Рецензия 2

Apr 22, 2016 11:00

Это вторая рецензия на рукопись "здесь люди". Для тех кто вчера не прочитал - моя книга (пока не изданная) номинируется на премию "Национальный бестселлер", и сейчас жюри выбирает шорт-лист из "длинного" списка.
Эта не самая приятная рецензия, что уж тут.
Тщеславие не хотело выкладывать ее, но я пытаюсь с ним бороться, поэтому этот пост есть.
В рецензии меня раза три назвали хрупкой девушкой. Интересно почему? Автор меня не видела, неужели в книге это есть? Или это такой желаемый образ на антитезе "война-хрупкая девушка" - была такая хрупкая, почти стеклянная, а вот взяла и поехала на войну (!), ах молодец, гордимся и говорим спасибо?
Когда-то давно, когда получила кандидата в мастера спорта по дзюдо, и душила здоровых мужиков на татами, тогда еще помнится подумала, что никогда меня не будут воспринимать хрупкой. (Да, я молодец, чо - хвалим и любим нашу Дуню)
Мне правда интересно, я произвожу подобное впечатление?

Итак рецензия
Ольга Погодина-Кузмина (оригинал читать здесь):

"
Женское лицо войны«Дневник» - так обозначен жанр рукописи Евдокии Шереметьевой «Здесь люди». Основной корпус текста составляют выдержки из сетевого дневника автора в Живом Журнале, эти заметки соединены пояснительными репликами, в которых раскрываются дополнительные обстоятельства описанных в дневнике событий.
Тема горькая - война на Донбассе.
2014 год, среди вороха новостей о Крыме и Олимпиаде обжигает внезапная новость - «въехали танки». Хрупкая девушка, москвичка, у которой не было недостатка в развлечениях, вдруг принимает события в Донецке и Луганске как собственную боль, личную катастрофу.
Я хорошо помню этот момент. Сама возможность войны своих со своими (мы же никогда не исключали Украину из числа «своих»), казалась абсурдом, нелепой шуткой. Эта война не укладывалась в голове. Обстрелы, танки и «грады», слезы старух и раненые дети не только вызывали боль и острое сочувствие. Казалось, там, в этом уголке несчастной русской земли, кто-то отпер запретную комнату, из которой вырвались полуистлевшие призраки нацистских айнзац-команд, палачей, полицаев. И навстречу им из могил поднялись павшие солдаты. Это ощущение ожившего хоррора надолго загнало меня в депрессию. Зловонное дыхание войны и по сей день ощущается повсюду, мы до сих пор живем с ощущением беспомощности перед этим внезапным обвалом всех идей гуманизма. Думаю, это еще не конец беды.
Что касается автора рукописи, нужно сказать, что Евдокия Шереметьева - уникальный пример того, как «девочка, живущая в сети» превратилась в человека, спасающего жизни и дарящего надежду. Хрупкая девушка отправилась на Донбасс с грузом гуманитарной помощи, почти не представляя, куда она едет. Ее вел интернет - друзья и друзья друзей, случайные читатели сводили тех, кто был готов оказать помощь с теми, кто остро в этой помощи нуждался.
Не буду описывать приключения Дуни - они в чем-то уникальны, а чем-то типичны. О том же писал и Захар Прилепин, который тоже собирал через свои блоги помощь для пострадавших от войны, и Марина Ахметова, которая путешествовала по приграничным территориям и брала интервью у самых опасных участников военного противостояния, чтобы рассказывать правду об этой войне. Об этом писали и другие волонтеры. Все эти тексты - важные документы времени, свидетельства неоднозначных и еще ожидающих трезвой оценки событий.
Но с каким бы трепетным чувством мы не читали эту рукопись, все же нужно признать, что к литературе она имеет опосредованное отношение. Слишком многих условий недостает для того, чтобы поставить дневник Шереметьевой в ряд художественных явлений. При всем уважении к отважной работе автора, не получается рассматривать этот перечень записей из блога как литературный акт.
И здесь вина не столько автора, сколько номинатора, который предложил эту книгу к рассмотрению. Автору же остается только сказать спасибо."

Нацбест, моя книга, книги, мама Колбасы

Previous post Next post
Up