Широкое изучение физики, в том числе теоретической физики, является важным фактором современного образа научного мышления и существенно влияет на наше мировоззрение. Это несомненно, и это хорошо известно.
О чем хотелось бы сказать еще: образование, которое дают высшие учебные заведения физико-математического профиля, в известном смысл
е недостаточно. Имеется много признаков того, что в решающих моментах для человека большую роль играет не только логика, но и внелогическое знание. Это удивительный факт, но постепенно он становится все более понятным.
Приведу пример. Выиграв одну яркую партию, Каспаров, комментируя свой решающий ход, сказал, что он пришел к нему нелогическим путем. Обычно шахматисты перебирают в уме множество логически построенных вариантов. То же делал и Каспаров. Шло время, но ни один из продуманных вариантов не был, по его мнению, хорошим, и вдруг он «увидел» ход, который абсолютно ниоткуда не следовал, но который показался ему очень красивым.
Он его сделал и выиграл.
После партии он говорил, что ни один компьютер никогда не подсказал бы этого хода, что это был не логический ход, это был подсознательный красивый ход. Точно так же я могу сказать, что многодневная работа с какими-нибудь уравнениями порой превращается в дело, казалось бы, практически безнадежное, но нередко решение потом приходит «само».
Иногда через неделю, иногда через месяц. «Просто так» приходит. Здесь опять работает внелогическое чувство красоты, наше подсознание гармонизирует «хаос», который возник от безуспешной деятельности логической части сознания.
Поэтому, мне кажется, людям надо развивать внелогическую сторону знания. А она развивается, в частности, если мы обращаемся к предметам, не имеющим в своей основе строгой логики. Я говорю о гуманитарном цикле. Вернее, о тех дисциплинах, которые связаны с искусством. Именно искусство развивает в человеке образное мышление, формирует чувство красоты и тем самым развивает способность гармонизировать хаос.
Что такое, кстати говоря, гармонизация хаоса? Вот вы смотрите на картину художника-абстракциониста и ничего не можете понять. Но вы знаете от других, что это хорошая картина, вы пытаетесь ее понять, стоите около нее час или два и, в конце концов, у вас вдруг возникает ощущение, что- да, тут что-то есть, возникает чувство, которое и хотел вызвать художник. Это внелогическая часть вашего сознания сумела увиденный хаос гармонизировать, привести его в какую-то систему и помочь вам понять картину.
Именно об этой способности нашей внелогической части и говорится, с моей точки зрения, в рассказе Каспарова. У него в результате многолетней тренировки сложилось некое представление о красоте в шахматной партии. И в своем ходе он увидел красоту. Не логику, а именно красоту. Увидел красивый ход, который не имел логического обоснования, но оказался правильным.
Мне кажется, что тем, кто занимается точными науками, кто изучает логические дисциплины, надо этой «нормальной» логике помогать за счет внелогической части нашего сознания. Поэтому представляется полезным то, что сейчас делается на Физтехе - попытка через гуманитарный цикл приблизить студентов к понятию красоты. Это важный шаг на пути создания такой личности, которая найдет выход в любом положении, в частности, и в той самой шахматной партии, с которой я начал это рассуждение.
Борис Викторович Раушенбах. ПРАЗДНЫЕ МЫСЛИ. Очерки. Статьи. Воспоминания. Серия «Символы времени» Издательство «Аграф» 2002 г.
Бори́с Ви́кторович Раушенба́х (5 [18] января 1915, Петроград - 27 марта 2001, Москва) - советский и российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, доктор технических наук, профессор.
Кстати, а помните слоган "голосуй сердцем"?