Jul 02, 2020 00:54
В отличие от древних служб Октоих и Минеи, многие из которых сложены святыми людьми, служба святителю Иоанну Сан-Францисскому и Шанхайскому современная, из чего следуют как достоинства, так и недостатки. Она призвана отвечать запросам человека 20-21 века, но, вместе с тем, несет на себе отпечаток мышления автора. Это касается как портрета самого святого, так и изображения окружавших его исторических обстоятельств.
"Попечение о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых..."
Довольно тёмная фраза. Как может попечение о пастве быть прообразом молитв за весь мир? Прообраз это то, что было задолго до какого-либо события.
Слово странствие уже "зарезервировано" в службе Постной Триоди для Тайной вечери (странствие в значении гостеприимство). В данном случае оно просто прикрывает неприглядную реальность: изгнание и бегство из своей страны. Отметим, что именно твердая государственная власть смогла собрать страну, тогда как как "белые" рвали ее на части с разных сторон при военной и материальной поддержке иностранных держав. Изгнание - всего лишь следствие поддержки разорителей Руси.
"Тако веруем" снова разрывает текст. И почему "тако", а не "сице"?
Склонность к готовым словосочетаниям, говоря прямо, к литературным штампам - единонадесятый час (стихира по полиелее), многотрудное житие, непостыдное предстательство (песнь 1), враги, лукавнейшие паче всея земли (песнь 7) - беда не только данного автора, но и практически всех современных гимнографов. Несмотря на обилие знакомых фраз, текст производит впечатление новодела. Но это стилевые моменты. Есть более существенная проблема: личные пристрастия автора службы. Так в песни 8 проводится довольно спорная мысль о духовном значении земного царства:
"Егда царствия православная на земли падоша и забвению предана быша, не престал еси победы просити царем благоверным... яко тех держава благословенна есть от Бога..."
Вывод из всего этого простой. Невозможно брать службы, составленные малограмотным автором (прообраз, странствие), в политическом расколе, без глубокой вдумчивой редакции. А лучше писать их заново.
русские святые,
Церковь,
ЦСЯ,
гимнография,
церковная традиция