ПАР В КЛАКСОН. АНТИМАНИФЕСТ

Dec 19, 2008 13:40


Виктор ШАПИНОВ

В те дни, когда средний класс оплакивал «украинскую мечту», мне пришлось поехать туда, где другой класс льет другие слезы, по другой мечте.

Город Горловка Донецкой области воскресным утром выглядел каким-то удивительно безлюдным по сравнению с Киевом в те же часы. Этот уголок Украины практически не был затронут докризисным потребительским бумом 2000-х годов, который дал размножиться, как грибам после дождя, тысячам кафе и ресторанов, бутиков, салонов, супермаркетов и мегамаркетов, предлагающих все нужные и не очень предметы потребления, производимые в разных уголках планеты. Здесь на гигантском химическом заводе «Стирол» производится реальный продукт, превращающийся в реальный доход, лишь потом перераспределяющийся через систему сообщающихся сосудов экономики в карманы тех, кто считает себя «средним классом». Здесь нет почти никаких следов того, что стало неотъемлемым атрибутом жизни этого самого «среднего класса». Общество потребления, к которому привык обеспеченный киевский обыватель, здесь или не существовало вовсе, или сводилось к покупке нового мобильника.

Зато в Горловке хорошо видна оборотная сторона того потребительского рая, который оплакивает сегодня киевский «средний класс». Например, вместо автоматов пополнения счета стоят собачьи будки с трогательно-издевательским названием «Пополняшка». В такой будке, согнувшись в три погибели, сидит человек, рабочая сила которого оказалась дешевле автомата. На заводе «Стирол», на десятках других предприятий работают люди, они создают прибыль, которая потом прокручивается через банк, попадает на рынок валютных спекуляций, вкладывается в кредитно-финансовую пирамиду - во все те паразитические или полупаразитические сферы, от которых кормилась значительная часть «среднего класса». И потеря работы, вынужденный и неоплачиваемый отпуск, ставшие реальностью для десятков тысяч работников на Донбассе, означает не потерю машины, купленной в кредит, а, зачастую, потерю самых элементарных средств к существованию, переход на голодный паек, отсутствие возможности пользоваться подорожавшим транспортом…

Вернувшись из Горловки, я прочитал пафосный документ под названием «Манифест среднего класса». Его автор плачется о том, как «в кредитных муках умирает украинская мечта о том, каждый, кто умеет и хочет работать, способен достичь достатка и жить по-человечески - в своей квартире, ездить на своей машине, иметь разнообразный и качественный досуг, а отпуск и Новый год проводить в Турции и Карпатах».

Так вот, те, у кого умирает мечта ездить в Турцию, пока мечта была жива и здорова, презрительно поплевывали на тех, кому и мечтать о таком не положено. А положено, скрючившись, сидеть в будке «Пополняшки», или горбатиться на заводе, или сидеть на кассе в супермаркете, - в общем, обеспечивать комфортную жизнь «украинским мечтателям», при этом самим быть за пределами того мира, где «украинская мечта» существует.

Да, своя квартира, качественный досуг, возможность саморазвития - это то, что нужно всем. Но пока мечта об этом не умерла у среднего класса «в кредитных муках», пока он мог пользоваться всеми благами потребительского комфорта, он отказывал в таком человеческом праве «низшему классу», не боролся за такую жизнь для всех, считая, что те, кто победнее - сами виноваты, мол, «работать не умеют». Что ж, теперь самодовольный среднеклассовый обыватель сам стремительно погружается на общественное дно. Может быть, и поделом?

«Манифест среднего класса» призывает всех, кого «достало», погудеть в клаксон автомобиля в определенный день, в определенное время. Но, господа, вы даже тут, даже выступая против власти, против системы, допускаете вопиющий «классовый расизм». Чтобы быть сопричастным к вашему протесту, нужно уже заранее пройти имущественный ценз - иметь автомобиль. На какой клаксон нажмет «безлошадный крестьянин», каких большинство, и каких все это «достало» уж никак не меньше вас? Получается, что даже официозная ющенковская кампания с зажиганием свечек была демократичнее, чем ваш протест, господа, ведь свечка доступна каждому…

Позвольте вас также спросить, господа, где вы были, когда цены на общественный транспорт в Киеве были повышены в 4 раза? Не вы ли это, господа, писали на Интернет-форумах, что «нищебродам» нужно платить не в 4, а в 14 раз больше? Не вы ли собирались разгонять митинги «нищебродов», протестующих против повышения цен, размахивая виртуальными кулаками?

