Трудно поверить, но на главной площади г. Советска Калининградской обл., в бывшем немецком Тильзите, можно увидеть наш родной ленинградский трамвай! Представляю, как бы я удивился, если бы заранее не знал о его существовании! Но по традиции, я всегда предварительно готовлюсь к своим путешествиям и поэтому удивился еще дома, до отъезда. Сам ленинградский трамвай “работает” в Советске памятником тильзитскому трамваю, который был открыт в 1901 г. и просуществовал до октября 1944 года. После войны в Советске трамвай решили не восстанавливать. Конечно, этот ЛС-4 на самом деле не мог эксплуатироваться в Тильзите: ведь тогда город находился в другом государстве, да и трамвайная система была узкой колеи, но тем не менее в качестве памятника в Советске решили установить вагон именно ленинградского трамвая. В принципе, наверное, понятно почему - проще и дешевле взять в Санкт-Петербурге лишний музейный вагон, чем искать где-нибудь в Германии подлинный вагон того времени.
Как выяснилось, наш герой к тому же совсем не рядовой трамвай, а тысячный вагон, построенный на “Красном Путиловце”, и в отличие от своих собратьев имел мягкие сидения с поперечным расположением в салоне. После завершения своей линейной карьеры он работал в службе пути, потом в 2006 г. был переоборудован в кафе, затем находился в нашем музее Горэлектротранса в трамвайном парке №2 на Васильевском. Здесь же, в Советске, на пл. Ленина, он установлен лишь в 2012 году.
Очевидно, что люди, не разбирающиеся в истории транспорта, именно так и представляют себе тильзитский трамвай, ведь никакой таблички с упоминанием того, что трамвай ленинградский, там нет…
Кстати, Советск порой сравнивают с нашим Выборгом. Эти два города схожи и по количеству жителей, и по своей судьбе, когда они отошли к Советскому Союзу и полностью сменили свое коренное население. В обоих городах сохранилось немало памятников европейской архитектуры, даже скульптура лося есть как в Выборге, так и в Советске. Трамвайные системы двух городов были тоже чем-то похожи, имели одинаковую колею 1000 мм и схожую судьбу - после войны их решили заменить автобусами… Правда, по Выборгу трамваи еще успели походить более десяти лет после его освобождения…
Думаю, что неплохо бы и в Выборге установить подобный вагон-памятник, только трамвай следует найти максимально похожий на эксплуатировавшиеся в городе. Понятно, что подлинный вагон обнаружить будет трудно, но можно сделать реплику, подобную вагону конки, что стоит у “Василеостровской”, были бы только деньги…
Все фотографии сделаны 2 августа 2015 г. во время путешествия по Калининградской области.
01.
Итак, выхожу на пл.Ленина со стороны пешеходной ул.Победы и вижу наш родной ленинградский трамвай!
02.
Подхожу ближе...
03.
Кабина. Непривычно смотрится двузначный номер вагона и маршрутный указатель на немецком. Хорошо, что еще сохранили традиционную ленинградскую окраску, ведь на самом деле вагоны
тильзитского трамвая вряд ли были красными - как правило, все трамвайные вагоны в Германии желтого цвета.
04.
Отхожу, чтобы полюбоваться на вагон сбоку.
05.
Подхожу ближе. На окнах вагона помещены фотографии довоенного Тильзита, причем, те здания и сооружения, которые были разрушены во время войны и не были восстановлены, так сказать, в советском... Советске.
06.
Обхожу вагон со всех сторон.
07.
Вид вагона сзади. Токоприемник - бугель смотрится совсем уж неестественно без контактного провода на фоне голубого неба ... Да и сам он не родной, какой-то не изящный, выполнен из трубы непривычного сечения и без контактной вставки...
08.
Вид трамвая с противоположной стороны. А вот окружение кругом совсем непривычное, не ленинградское...
09.
Прощаюсь с трамваем и иду дальше. Меня долго не покидает ощущение, что встретил в чужом городе старого и доброго знакомого!
10.
И на прощание небольшая панорама всей площади, на которой стоит наш трамвай. За него я спокоен - он находится под неусыпным взором Владимира Ильича, который тоже, вероятно, удивлен тому, как же это вагон из города Ленина попал в советский город Советск! (
кликабельно)