Коллекция Суздальского музея расположена на двух основных площадках - в Архиерейских палатах Суздальского Кремля и в Спасо-Евфимиевом монастыре. Я сфотографировала только небольшую часть экспозиции, то, что мне было наиболее интересно.
Сначала будет несколько икон из Архиерейского корпуса.
"Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба". Последняя четверть XVII - начало XVIII вв.
У этой иконы - очень красивые узорчатые клейма... Особенно выигрышно смотрится тонкий кружевной орнамент на светлом фоне.
"Благовещение"
Происходит из Покровского монастыря в Суздале. Середина - третья четверть XVI в.
В этой иконе меня порадовали белые гуси-лебеди в нижней части иконы (никогда не видела такого...)
Две потрясающей красоты изразцовых печи. Первая - традиционный синий кобальт:
А вот вторая - чудесного вишневого цвета:
Перемещаемся в Спасо-Евфимиев монастырь. Там открыты две экспозиции древнерусского искусства - "Золотая кладовая" и "Русская икона XVIII - начала XX века".
Корсунская икона Богоматери, в киоте.
Первая половина XVI в.; оклад, малый киот и створки - 1590 год; большой киот - 1877 год, мастер А. Жилин.
"Всемирный потом", начало 19 в.
Когда я увидела эту икону, я застыла в большом изумлении. Вот эта черная "шляпа" в центре композиции... или "летающая тарелка"... что это вообще такое? Никогда ничего подобного не видела. Долго рассматривала эту интереснейшую живописную доску... Просто поразительный артефакт. Какие драматические, даже трагические мизансцены созданы автором... А эти красные одежды, а острые черные ножки в сапожках-носочках...
Процитирую описание иконы с сайта Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
"В центре композиции представлен ковчег в виде темно-коричневой трехъярусной ладьи со стенами и округлой кровлей, с закрытыми дверью и окнами. Вокруг ковчега в водах серо-синего и светло-голубого цвета волны несут людей, животных, постройки, деревья и доски. Слева и справа от ковчега три дерева со спасающимися на них людьми. Справа накренившееся башнеобразное здание красного цвета, с зеленой кровлей. Внизу изображены лежащие жены с младенцами. Слева вверху - две летящие птицы."
Вверху, слева от ковчега, надпись черным: "ПОТОПЪ БЫСТЬ В ЛѢТО ХА (601) ЖИТЇѦ НОЕВА А Ѿ АДАМА ВСМГ (2243) // АПРЕЛѦ КЗ (27) ДНѦ И ПРЕБЫСТЬ НОИ В КОВЧЕГЕ ЦЕЛОЙ ГОДЪ // ЇЗЫДЕ В ЛЕТО ВСМД (2244)".
Первая фотография иконы целиком взята с сайта музея - в этой репродукции цвет фона более насыщенный и яркий, чем в оригинале. Далее - мои фото, у меня цвет фона получился бледнее, ближе с серому. Истина, как всегда, лежит посередине.
(посмотреть икону в хорошем разрешении можно тут -
https://www.icon-art.info/hires.php?type=1&id=7272)
Чудесная Богоматерь с младенцем.
Михаил Пономарев. "Спас на престоле". Около 1674 г. В оригинале - очень красив и необычен светлый фон холодноватого оттенка.
Апостол Иоанн Богослов. Конец XVII в.
Михаил Кириков. "Святой мученик Христофор". 1910 г. Очень редкий для русской иконописи тип иконографии.