Вы, те, кто считает себя средним классом, обижаетесь, что «высший класс», правительство и олигархия, относится к вам как к мусору. Но разве не так вы сами относитесь к тем, кто оказался ниже вас на социальной лестнице?

Вы и сегодня, протестуя, отсекаете этих людей. Вы хотите респектабельного, благопристойного бунта, в котором не место «чумазым», как говорил чеховский герой. Вы мечтаете стать «контрэлитой», а не уничтожить деление на «элиту» и «быдло» вовсе. И поэтому ваш бунт не приведет к ликвидации порочной системы, а, в лучшем случае, лишь к замене лиц у власти.

Вы, поддерживающие «Манифест», выступили против правящего слоя. И хоть вы и отгораживаетесь от действительно народных, действительно демократических слоев, которых все «достало» раньше вас, больше, чем вас, которые имеют в разы больше оснований ненавидеть сегодняшнюю элиту и желать ее свержения; несмотря на это сам факт выражения вашей гражданской позиции заслуживает уважения. Уважения и критической поддержки.

Но посмотрите, в какую форму вы облекаете свой бунт?

Сто лет назад родилось выражение «выпустить пар в свисток». Тогда основную массу протестующих, борющихся за лучшую жизнь людей в городах, составляли фабричные рабочие, работавшие с паровыми машинами. Им этот образ был близок и понятен. Можно было пустить пар на поршень, который вращает вал и приводит в действие станки, а можно - выпустить в свисток, израсходовать впустую.

Так вот, выпусканием пара в свисток тогда называли попытки пустить народное возмущение по ложному, безопасному для власти и олигархии пути. Не исключено, что «Манифест среднего класса» с его призывом гудеть в клаксон также станет своеобразным символом пустого, ложного и безопасного протеста.

За текстом и формой распространения «Манифеста» легко увидеть набитую руку мастеров политтехнологии, желающих воспользоваться народным протестом в своих, узкогрупповых целях. Автор открыто говорит, что «контрэлита должна будет создать партию, которая сконцентрирует протестный потенциал на себе». То есть, нам снова предлагается очередной проект, который на волне бунта позволит въехать на теплые депутатские и правительственные места тем, кто сегодня считает себя теневой «элитой». По-моему, мы это уже проходили году, этак, в 2004-м. Тогда были оранжевые и синие ленточки, теперь - гудение в клаксон…

Подтверждением тому - манипулятивная технология организации кампании «Клаксон». У кампании нет оргкомитета, нет лидеров, с которых можно спросить и на которых можно повлиять. Вообще нет никаких способов стать творцом протеста, можно быть лишь довольно пассивным участником, нажимающим на кнопку по команде, в день и время, назначенное другими людьми, скорее всего ему даже не известными.

В общем-то, воспроизводится очередной «майдан», когда политику, лозунги, действия определяют лидеры, тесно связанные все с той же олигархией, а массы оказываются статистами, безвольным орудием. Самое печальное и циничное, что эта абсолютно манипулятивная технология реализуется под лозунгами «мы - не быдло!».

О «Манифесте среднего класса» можно говорить еще долго. Но - sapienti sat, мудрому достаточно. Кто хочет - тот пусть участвует в очередном политическом лохотроне, катапультирует какого-нибудь очередного «вождя» во власть. Лично я в этом участвовать не собираюсь и другим не советую.

Альтернатива - создание действительно народного, низового движения. Дело более трудное, чем нажать на клаксон, но только так можно решить те проблемы, которые стоят перед украинским народом. Всем народом, а не только узкой прослойкой «среднего класса».

Інфопорн

партійна політика, скромна чарівність буржуазії, клас проти класу

Previous post Next post
Up