Автор: Любовь Ледомская
Может быть и жесткое название, но я, как и многие из детей 70-80-х годов, прошли через такое боевое крещение, как закончить музыкальную школу. Многие дети избежали это участи, а кто-то с радостью и ходил на занятия-концерты, участвовал в хорах. Были и такие. Но как мне кажется, было повальное увлечение родителей тем, чтобы «отдать ребенка в музыканты», а по-простому- параллельно с обычной образовательной школой чтобы ребенок ходил еще и в музыкальную...
Некоторым родителям нравилось развлекать себя и гостей тем, что Машенька сейчас сыграет на пианино, или Мишенька сыграет Пикколо № 25 Никколо Паганини. Но вот что чувствовали дети при этом? Я- один з тех детей, которые были волею родителей препровождены в ближайшую музыкальную школу для овладения инструментом. А это труд, каждожневный- и в отличие рисования, например, ты либо правильно сыграл ноту, либо сфальшивил. И это слышно. Не подумайте: я очень люблю музыку, у меня есть и чувство ритма, и слух, и петь я люблю. Но то, КАК прививалась музыка детям в те времена у меня, теперь уже у мамы, вызывает опасения.
В музшколу меня приняли в 8 лет, в класс фортепиано, хотя я просила, чтобы мне разрешили обучаться скрипке. До сих пор эта детская мечта живет во мне- как-то найти время, чтобы учиться играть на скрипке. На тот же момент, то ли в головах родителей-бабушек-дедушек были свежи воспоминания благородных девиц, которые музицировали по вечерам, то ли мода была тогда такая...Самым любимым уроком для меня была Музыкальная грамота, где мы изучали произведения, разбирали их, обсуждали, узнавали новое. И учительница была чудесная. А вот с музграмотой (сольфеджио) и хором было сложно. Жесткие учителя, минимум удовольствия от того, что мы делали. Сами профильные уроки у меня вела хорошая и заботливая учительница, у который музыка и игра на фортепьяно были призванием. Только вот меня смущали планы родителей «пустить» меня по плану поступать в консерваторию. Скажу сразу: для тела, особенно спины и шеи, игра на фортепьяно- серьезное испытание. Статическое положение, гаммы и работа по 1-2 часа каждый день- это очень серьезное испытание для ребенка. И для меня это было именно таковым. А прибавьте еще стресс от регулярных отчетных концертов, игра в паре с партнером (5-7 классы), и все это в добавление к основной школе. Отдыхать было некогда. Работа и работа. Музшколу я окончила в 1990 году с красным дипломом, отказавшись от дальнейшей музыкальной карьеры и пойдя в экономику и финансы.
А музицировать для души я начала парой лет позже, когда пошла советсткая эстрада, рок-группы и популярные песни. Вот их я легко подбирала без нот на фортепьяно, подпевая то голосом Пугачевой, то Аль Бано и Ромины Пауэр. К чему я? Вот наконец-то в то время пришло наслаждения музыкой, понимание, а самое главное - чувствование мира через музыку.
Сегодня я мама и у меня нет ни малейшего желания насильно заставлять ребенка изучать музыку. Напротив, я выбрала другой способ: в свободном доступе для сына у нас стоит и фортепиано, и десяток обычных инструментов, вроде дудочек, флейт, трещалок, дуделок. Сын берет и свободно экспериментирует со звуками, а иногда втроем-вчетвером мы играем прикольные «африканские» мелодии и ритмы. В 5 лет я подарила сыну небольшой простой детский синтезатор, где можно под ритм самому придумать музыку, записать ее, послушать другие записи, попеть, поэкспериментировать с имитацией звуков и инструментов (синтезатор дает такую возможноть- от звуков животных, до других инструментов вроде барабанов и свирели). Бывает, что и в 7 утра, и в 11 вечера на сына снисходит вдохновение- он поет, придумывает свои аранжировки. А недавно выучил песню Игоря Корнелюка «Подожди-дожди-дожди, я оставил любовь позади» (у нее отличный танцевальный ритм)- и поет ее, и играет, и еще танцует под нее. Я помогаю сыну выбирать музыку на радио и рассказываю о ней- и точно взахлеб и с восхищением, поэтому сыну привилась моя любовь к музыке. А еще через музыку мы чувствуем то, что иногда нельзя выразить словами. Глубокую грусть, меланхолию, бешеную радость, ностальгию...И дать выход этим чувствам и эмоциям.
Музыка не должна быть насилием или способом реализации родителем своих амбиций за счет ребенка. Пусть ребенок сам выберет инструмент по душе, а если захочет пойти на музыкальные уроки, то можно дать попробовать разные инструменты, послушать, самому их потрогать перед тем, как отдать его или ее в музшколу. Положите в доступе музыкальные инструменты, чтобы ребенок пробовал, экспериментировал- он выберет сам. Приглашайте маленьких друзей, чтобы они играли-музицировали вместе- так больше радости и резонанса от музыки. Также можно сходить с ребеком на концерты, в оперу, в музыкальный театр, только чтобы представление было по возрасту. Мне нравится смотреть на живые возможности человеческого тела- как человек танцует, поет, играет- ведь не все со временем заменят технологии, так? Это так природно и натурально. У меня очень много восхищения и уважения к людям, которые создают исскуство с помощью тела и своих таких навыков- танца, пластики, мимики, голоса, игры на инструменте. Потому что каждый из нас внутри- творец, способный не только потреблять, но и создавать. А музыкальные инструменты- отличный способ дать попробовать маленькому ребенку создавать и творить от души.
Ну а если все-таки захочется сделать из ребенка Моцарта или Паганини, предварительно почитайте книгу Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» . Эта книга о том, как воспитывают своих детей китаянки. Автор книги - выпускница Гарварда, известный и состоявшийся учёный китайского происхождения. Процитирую одну из рецензий: «Своих дочерей автор отдала на фортепиано и скрипку. Девочки занимались музыкой и в свой день рождения, и во время болезни (на таблетках и жаропонижающих). Даже в отпуске обязательно нужно было заниматься по несколько часов. Если скрипку с собой можно было возить, то фортепиано находили в отелях, монастырях, библиотеках, ресторанах, магазинах. Всё что угодно, чтобы опередить других детей и показать высший результат.». Как говорит одна из рецензий «Своей подчас шокирующей книгой Эми Чуа напоминает, что только тяжёлый труд приводит к успеху, а просто так ничего не даётся.»
Но во имя чего этот труд? И какой ценой? И с какими последствиями? И эта работа для блага ли ребенка, или от выживания и конкуренции в этом огромном мире?
Об авторе: Любовь Ледомская, Редактор портала «Высокая чувствительность», автор статей, мама 7-летнего сына. Выпускница детской музкшолы № 4 им. Д. Шостаковича (Киев, Украина)- красный диплом по классу фортепиано; Золотая медаль за отличную учебу, Кловский лицей с углубленным изучением английского языка(Киев, Украина, 1992 г); выпускница различных программ ВУЗов ГарвардскогоУниверситета (США), Университета Пурдью-Диплом Магистра Бизнес-администрирования (2002), Университет Питтсбурга, Университет Техаса в Остине (все- США), Университет Женевы (Швейцария), Лондонской Школы Экономики и Политических наук (Великобритания). В 1997 году была принята на курс Магистра Экономики в Кембриджский Университета (Великобритания). Консультант по вопросам личных финансов и финансовой независимости с 24-летним опытом.