоровьем. Она самая неприятная. Ну конечно, кому понравится, когда болит спина. Допустим, я очень часто выхожу и понимаю, что она у меня отваливается.
А ты йогой занимаешься? Она очень помогает.
- Я занимаюсь. Я пошла на боди-балет, это не совсем йога, но там есть элементы из неё, и он очень хорошо вытягивает позвоночник. Помогает очень. Всё-таки не хочется со сколиозом в 30 лет оказаться. Вот, а вторая проблема со здоровьем…
Песочные лёгкие?
- Песочные лёгкие (смеётся). Песок очень сильно электролизуется, потому что постоянно происходит трение. Наверное, в какой-то степени ещё идёт какая-то нагрузка на глаза, потому что ты всё-таки находишься в тёмном помещении, и если сейчас включить свет, то картина будет очень плохо видна.
А бывает, что ты попадаешь себе песком в глаза?
- Шутки шутками, никогда такого у меня не было. Ни в работе с детьми, ни со взрослыми, ни разу не было, чтобы кому-то попал песок в глаза. На самом деле, у меня такое предположение, что всё-таки попадает, потому что он не может не попадать в глаза. Просто он, видимо, настолько мелкий, вот потрогай.



Он, как пыль!
- Это и есть кварцевая пыль.
Вот, кстати, да, ты в одном интервью сказала, что нужна именно кварцевая пыль, которую надо покупать, а в ролике для канала «Москва 24» вы с ведущей обсуждали, что после занятия на полу 5 кг песка оказывается, и покупать очень дорого, а потом поехали копать песок в Лыткаринский карьер.
- Ну, не ехать же с ними, я не знаю куда, на склад какой-нибудь (смеётся).
Реально тем песком можно рисовать?
- Конечно же, можно им рисовать, вопрос только, насколько хорошо.
А я прочитала ещё у тебя, что можно кофе и мукой рисовать.
- Можно-можно. Есть разный сыпучий материал, который создаёт разные эффекты. Я это тоже вам продемонстрирую сегодня обязательно.
А сахаром рисуют?
- Сахаром… вот. Сейчас покажу. Рисуют песком. Это такая очень хитрая технология. Дело в том, что каждый материал различается по своей плотности, составу. Почему песок, а не что другое? Нет, конечно, именно аниматоры, они предпочитают использовать кофе. Кофе и как-то его смешивают с чем-то. Потому что он лучше ложится для анимационных работ. Но для живой какой-то работы, конечно лучше использовать песок.

продолжение интервью с Ириной Титовой читать здесь

http://sanddraw.ru/
http://sanddream.ru/

фотограф Катя Краска
интервьюер Мария Прохорова

группа ВКонтакте - Добавляйтесь!!! :)

художник, аниматор, девушка

Previous post Next post
Up